Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3231/2022 ~ М-2585/2022 от 15.07.2022

Дело № 2-3231/2022 (УИД: 44RS0001-01-2022-003881-09)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2022 года          г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.

при секретаре судебного заседания Макарычеве Д.М.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вохомского района в интересах Попова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Вохомского района обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с иском в интересах Попова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом ривароксабан (ксарелто) 20 мг. в необходимом объеме по медицинским показаниям; взыскании денежных средств, израсходованных на приобретение лекарственных средств, в размере 9 882,50 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Вохомского района проведена проверка по обращению Попова В.А., в ходе которой установлено, что он является инвалидом ... группы, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» с диагнозами: ... Согласно выписке из стационарной карты № ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» в связи с наличием указанных заболеваний Попову В.А. рекомендован прием лекарственного препарата ривароксабан (ксарелто) 20 мг. по 1 дозе в день постоянно. Попов В.А. состоит в федеральном регистре пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. Из информации ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» следует, что соответствующие заявки на льготный лекарственный препарата направлялись в Департамент здравоохранения Костромской области, а также в отдел льготного лекарственного обеспечения ГУП «Костромская областная аптечная база» ежемесячно в период с февраля по июнь 2022 года. Попову В.А. <дата> выдан рецепт на получение льготного лекарственного препарата ривароксабан (ксарелто) 20 мг. №100, вместе с тем, данный препарат им получен не был в связи с его отсутствием в аптечном пункте. В связи с необеспеченностью спорным лекарственным препаратом Попов В.А. был вынужден самостоятельно приобретать его за счет личных денежных средств <дата>, <дата>, <дата> Общая сумма расходов на приобретение составила 9 882,50 руб.

В судебном заседании прокурор Вохомского района не участвует, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.

Истец Попов В.А. о рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Пашкина Л.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В представленном суду отзыве указала, что департамент предпринимает все необходимые меры для обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих соответствующие права на это. Кроме того, добавила, что заболевания истца относятся к региональной программе, по ним обеспечение лекарственными препаратами производится только в течение 6 мес.

Представитель третьего лица ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» в судебное заседание не явился при надлежащем его извещении о дате, времени и месте его проведения.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.    

В силу ч. 2 ст. 80 данного Федерального закона при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).

В соответствии со ст. 82 данного Закона источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 №2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно разделу V которой источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Так, в приложении №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, поименованы неработающие инвалиды II группы, которые подлежат обеспечению всеми лекарственными средствами а также средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям) бесплатно.

Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утверждён Порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета) ( п.1.5 Порядка).

Истец Попов В.А., <дата> года рождения, является инвалидом ... группы, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» с диагнозами: ..., в связи с чем состоит в федеральном регистре пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

Согласно выписке из стационарной карты № ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» в связи с наличием указанных заболеваний Попову В.А. рекомендован прием лекарственного препарата ривароксабан (ксарелто) 20 мг. по 1 дозе в день постоянно.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Истец Попов В.А. я вляется пациентом, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение, что установлено судом и не оспаривалось сторонами. В силу этого истец должен быть обеспечен лекарственными средствами в необходимом размере.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с п. 27 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Ссылки представителя ответчика на надлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению истца необходимыми лекарственными препаратами, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку из представленного в материалы дела счета на пациента Попова В.А. следует, что за период с января по июня 2022 года он не обеспечивался лекарственным препаратом ривароксабан (ксарелто).

Доводы представителя ответчика о том, что диагнозы, установленные истцу, являются основанием для льготного лекарственного обеспечения только в течение 6 мес., основаны не могут быть приняты судом во внимание, поскольку Попов В.А. обладает правом льготного обеспечения лекарственными препаратами как инвалид II группы на постоянной основе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Вохомского района в интересах Попова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанность обеспечить лекарственными препаратами.

Разрешая требования о взыскании денежных средств, израсходованных на приобретение лекарственных средств, суд исходит из следующего.

В силу положений статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Поскольку материалами дела подтверждено несение Поповым В.А. расходов на самостоятельное приобретение лекарственного препарата ривароксабан (ксарелто) в общей сумме 9 882,50 руб., (история операций по дебетовой карте №****№, открытой на имя Владимира Александровича П., история операций по дебетовой карте №****№, открытой на имя Владимира Александровича П., чек-ордер от <дата>), требования о возложении на департамент здравоохранения Костромской области обязанности компенсировать понесенные расходы на приобретение лекарственного средства также подлежат удовлетворению в заявленном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 9 882,50 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3231/2022 ~ М-2585/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попов Владимир Александрович
Прокурор Вохомского района
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Вохомская межрайонная больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Нефёдова Любовь Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
15.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2022Передача материалов судье
20.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2022Судебное заседание
14.09.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022Дело оформлено
18.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее