Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2024 (2-316/2023;) ~ М-275/2023 от 08.12.2023

24RS0023-01-2023-000361-25

Дело № 2-48/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2024 г.                                с. Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кидяевой Е.С.,

при секретаре Богомоловой М.В.,

с участием истца Воробьевой Т.Г.,

представителя ответчика – администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края – Пилипенко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Т. Г. к администрации Рождественского сельсовета о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Воробьева Т.Г. обратилась в Казачинский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к администрации Рождественского сельсовета о взыскании невыплаченной заработной платы в сумме 24 608 руб. 93 коп., 3 572 руб. 14 коп. денежной компенсации за задержку выплат за период с 23.06.2023 г. по день вынесения решения суда, 20 000 руб. компенсации морального вреда, об обязании ответчика представить распоряжения на предоставление отпусков за весь период работы с 10.01.2012 г. по 23.06.2023 г., личную карточку по форме Т-2, выписки из лицевых счетов работника Воробьевой Т.Г. за период с 10.01.2012 г. по 23.06.2023 г. из бухгалтерской программы «Парус».

Свои требования истец мотивировал тем, что Воробьева Т.Г. работала в администрации Рождественского сельсовета в период с 10.01.2012 г. по 20.07.2023 г. в должности специалиста первой категории. Истец полагает, что за период с 01.06.2023 г. по 20.07.2023 г. ей была неправильно начислена и не полностью выплачена заработная плата за июнь 2023 г., недоначислены отпускные. В исковом заявлении истец указывает, что 31.05.2023 г. она написала заявление на предоставление очередного отпуска с 05.06.2023 г. с последующим увольнением. Однако указанное заявление главой сельсовета подписано не было. Воробьева Т.Г. продолжала работать, исполняя должностные обязанности специалиста первой категории по 23.06.2023 г. включительно. В июне 2023 г. Воробьева Т.Г. фактически отработала 16 рабочих дней. 23.06.2023 г. глава Рождественского сельсовета Пилипенко О.И. в устной форме сообщила Воробьевой Т.Г. о том, что последняя может не выходить на работу с 26.06.2023 г., то есть с понедельника. С распоряжением об отпуске Воробьева Т.Г. ознакомлена не была, с приказом на увольнение Воробьева Т.Г. также не ознакомлена. В устной форме Пилипенко О.И. сообщила о том, что Воробьева Т.Г. уволена с 20.07.2023 г. 16.08.2023 г. Воробьевой Т.Г. вручили трудовую книжку, а также выписку отчета ЕФС1 в СФР РФ о том, что она уволена с 20.07.2023 г., также были вручены расчётные листы за май и июнь 2023 г. С начислением заработной платы за июнь 2023 г., с начислением отпускных Воробьева Т.Г. не согласна, также не согласна с датой увольнения – 20.07.2023 г., поскольку полагает, что расчетная дата увольнения должна быть на 70 день отпуска, то есть 03.09.2023 г. (семь календарных дней неиспользованного отпуска за период с 10.01.2021 г. по 09.01.2022 г., 43 календарных дня неиспользованного отпуска за период с 10.01.2022 г. по 09.01.2023 г. и 20 календарных дней неиспользованного отпуска за период с 10.01.2023 г. по 23.06.2023 г.). 20.10.2023 г. Воробьева Т.Г. обратилась в администрацию Рождественского сельсовета с заявлением о предоставлении копий документов, в соответствии с требованиями ст. 62 ТК РФ. Данное заявление глава сельсовета отказалась регистрировать, повторное заявление было направлено заказным письмом 25.10.2023 г., заявление получено работодателем 01.11.2023 г. Копии запрашиваемых документов работодателем отправлены не были. На основании изложенного, истец обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 24 608 руб. 93 коп., денежную компенсацию за период с 23.06.2023 г. в сумме 3 572 руб. 14 коп., компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.

