УИД:
Дело № 2-1943/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре Тишиной Е.Н.,
с участием истца Кондрашова А.В.,
представителя ответчика Бурцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Кондрашова А.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Кондрашов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР), в обоснование которого указал, что в сентябре ... года обратился в ОПФР с документами о назначении страховой пенсии по старости. Документы сотрудниками ответчика были приняты и истцу сообщили, что пенсия ему будет назначена по достижении возраста 61 года, то есть с ... года, предоставление каких-либо дополнительных документов либо написания заявления с истца не требовали. ... года истец позвонил в ОПФР, где ему сообщили, что его документы переданы в отдела расчета пенсий, и что ... года он получит сообщение о назначении пенсии, никаких дополнительных документов и заявлений с истца не потребовали, однако ... года никаких сообщений истцу от ОПФР не поступало. ... года в личном кабинете истца на сайте «Госуслуги» было опубликовано сообщение о предполагаемом размере пенсии истца. ... года истец позвонил в ОПФР, и только в этот день ему было разъяснено, что необходимо подать заявление о назначении пенсии, что истцом и было сделано. Истец полагал, что по вине сотрудников ОПФР ему не была назначена страховая пенсия по старости с ... года.
На основании вышеизложенного истец просил суд обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с ... года.
В судебном заседании истец Кондрашов А.В. исковые требования поддержал. В дополнение пояснил, что ... года он звонил в ОПФР по телефону ......, ... года и ... года звонил по телефону ......, уведомление в личном кабинете истца на сайте «Госуслуги» было им получено ... года, что подтвердил суду предоставлением на обозрение информации со своего смартфона и распечаткой указанного уведомления.
Представитель ответчика Бурцева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование указала, что ... года истец обратился в ОПФР по вопросу заблаговременной работы по назначению ему страховой пенсии по старости. Заявление на заблаговременную работу у ответчика отсутствует, согласно программным данным это было устное обращение. При устном обращении гражданину дают консультации про то, какие документы необходимо предоставить в ОПФР. При завершении работы по регламенту должны были написать уведомление истцу, однако работа по уточнению индивидуальных сведений была завершена ... года. Данная информация должна размещаться на сайте «Госуслуг» с выпиской из индивидуального лицевого счета, и истец мог ознакомиться с ней, в выписке содержатся сведения, на какую дату истец имел право на назначении пенсии. Однако, истец с заявлением за назначением пенсии обратился только ... года. Также не отрицала, что номера телефонов ...... и ...... принадлежат ОПФР, и по состоянию на ... года в распоряжении ответчика имелись сведения о праве истца на назначение пенсии с ... года, а также то, что уведомление по почте истцу не направлялось.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ, правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ утверждены «Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н), действовавшие до 01.01.2022 года.
В силу п. 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Аналогичные положения содержатся в п. 13 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н, и действующих с 01.01.2022 года.
В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему «личный кабинет застрахованного лица», а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
Из материалов дела следует, что ... года истцу Кондрашову А.В. исполнялось 60 лет.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ определено, что мужчинам, достигшим в 2021 году возраста 60 лет страховая пенсия по старости назначается по истечении 36 месяцев.
В то же время, частью 1.2. статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно расчету страхового стажа истца, по состоянию на ... года указанный стаж составлял более 42 лет, что давало истцу право на назначение страховой пенсии по старости с 61 года, то есть с ... года (л.д. 38).
Как следует из материалов дела, ... года Кондрашов А.В. обратился в ОПФР в рамках проведения заблаговременной работы по назначению пенсии (л.д. 36-37).
Как следует из объяснений представителя ответчика, по состоянию на ... года в распоряжении ответчика имелись сведения о том, что Кондрашову А.В. может быть назначена страховая пенсия по старости по достижении 61 года.
В силу п. 3 «Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1, ПФР обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
... года ОПРФ был утвержден Регламент взаимодействия структурных подразделений ОПФР при проведении заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для установления пенсии (далее – Регламент) (л.д. 43-53).
Согласно п. 1.5. Регламента, заблаговременная работа проводится в отношении застрахованных лиц, выходящих на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, за 24 месяца до предполагаемого права на установление пенсии.
В соответствии с разделом 3 Регламента, при личном обращении гражданина за проведением заблаговременной работы специалист клиентской службы формирует для выдачи гражданину уведомление о представленных документах с указанием периода, в течение которого необходимо подать заявление о назначении пенсии (приложение 4) (п. 3.1.13). Специалист отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц информирует застрахованное лицо о завершении заблаговременной работы, возможности назначения пенсии в автоматическом режиме (приложение 7, 8) (п. 3.6.12). Уточнение сведении о пенсионных правах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования для назначения пенсии завершается не позднее, чем за 2 месяца до наступления права на установление пенсии, за исключением заблаговременной работы, проводимой с инвалидами (п. 3.10).
Таким образом, заблаговременная работа по назначению истцу страховой пенсии по старости в соответствии с положениями указанного Регламента должна была быть завершена не позднее ... года, и истцу должна была быть предоставлена информация о необходимости и сроках подачи заявления о назначении пенсии.
Вместе с тем, каких-либо документов об уведомлении истца о завершении заблаговременной работы и сроке, в течение которого истцу необходимо было подать заявление о назначении пенсии, стороной ответчика не представлено.
Сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости были сформированы и отправлены ответчиком истцу в личный кабинет на сайте «Госуслуги» лишь ... года, после чего истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ... года (л.д. 40-42, 54-55).
При этом, как следует из материалов дела, истец осуществлял телефонные звонки в ОПРФ ... года и ... года, однако, как следует из объяснений Кондрашова А.В. сотрудниками ОПФР по телефону ему также не было разъяснено о написании и подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 27-34). Указанные доводы ситца стороной ответчика не опровергнуты.
На этом основании суд приходит к выводу, что исковые требования Кондрашова А.В. о назначении страховой пенсии по старости с ... года подлежат удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондрашова А.В. – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить Кондрашову А.В. (СНИЛС ) страховую пенсию по старости с ... года.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 10 ноября 2022 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин
Решение суда в окончательной форме составлено 10 ноября 2022 года.
Судья: подпись Р.А. Синягин
Решение суда в законную силу не вступило.
Подлинник документа подшит в деле 2-1943/2022, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.
Секретарь судебного заседания Е.Н. Тишина