Дело №2-536/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тихорецк 29 июля 2019 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Борисовой Р.Н.,
секретаря судебного заседания Литвишко С.А.,
с участием истца Антиповой С.Ю. и ее представителя – адвоката Михайловской Л.В., представившей удостоверение № 3755 от 04.09.09 и ордер № 073508 от 22.04.2019,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края – Левенец Р.В., действующего на основании доверенности от 07.05.2019 № 01-2599,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антиповой Светланы Юрьевны к государственной учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Антипова С.Ю. обратилась в суд с иском к государственной учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (далее – УПФ) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением УПФ от 29.01.2019 ей отказано в установлении досрочной пенсии, ссылаясь на отсутствие требуемого 30-летнего стажа. Пенсионным органом в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости не включены следующие периоды: с 10.02.1999 по 31.12.2001, с 08.02.2002 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 31.12.2008, с 21.01.2009 по 11.07.2011, с 30.07.2011 по 15.07.2012, с 01.08.2012 по 25.07.2016 в Муниципальном образовательном учреждении Белоглинский специальный детский сад для детей с нарушением слуха, который с 22.10.1999 переименован в «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида», с 16.08.2005 переименован в «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии – детский сад муниципального образования Белоглинский район, с 28.10.2005 переименовано в «Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии детский сад с. Белая Глина Краснодарского края», с 08.09.2009 переименовано в Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с. Белая Глина Краснодарского края», с 26.07.2011 переименовано в «Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с. Белая Глина Краснодарского края», с 26.12.2014 переименовано в «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 Белоглинского района», так как учреждение «детский сад» не поименовано в разделе «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также период с 16.10.2018 по настоящее время в ООО «Санаторий «Рябинушка».
Истец считает, что указанные периоды должны быть учтены пенсионным органом при определении специального стажа, просит в судебном порядке признать право на досрочное установление страховой пенсии по старости, а решение УПФ об отказе в установлении пенсии - незаконным.
В судебном заседании истец Антипова С.Ю. и ее представитель Михайловская Л.В. настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края – Левенец Р.В. иск не признал, возражал против его удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания и порядок назначения пенсии, реализация права на получение пенсии, определены Федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.071956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
С 01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года №400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии"), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Досрочная страховая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложение N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ срока.
Приложение N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ срока регламентирует сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального Закона в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 года по 2023 год и далее.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Решением №190000001331/60576/19 от 29.01.2019 УПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район Антиповой С.Ю. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, специальный стаж исчислен – 11 лет 03 месяц 22 дня.
При оценке периодов трудовой деятельности истца, пенсионный орган не включил в специальный стаж период ее работы с 10.02.1999 по 31.12.2001, с 08.02.2002 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 31.12.2008, с 21.01.2009 по 11.07.2011, с 30.07.2011 по 15.07.2012, с 01.08.2012 по 25.07.2016 в Муниципальном образовательном учреждении Белоглинский специальный детский сад для детей с нарушением слуха, который с 22.10.1999 переименован в «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида», с 16.08.2005 переименован в «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии – детский сад муниципального образования Белоглинский район, с 28.10.2005 переименовано в «Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии детский сад с. Белая Глина Краснодарского края», с 08.09.2009 переименовано в Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с. Белая Глина Краснодарского края», с 26.07.2011 переименовано в «Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с. Белая Глина Краснодарского края», с 26.12.2014 переименовано в «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 Белоглинского района».
Заключением №25/ДА-суд от 04.07.2019 государственной экспертизы условий труда, произведенной отделом государственной экспертизы условий труда в управлении труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края, установлено, что на основании представленных на экспертизу документов, можно сделать выводы, что в рассматриваемый судом период с 10.02.1999 по 25.07.2016:
1) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного твида № 12 Белоглинского района» - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» (ранее муниципальное дошкольное образовательное учреждение Белоглинский детский сад компенсирующего вида, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии – детский сад муниципального образования Белоглинский район, государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии детский сад с. Белая глина Краснодарского края, государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с. Белая Глина Краснодарского края, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего виде села Белая Глина Краснодарского края) осуществляло: образовательную деятельность и медицинскую деятельность.
2) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» имело государственный статус образовательного учреждения: типа – дошкольное образовательное учреждение, вида – детский сад компенсирующего вида.