В ходе рассмотрения дела Воробьева Т.Г. исковые требования уточнила, в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит взыскать с ответчика 73 925 руб. 62 коп. недоначисленной заработной платы, 18 995 руб. 49 коп. денежной компенсации за задержку выплат за период с 23.06.2023 г. по 29.03.2024 г., 20 000 руб. компенсации морального вреда, обязать ответчика подать уточняющие сведения в СФР с датой увольнения с 28.08.2023 г. и уточняющие сведения по заработной плате за июнь 2023 г. в сумме 151 786 руб. 29 коп. Истец полагает, что по вине администрации Рождественского сельсовета ей неправильно предоставили отпуск с последующим увольнением, вместо положенных по закону 64 календарных дней отпуска, Воробьевой Т.Г. предоставлено 27 календарных дней, дата увольнения неправильная – 20.07.2023 г., вместо 28.08.2023 г., общее начисление за июнь 2023 г. (с учетом заработной платы за июнь 2023 г. за отработанное количество рабочих дней – 16 и с учетом отпускных за 64 календарных дня отпуска) должно быть 119 004 руб. 29 коп., с учетом выплаченных работодателем 45 078 руб. 67 коп., задолженность ответчика составит 73 925 руб. 62 коп., сумма компенсации за задержку выплат составит 18 995 руб. 49 коп. за период с 24.06.2023 г. по 26.03.2024 г., сумма компенсации морального вреда – 20 000 руб.

В судебном заседании Воробьева Т.Г. поддержала заявленные исковые требования, с учетом уточнений в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – глава администрации Рождественского сельсовета Пилипенко О.И. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Согласно представленных возражений ответчика, администрации Рождественского сельсовета, ответчик полагает, что в удовлетворении заявленного требования о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих как факт нанесения физических и (или) нравственных страданий, так и позволяющих оценить степень данных страданий. Суммарно по двенадцати распоряжениям за период работы Воробьевой Т.Г. за десять полных лет муниципального стажа Воробьевой Т.Г. не предоставлено 42 календарных дня отпуска. Но отпускных, согласно расчету ответчика, начислено на 12 357 руб. 32 коп. больше. Кроме того, Воробьева Т.Г. обратилась в суд за разрешением индивидуального трудового спора 01.12.2023 г., следовательно, за период с 10.01.2012 г. по 01.12.2022 г. по начислению и перерасчёту, как полагает ответчик, Воробьевой Т.Г. должно быть отказано, в связи с истечением сроков, предусмотренных ст. 392 ТК РФ. Требования истца в части заработной платы, за период с 23.06.2023 г. по 20.07.2023 г., по мнению ответчика также не подлежит удовлетворению, поскольку в июле-августе 2023 г. Контрольно-счетной палатой Казачинского района проводилось контрольное мероприятие, в результате которого установлено, что за 2022 г. администрация Рождественского сельсовета в лице специалиста Воробьевой Т.Г., бухгалтера ФИО5 и главы Березовского А.Ю. неэффективно и неправомерно использовали и распоряжались бюджетными средствами, в части расходов на оплату труда муниципальных служащих администрации Рождественского сельсовета. Работая в администрации Рождественского сельсовета Воробьева Т.Г. систематически нарушала нормы трудового законодательства, совершала коррупционные действия по распределению стимулирующего фонда оплаты труда.

Представитель Контрольно-счетной палаты Казачинского района против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Казачинского района, Финансовое управление администрации Казачинского района в судебное заседание не явились, извещены.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие извещенных третьих лиц: администрации Казачинского района, Контрольно-счетной палаты Казачинского района, Финансового управления администрации Казачинского района.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

Трудовые отношения, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации).

Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (пункт 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 597-О-О).

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя, выдать другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

В силу требований ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

При этом, в силу требований ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (абзацы пятый и шестой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статья 114 Трудового кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 5-1565 от 24.04.2008 г. также предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на: оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом); отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений (статья 11).

В силу требований статьи 22 указанного закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).

В силу требований статьи 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 5-1565 от 24.04.2008 г. муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы (часть 1). Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (часть 2). Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней (часть 3). Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 10 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 4). Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта Российской Федерации (часть 5).

Законом Красноярского края № 5-1565 от 24.04.2008 г. (в редакции Закона от 07.07.2016 г. № 10-4786, вступившего в законную илу 02.08.2016 г.) (статья 8) регулирующим отношения, связанные с прохождением муниципальной службы в Красноярском крае, не урегулированными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусмотрено, что муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью: при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день; при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней; при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней; при стаже муниципальной службы 15 лет и более - 10 календарных дней (часть 1).

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет (часть 2).

Согласно статье 8 названного Закона в первоначальной его редакции, действующей до 02.08.2016 г. муниципальному служащему ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый полный год стажа муниципальной службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для муниципальных служащих не может превышать 45 календарных дней.

Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков подробно приведен в статье 122 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с указанной статьей, оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

В соответствии со ст. 123 Трудового кодекса Российской Федерации, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем. При этом, график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

При этом, о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала, что следует из статьи 136 ТК РФ.

Трудовым законодательством предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (часть 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с указанной статьей, по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок исчисления заработной платы определен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале по 28-е (29-е) число включительно) (часть 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (часть 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (часть 5 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), которым в том числе определены виды выплат, применяемых у работодателя, которые учитываются для расчета среднего заработка, порядок и механизм расчета среднего заработка, включая порядок расчета этого заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.

Пунктами 28 и 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169) (ред. от 20.04.2010), установлено, что при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска.

Из приведенных нормативных положений в их совокупности следует, что в случае увольнения работника, не использовавшего по каким-либо причинам причитающиеся ему отпуска, работодатель обязан выплатить такому работнику денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. Расчет этой компенсации производится исходя из заработной платы работника, размер которой, по общему правилу, устанавливается в трудовом договоре, заключенном между работником и работодателем в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, и должен соответствовать нормативным положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе права на отдых, включая предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

К числу основных обязанностей работодателя, трудовое законодательство относит: соблюдение трудового законодательства, обязанность выплаты в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, обязанность знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Судом установлено, что Администрация Рождественского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения Рождественский сельсовет, наделена правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением. Местную администрацию возглавляет глава сельсовета. Глава сельсовета наделен полномочиями по утверждению штатного расписания, по организации работы с кадрами в администрации, их аттестации, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, осуществлению приема на работу и увольнения работников администрации, применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности (статьи 2, 8, 11, 14 Устава администрации Рождественский сельсовет).

04.05.2023 г. на должность главы Рождественского сельсовета избрана Пилипенко О.И. (решение Рождественского сельского совета депутатов от 04.05.2023 г. ).

В соответствии с представленными суду Правилами внутреннего трудового распорядка в администрации Рождественского сельсовета, утвержденными постановлением от 15.11.2023 г. , к категории работников администрации относятся: муниципальные служащие, а также лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации (п. 1.3.).

Поступление на должности муниципальной службы в администрацию осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Красноярского края от 24.04.2008 г. «О правовом регулировании муниципальной службы в Красноярском крае», а также Уставом муниципального образования. (п. 2.1).

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством (п. 2.5).

В п. 2.23 Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что прием на работу оформляется трудовым договором, на основании которого работодатель вправе издать приказ (распоряжение) о приеме на работу, содержание приказа при этом должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Прекращение трудового договора может иметь место по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ (п. 2.26).

В п. 3.2. Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

Администрация, в силу требований п. 4.1. Правил внутреннего трудового распорядка, обязана соблюдать законодательство о труде, соблюдать оговоренные в трудовом договоре условия оплаты труда, выплачивать заработную плату в установленные сроки.

В п. 5.5. Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что очередность предоставления отпусков устанавливается главой администрации с учетом производственной необходимости и пожеланий работников, в соответствии с утвержденным графиком отпусков, который составляется на каждый календарный год не позднее чем за две недели до наступления календарного года и доводится под роспись до сведения всех работников.

В силу требований п. 5.7. Правил внутреннего трудового распорядка для работников установлен отпуск – 36 календарных дней, для муниципальных служащих 38 календарных дней и дополнительный отпуск за выслугу лет в зависимости от стажа муниципальной службы.

Оплата труда муниципальных служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью и дополнительных выплат. Основанием для установления должностного оклада является штатное расписание и наличие соответствующей квалификации. Размеры должностных окладов утверждаются решением Совета депутатов по соответствующим категориям и группам должностей муниципальной службы. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка к должностному окладу в соответствии с присвоенным классным чином, единовременная выплата при предоставлении отпуска и материальная помощь. Порядок оплаты труда муниципальных служащих устанавливается Положением о порядке оплаты труда и материальном стимулировании. Заработная плата выплачивается 14 и 25 числа каждого месяца (п.п. 6.1., 6.2,6.3, 6.4, 6.5, 6.6. Правил внутреннего трудового распорядка).

Аналогичные положения были также установлены в Правилах внутреннего трудового распорядка, утверждённых постановлением от 03.04.2021 г. , действующих в период работы в администрации Рождественского сельсовета Воробьевой Т.Г.

Согласно Положению об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих Рождественского сельсовета, утвержденному решением Рождественского сельского Совета депутатов от 14.11.2023 г. (далее по тексту – Положение), оплата труда лиц, замещающих муниципальные должности, состоит из денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения.

На денежное вознаграждение и денежное поощрение, начисляются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и иных местностях края с особыми климатическими условиями, размер которых не может превышать размер, установленный федеральными и краевыми нормативными правовыми актами.

В состав денежного содержания включаются: должностной оклад, ежемесячная надбавка за классный чин, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за исполнение обязанностей не входящих в должностную инструкцию, премии, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Согласно распоряжению от 10.01.2012 г. главы Рождественского сельсовета, Воробьева Т. Г. принята на работу бухгалтером администрации Рождественского сельсовета с испытательным сроком на три месяца.

В трудовой книжке истца Воробьевой Т.Г. имеется запись о принятии ее на работу в администрацию Рождественского сельсовета 10.01.2012 г. распоряжением от 10.01.2012 г. специалистом первой категории.

В материалы дела представлена должностная инструкция специалиста первой категории Рождественского сельсовета, утвержденная главой сельсовета 14.01.2012 г., согласно которой специалист первой категории принимается и освобождается от должности распоряжением главы администрации, в своей работе руководствуется постановлениями и распоряжениями главы сельсовета, соответствующими нормативными актами и инструкциями. Специалист первой категории относится к младшей группе должностей. Должностная инструкция содержит подпись истца Воробьевой Т.Г.

Согласно пояснению в судебном заседании истца Воробьевой Т.Г. и представителя ответчика Пилипенко О.И., работник Воробьева Т.Г. с момента принятия ее на работу в администрацию Рождественского сельсовета, фактически выполняла работу по должности специалиста первой категории, осуществляя должностные обязанности специалиста первой категории, перечисленные в вышеназванной должностной инструкции.

При этом, согласно пояснениям сторон, трудовой договор с Воробьевой Т.Г. заключен не был.

Правовые акты работодателя - администрации Рождественского сельсовета о присвоении классных чинов Воробьевой Т.Г., об установлении ей надбавок, входящих в состав ее денежного содержания, суду представлены не были, штатное расписание работодателем Воробьевой Т.Г. суду представлено также не было, и, согласно пояснения представителя ответчика, у работодателя данные акты – отсутствуют, а при начислении заработной платы Воробьевой Т.Г., работодатель исходил из размеров должного оклада, и надбавок, установленных в Положении об оплате труда.

С учетом изложенного, при рассмотрении настоящего дела, и определении размера заработной платы работника Воробьевой Т.Г., подлежащей ей выплате в июне 2023 г., суд руководствуется представленными сторонами доказательствами обычного вознаграждения Воробьевой Т.Г.: исходя из должностного оклада специалиста первой категории администрации Рождественского сельсовета, относящегося к младшей группе должностей - 4 600 руб., надбавки за классный чин - 1 610 руб. (35% от оклада, за первый классный чин), ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы – 1 840 руб. (40 % от оклада), ежемесячного денежного поощрения – 10 580 руб. (2,3 должностного оклада), ежемесячной надбавки за выслугу лет – 690 руб. (20 %), районного коэффициента (30%) и северной надбавки (30 %), Положением об оплате труда.

Ответчиком в материалы дела представлена копия заявления Воробьевой Т.Г. о предоставлении очередного отпуска с 05.06.2023 г. с последующим увольнением, за проработанный период с 10.01.2022 г. по 10.01.2023 г. в размере 43 дней, 17 дней за период с 10.01.2023 г. по 10.06.2023 г., и 09 дней за 2022 г. Заявление датировано 31.05.2023 г.

Согласно графику отпусков администрации Рождественского сельсовета, составленному 09.01.2023 г. на 2023 г., запланированная дата отпуска Воробьевой Т.Г. в 2023 году – июнь, количество дней отпуска – 54.

В мае 2023 г. Воробьева Т.Г. отработала полное количество рабочих дней – 21, что следует из представленного табеля за май, табеля учета рабочего времени за иные месяца 2023 года, а также за предыдущие года работы Воробьевой Т.Г., у работодателя отсутствуют, что следует из его пояснений.

Согласно представленному ответчиком табелю учета рабочего времени, Воробьева Т.Г. – специалист первой категории, отработала в июне 2023 г. 16 рабочих дней и 128 часов. 23.06.2023 г., в табеле учета рабочего времени проставлено, что Воробьёва Т.Г. находилась в отпуске.

Ответчиком в материалы дела представлено распоряжение а от 16.06.2023 г. о предоставлении очередного отпуска Воробьевой Т.Г. как специалисту первой категории с 23.06.2023 г. с последующим увольнением, о произведении полного расчета с Воробьевой Т.Г.: за период с 10.01.2023 г. по 23.06.2023 г. 20 дней отпуска, с 10.01.2022 г. по 10.01.2023 г. – 7 ней отпуска, а также распоряжение, датированное 19.07.2023 г. № 25-А об увольнении специалиста первой категории Рождественского сельсовета Воробьевой Т.Г. с 20.07.2023 г.

Сведений о том, что с указанными распоряжениями Воробьёва Т.Г. была ознакомлена, суду не представлено, а согласно пояснениям истца Воробьевой Т.Г., подтвержденными в судебном заседании представителем ответчика, фактически Воробьева Т.Г. продолжала работать по 23.06.2023 г. включительно, а в отпуск пошла 26.06.2023 г. (понедельник) по устному распоряжению представителя своего работодателя Пилипенко О.И., о дате своего увольнения и количестве дней отпуска в 2023 г. узнала только в 10.08.2023 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что первым днем отпуска Воробьевой Т.Г., с учетом пояснений сторон, считается дата - 26.06.2023 г., а не 23.06.2023 г.

Воробьева Т.Г. полагает, что за июнь 2023 г. ей не доначислена и не выплачена заработная плата и оплата за отпуск, поскольку в июне 2023 г. она фактически отработала 16 рабочих дней, в отпуск пошла с 26.06.2023 г., а не с 23.06.2023 г., при этом, работодатель обязан был предоставить ей все неиспользованные отпуска за весь период ее работы, то есть за 11 лет муниципальной службы, в количестве 64 календарных дней, следовательно датой ее увольнения будет считаться 28.08.2023 г., то есть последний день ее отпуска.

Как то указано выше, в соответствии с требованиями трудового законодательства, по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением. При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

Истец Воробьева Т.Г. предоставила своему работодателю соответствующее заявление, следовательно, днем ее увольнения должен считаться последний день отпуска.

По запросу суда администрация Рождественского сельсовета представила в материалы дела распоряжения о предоставлении очередного отпуска Воробьевой Т.Г. как специалисту первой категории:

- 19.11.2012 г. а за проработанный период с 10.01.2012 г. по 10.01.2013 г. на 15 календарных дней с 19.11.2012 г. по 03.12.2012 г.;

- от 08.05.2013 г. за проработанный период с 10.01.2012 г. по 10.01.2013 г. на 15 календарных дней с 13.05.2013 г. по 04.06.2013 г.;

- от 19.07.2013 г. за проработанный период с 10.01.2013 г. по 10.01.2014 г. на 10 календарных дней с 19.07.2013 г. по 28.07.2013 г.,

- от 21.07.2014 г. за проработанный период с 10.01.2014 г. по 10.01.2015 г. на 40 календарных дней с 21.07.2014 г.

- от 20.07.2015 г. а за проработанный период с 10.01.2015 г. по 10.01.2016 г. на 41 календарных дней с 20.07.2015 г.

- от 01.07.2016 г. за проработанный период с 10.01.2016 г. по 10.01.2017 г. на 43 календарных дней с 01.07.2016 г.,

- от 20.07.2017 г. за проработанный период с 10.01.2017 г. по 10.01.2018 г. на 43 календарных дней с 01.08.2017 г.,

- от 23.07.2018 г. за проработанный период с 10.01.2018 г. по 10.01.2019 г. на 43 календарных дней с 01.08.2018 г.,

- от 31.07.2019 г. за проработанный период с 10.01.2019 г. по 10.01.2020 г. на 43 календарных дней с 01.08.2019 г.

- от 07.08.2020 г. за проработанный период с 10.01.2020 г. по 10.01.2021 г. на 43 календарных дней с 11.08.2020 г.,

- от 20.07.2021 г. за проработанный период с 10.01.2021 г. по 10.01.2022 г. на 43 календарных дней с 20.07.2021 г.,

- от 08.08.2022 г. за проработанный период с 10.01.2022 г. по 10.01.2023 г. на 36 календарных дней с 08.08.2022 г.,

Ни одно из распоряжений не содержит подписи Воробьевой Т.Г. об ознакомлении с ним. В судебном заседании Воробьева Т.Г. пояснила, что точное количество дней неиспользованного отпуска на период написания заявления об увольнении, ей не была известна.

Исследовав представленные распоряжения на отпуск Воробьевой Т.Г. за весь период ее трудовой деятельности, принимая во внимание требования Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», требования Закона Красноярского края «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Правила внутреннего трудового распорядка администрации Рождественского сельсовета, суд приходит к выводу, что количество неиспользованных дней отпуска Воробьевой Т.Г. на июнь 2023 г. составило всего 58 дней, из расчета:

- первый период с 10.01.2012 г. по 10.01.2013 г. – 01 день (по распоряжениям отпуск предоставлен за период с 19.11.2012 г. по 03.12.2012 г. (15 календарных дней), за период с. 13.05.2013 г. по 04.06.2013 г. (23 календарных дня), что в сумме 38 дней, тогда как у Воробьевой Т.Г. за отработанный период с 10.01.2012 г. по 10.01.2013 г. количество дней отпуска – 39 календарных дней (38 +1 дополнительный за полный год работы).

- второй период с 10.01.2013 г. по 10.01.2014 г. – 29 дней (по распоряжению отпуск предоставлен за период с 19.07.2013 г. по 28.07.2013 г., что составляет 10 календарных дня, тогда как у Воробьевой Т.Г. за отработанный период с 10.01.2013 г. по 10.01.2014 г. количество дней отпуска – 39 календарных дней (38 +1 дополнительный). При этом, суд учитывает, что Вороборьева Т.Г. на дату начала отпуска не отработала полный год, следовательно ей положен только один дополнительный день отпуска.

- третий период с 10.01.2014 г. по 10.01.2015 г. По распоряжению отпуск предоставлен с 21.07.2014 г. на 40 календарных дней (38 дней отпуска+2 дня за два полных два года службы), что соответствует требованиям трудового законодательства.

- четвертый период с 10.01.2015 г. по 10.01.2016 г. По распоряжению отпуск предоставлен с 20.07.2015 года на 41 день (38 дней отпуска +3 дня за полных три года службы), что соответствует требованиям законодательства.

- пятый период с 10.01.2016 г. по 10.01.2017 г. По распоряжению отпуск предоставлен с 01.07.2016 г. на 43 дня, что не противоречит требованиям действующего законодательства, с учетом того, за указанный период количество дней отпуска должно быть 42 (38+4 за полных четыре года службы).

- шестой период с 10.01.2017 г. по 10.01.2018 г. Отпуск предоставлен с 01.08.2017 г. на 43 календарных дня, что соответствует требованиям действующего законодательства (38 дней +5 дней за полных пять лет службы).

- седьмой период с 10.01.2018 г. по 10.01.2019 г. Отпуск предоставлен с 01.08.2018 г. на 43 календарных дня, что соответствует требованиям действующего законодательства (38 дней +5 дней за полных шесть лет службы).

- восьмой период с 10.01.2019 г. по 10.01.2020 г. Отпуск предоставлен с 01.08.2019 г. на 43 календарных дня, что соответствует требованиям действующего законодательства (38 дней +5 дней за полных семь лет службы).

- девятый период с 10.01.2020 г. по 10.01.2021 г. Отпуск предоставлен с 11.08.2020 г. на 43 календарных дня, что соответствует требованиям действующего законодательства (38 дней +5 дней за полных восемь лет службы).

- десятый период с 10.01.2021 г. по 10.01.2022 г. Отпуск предоставлен с 20.07.2021 г. на 43 дня, что соответствует требованиям действующего законодательства (38 дней +5 дней за полных девять лет службы).

- одиннадцатый период с 10.01.2022 г. по 10.01.2023 г. Отпуск предоставлен с 08.08.2022 г. на 36дней, тогда как должен быть предоставлен в количестве 45 дней (38 дней +7 дней за полных десять лет службы). 45- 36 = 9 дней.

- двенадцатый период с 10.01.2023 г. 23.06.2023 г. количество дней отпуска составляет 19 дней (пять месяцев работы с 10.01.2023 г. по 10.06.2023 г., 45 дней положенных за период с 10.01.2023 г. по 10.01.2024 г. /12 * 5 месяцев = 19 дней.).

Итого, Воробьевой Т.Г. за весь период ее работы, согласно представленных в суд доказательств, неиспользовано 58 дней отпуска (1 день +29 дней +9 дней+19 дней).

Таким образом, период отпуска Воробьевой Т.Г. с 26.06.2023 г. по 22.08.2023 г., а дата 22.08.2023 г. – дата дня увольнения Воробьевой Т.Г.

