УИД 02RS0011-01-2022-000079-04 †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Дело № 2-69/2022 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 января 2022 года с. Шебалино Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи
Дело № 2-69/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Т.В. Поленниковой,
при секретаре А.А. Иркитовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение о понуждении к выполнению законных требований,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай очистить улицы от снега и снежных валов вдоль проезжей части, а именно в <адрес>, обратив решение к немедленному исполнению.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение выявлены существенные нарушения требований Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В соответствии с соглашением между администрацией МО «Шебалинский район» и сельской администрацией МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение от <ДАТА> часть полномочий, а именно полномочия по содержанию автомобильных дорог, переданы администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение.
Согласно п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) (далее - ГОСТ Р 50597-2017) сроки ликвидации рыхлого и талого снега, окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик не более 24 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки – с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
На основании п. 8.6 ГОСТ Р 50597-2017 на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0-2,5 м. Вывоз сформированных снежных валов с улиц осуществляют в течение 12 дней с момента окончания снегопада.
В нарушение указанных требований на территории МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение снег с проезжей части убирается на обочины дорог. Снежные валы формируются на протяжении проезжей части всех улиц МО Верх-Апшуяхтинского сельского поселения и их уборка не производится. Проведенной проверкой установлено, что на всем протяжении улиц <адрес> ширина очищенной проезжей части от снега не превышает ширину колесной базы транспортных средств, в связи с чем, отсутствует необходимое пространство для движения пешеходов на проселочных улицах (дорогах), в виду наличия неубранного снежного вала с проезжей части. Прежде всего, в данной ситуации страдают несовершеннолетние, которые ежедневно осуществляют движение в образовательные учреждения и обратно по опасным дорожным участкам, поскольку за снежными валами в виду маленького роста они не могут видеть движение транспортных средств, а водители могут не заметить несовершеннолетних.
В виду вышеизложенного, прокурор ходатайствует о немедленном исполнении решения по административному делу, так как вследствие особых обстоятельств замедление исполнение решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и иных граждан.
Истец в лице помощника прокурора Сабашкиной А.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчик администрация МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что <ДАТА> помощником прокурора Шебалинского района Сабашкиной А.А. с участием начальника ОГИБДД ОМВД России по Шебалинскому району Осницким В.А. составлен акт соблюдения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения автомобильных дорог в <адрес>, <адрес>. В ходе проверки установлено, что снег с проезжей части убирается на обочины дорог. Снежные валы формируются на протяжении проезжей части всех улиц и их уборка не производится. Нарушены пп. 8.1, 8.6 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст).
Из материалов дела следует, что согласно пп.1.1 п.1 «Соглашения между Администрацией МО «Шебалинский район» и МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение о передачи части полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения» утвержденного решением Совета депутатов МО «<адрес>» <ДАТА> <Номер изъят>, решением сельского Совета депутатов сельской администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение от <ДАТА> <Номер изъят>, администрацией МО «Шебалинский район» переданы администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение часть полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения по содержанию автомобильных дорог, установленных согласно IV раздела приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог».
Согласно приложения <Номер изъят> к вышеуказанному Соглашению переданы автомобильные дороги <адрес>, <адрес>.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее, также - ФЗ "О безопасности дорожного движения") обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии со ст. 3 поименованного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Из положений ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как указано в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ ("Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее, также - ГОСТ Р 50597-2017) установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
На покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017). Обочины дорог категорий IА, IБ и IВ должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины (п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017). Формирование снежных валов не допускается на мостовых сооружениях дорог и улиц (п. 8.9 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее, также - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 14 Закона о местном самоуправлении установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Закона о местном самоуправлении).
Таким образом, подтвержден факт ненадлежащей уборки снега и снежных валов на улицах МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение, влекущие нарушения требований безопасности дорожного движения.
При принятии решения суд также учитывает признание иска представителем ответчика. Поскольку признание настоящего иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска представителем ответчика.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Шебалинского района Республики Алтай подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование об обязании администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение принять меры по очистке дорог от снега и снежных валов, учитывая, что замедление исполнение решения может нанести значительный ущерб интересам граждан, представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение удовлетворить.
Обязать администрацию МО Верх-Апшуяхтинское сельское поселение Шебалинского района Республики Алтай очистить улицы от снега и снежных валов вдоль проезжей части, а именно в <адрес>.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2022
Председательствующий Т.В. Поленникова