3) в связи с изменением наименований, направление деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12», условия труда работников оставалась неизменными;
4) медицинские услуги оказываемые в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» соответствовали требованиям медицинских услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, так как осуществлялись на основании лицензий, выданных соответствующими государственными органами;
5) медицинское обслуживание детей осуществляли штатные медицинские работники, которые совместно с руководителем учреждения отвечали за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий, а также контролировали соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе, диетического;
6) Антипова С.Ю. в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» в основное рабочее время исполняла обязанности должности «медицинская сестра» в объеме, предусмотренном за ставку заработной платы;
7) обязанности, исполняемые Антиповой С.Ю. в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» в должности «медицинская сестра», соответствовали требованиям и нормам трудового законодательства, предъявляемым к «медицинским сестрам» (соответствующей квалификации) государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
8) Антиповой С.Ю. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы в периоды: с 01.01.2002 по 07.02.2002; с 01.01.2008 по 08.01.2008; с 01.01.2009 по 20.01.2009; с 12.07.2011 по 29.07.2011; с 16.07.2012 по 31.07.2012.
На основании представленных на экспертизу документов, рассматриваемые судом периоды работы Антиповой С.Ю.: с 10.02.1999 по 31.12.2001, с 08.02.2002 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 31.12.2008, с 21.12.2009 по 11.07.2011, с 30.07.2011 по 15.07.2012, с 01.08.2012 по 25.07.2016 в основное рабочее время в должности «медицинская сестра» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как разделами «Наименование учреждений» Списка 1991г., Списка 1999г. и Списка 2002г. учреждения: типа – дошкольное образовательное учреждение, вида – детский сад компенсирующего вида не предусмотрены.
В случае установления в судебном заседании соответствия выполняемых Антиповой С.Ю. обязанностей должности «медицинская сестра» с учетом целей, задач, а также направлений деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12», требованиям, предъявляемым к «медицинским сестрам» учреждений, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка 2002г., Антипова С.Ю. может претендовать на включение рассматриваемых судом периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС РФ N 30 от 11.12.2012 г., в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Анализируя записи в трудовой книжке истца с письменными доказательствами и заключением эксперта, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлено соответствие выполняемых Антиповой С.Ю. обязанностей должности «медицинская сестра» с учетом целей, задач, а также направлений деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12», требованиям, предъявляемым к «медицинским сестрам» учреждений, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка 2002г.
В связи с чем, подлежат включению рассматриваемые судом периоды работы в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Антипова С.Ю. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 16.01.2019 года.
Судом установлено, что при оценке пенсионных прав истца по состоянию на дату обращения в пенсионный орган стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выработан.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, периоды работы Антиповой С.Ю. с 10.02.1999 по 31.12.2001, с 08.02.2002 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 31.12.2008, с 21.12.2009 по 11.07.2011, с 30.07.2011 по 15.07.2012, с 01.08.2012 по 25.07.2016 в основное рабочее время в должности «медицинская сестра» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» подлежат зачету в специальный стаж с применением льготного исчисления – год работы за 1 год и 3 месяца.
Согласно пунктам 7, 24 «Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н, в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, и с учетом возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Антиповой С.Ю. надлежит назначить досрочно страховую пенсию со дня первичного обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, то есть с 16.01.2019.
Проверяя обоснованность решения №190000001331/60576/19 от 29.01.2019 об отказе в установлении пенсии, суд не находит оснований для его отмены, поскольку при его принятии пенсионный орган не располагал теми доказательствами, которые были получены в ходе судебного разбирательства, в том числе, заключением государственной экспертизы условий труда.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район зачесть Антиповой С.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 10.02.1999 по 31.12.2001, с 08.02.2002 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 31.12.2008, с 21.12.2009 по 11.07.2011, с 30.07.2011 по 15.07.2012, с 01.08.2012 по 25.07.2016 в основное рабочее время в должности «медицинская сестра» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» зачесть с применением льготного исчисления – год работы за 1 год и 3 месяца.
В остальной части заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Антиповой Светланы Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в муниципальном образовании Тихорецкий район о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края зачесть Антиповой Светлане Юрьевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периоды работы: с 10.02.1999 по 31.12.2001, с 08.02.2002 по 31.12.2007, с 09.01.2008 по 31.12.2008, с 21.12.2009 по 11.07.2011, с 30.07.2011 по 15.07.2012, с 01.08.2012 по 25.07.2016 в основное рабочее время в должности «медицинская сестра» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» с применением льготного исчисления – год работы за 1 год и 3 месяца.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район назначить Антиповой Светлане Юрьевне страховую пенсию по старости с 16.01.2019.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тихорецкого
городского суда Р.Н. Борисова