Поскольку Воробьевой Т.Г. неиспользовано 58 дней отпуска, работодатель при увольнении Воробьевой Т.Г. должен был ей начислить отпускных на сумму: 92 613 руб. 24 коп., рассчитанных с учетом Положения № 922, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г.:

- среднедневной заработок для оплаты отпуска – 1 596 руб. 78 коп. * 58 – количество календарных дней отпуска = 92 613 руб. 24 коп. Среднедневной заработок рассчитывается, исходя из заработной платы Воробьевой Т.Г. за расчетный период 506 497 руб. 57 коп. (12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работник уходит в отпуск – с 01.06.2022 г. по 31.05.2023 г.), разделенная на расчетное количество расчетных календарных дней 317,20 дней. При этом, выплаты за расчетный период учитываются без отпускных и больничных, согласно справок 2 НДФЛ, представленных в дело, за 2022 г. и за 2023 г. За период с 01.06.2022 г. по 31.05.2023 г. полностью отработано 10 месяцев, не полностью 2 (август и сентябрь 2022 г., когда Воробьева Т.Г. была в отпуске в количестве 36 календарных дня в период с 08.08.2022 г. по 12.09.2022 г.). В августе 2022 г. отработано 6,62 календарных дня – с 01.08.2022 г. по 07.08.2022 г. (7 дней), по формуле 29,3/31 день августа 2022 г. *7 дней. В сентябре 2022 г. отработано 17,58 календарных дня с 13.09.2022 г. по 30.09.2022 г., то есть 18 дней, по формуле 29,3 дня/30 день сентября *18 дней сентября. Итого 10 месяцев *29,3+6,62+17,58 = 317,20 дней расчетных.

Заработная плата в июне 2023 г. Воробьевой Т.Г., с учетом отработанных последней 16 рабочих дней, должна быть начислена в сумме: 49 592 руб. 37 коп., из расчета: оклад – 3 504 руб. 76 коп., за отработанных 16 рабочих дней +1226 руб. 67 коп. – ежемесячная надбавка за классный чин 35 % + 1 401 руб. 90 коп. – ежемесячная надбавка за особые условия МС 40 %+ 700 руб. 95 коп. – ежемесячная надбавка за выслугу лет 20 % + 8 060 руб. 95 коп. – ежемесячное денежное поощрение 2,3 оклада + 16 100 руб. – единовременное поощрение к отпуску 3,5 оклада 4 600 руб. +районный коэффициент 30 % - 9 298 руб. 57 коп., + северная надбавка 30 % - 9 298 руб. 57 коп. и выплачена в сумме 43 145 руб. 37 коп. за вычетом 13% подоходного налога – 6 447 руб.

Всего, с учетом отпускных, Воробьевой Т.Г. должно быть начислено в июне 2023 г. – 142 205 руб. 61 коп., и выплачено за минусом 13 % подоходного налога в сумме 123 718 руб. 89 коп.

В материалы дела ответчиком представлены платежные поручения, где получателем платежа значится Воробьева Т.Г.:

- от 30.06.2023 г. на сумму 13 050 руб., где в назначении платежа указано перечисление заработной платы работникам муниципальных органов за первую половину мая месяца,

- от 30.06.2023 г. на сумму 16 885 руб., где в назначении платежа указано – перечисление заработной платы работникам муниципальных органов за май месяц,

- от 30.06.2023 г. на сумму 13 050 руб., где в назначении платежа указано – перечисление заработной платы работникам муниципальных органов за первую половину июня месяца,

- от 14.07.2023 г. на сумму 45 078 руб. 67 коп., где в назначении платежа указано – перечисление заработной платы работникам муниципальных органов за июнь месяц (в том числе отпускные 32 749 руб. 77 коп.).

Таким образом, согласно указанным платежным документам, за июнь 2023 г. Воробьевой Т.Г. работодателем всего перечислено 58 128 руб. 67 коп., в том числе отпускные 32 749 руб. 77 коп., заработной платы за июнь 2023 г. 25 378 руб. 90 коп.

С учетом представленных суду доказательств, Воробьевой Т.Г. при увольнении невыплачено 76 520 руб. 22 коп. (142 205 руб. 61 коп. - 58 128 руб. 67 коп. выплаченных* *1,13 подоходный налог), в указанной части, требования истца о взыскании заработной платы и отпускных являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В случае выявления работником неверной или неполной информации в сведениях о трудовой деятельности, представленных работодателем для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Требование истца об обязании ответчика предоставить сведения в Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации об уточнении даты увольнения истца и уточнении суммы выплаченной в июне 2023 г. заработной платы, также подлежат удовлетворению в части, с учетом установленных в суде обстоятельств: дата увольнения подлежит изменению с 20.07.2023 г. на 22.08.2023 г., а сведения о размере заработной платы в июне 2023 г. подлежат изменению на 142 205 руб. 61 коп.

Неверное предоставление работодателем сведений о дате увольнения и размере начисленной заработной платы, безусловно нарушает права истца, поскольку повлечет неверное исчисление трудового стажа при начислении пенсии а также влияет на сумму положенных истцу пенсионных выплат.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика денежной компенсации за задержку выплат с 23.06.2023 г. по 29.03.2024 г. в сумме 18 995 руб. 49 коп.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В соответствии с разъяснениями, данными в Письме Роструда № 5277-6-1 от 24.12.2007 г. при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением днем увольнения считается последний день отпуска. Однако все расчеты с работником производятся до ухода работника в отпуск, т.к. по его истечении стороны уже не будут связаны обязательствами. Так же следует поступить с трудовой книжкой и другими документами, связанными с работой, которые работодатель обязан предоставить работнику, - их нужно выдать работнику перед уходом в отпуск, т.е. в последний день работы.

Исходя из изложенного, полный расчёт с Воробьевой Т.Г. работодатель должен был произвести в последний день ее работы, то есть 23.06.2023 г.

Вместе с тем, судом установлено, что работодателем администрацией Рождественского сельсовета допущено нарушение сроков выплаты заработной платы и отпускных, с учетом изложенного, требование истца о взыскании компенсации по ст. 236 ТК РФ является обоснованным.

Расчет компенсации должен быть следующим:

- период с 24.06.2023 г. по 30.06.2023 г. (7 дней), сумма компенсации составила 497 руб. 71 коп. (142 205 руб. 61 коп. *1/150 от 7,5 ключевой ставки * 7),

- период с 01.07.2023 г. по 14.07.2023 г. (14 дней), сумма компенсации составит 904 руб. 08 коп. (142 205 руб. 61 коп. – 13 050 руб. = 129 155 руб. 61 коп. *1/150*7,5 *14),

- период с 15.07.2023 г. по 23.07.2023 г. сумма компенсации составит (9 дней) 378 руб. 34 коп. (129 155 руб. 61 коп. - 45 078 руб. 67 коп. = 84 076 руб. 94 коп. *7,5/150*9)

- период с 24.07.2023 г. по 14.08.2023 г. – 1 048 руб. 15 коп. (84 076 руб. 94 коп. *8,5/150*22)

- период с 15.08.2023 г. по 17.09.2023 г. – 2 286 руб. 89 коп. (84 076 руб. 94 коп. *12/150*34)

- период с 18.09.2023 г. по 29.10.2023 г. - 3 060 руб. 40 коп. (84 076 руб. 94 коп. *13/150*42)

- период с 30.10.2023 г. по 17.12.2023 г. – 4 119 руб. 77 коп. (84 076 руб. 94 коп. *15/150*49)

- период с 18.12.2023 г. по 26.03.2024 г. – 9 237 руб. 25 коп. (84 076 руб. 94 коп. *16/150*103).

Итого, сумма компенсации за заявленный истцом период составит 21 532 руб. 59 коп.

При расчете компенсации суд использовал размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в соответствующие периоды.

С учетом требований ст. 236 ТК РФ указанная сумма 21 532 руб. 59 коп. подлежит выплате истцу Воробьевой Т.Г.

Истцом также заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб.

В своём исковом заявлении Воробьева Т.Г. указала, что незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред, выразившейся в стрессе и депрессии.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" (далее по тексту - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).

Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 также разъяснено, что работник в силу статьи 237 Трудового кодекса РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др. (пункт 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).

Учитывая изложенные положения, принимая во внимание установленный факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в неполной выплате заработной платы, отпускных, суд, учитывая объем и характер, причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

Итого, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы за июнь 2023 г. и отпускных при увольнении на сумму 76 520 руб. 22 коп., компенсации за задержку выплат в сумме 21 532 руб. 59 коп., компенсации морального вреда в сумме 5000 руб., а также обязать ответчика предоставить в Фонд пенсионного и социального страхования РФ сведения о дате увольнения Воробьевой Т.Г. с 22.08.2023 г., сведения о начисленных Воробьевой Т.Г. за июнь 2023 г. суммах - 142 205 руб. 61 коп.

Что касается доводов ответчика о пропуске истцом сроков, предусмотренных ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть пятая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

Воробьева Т.Г. за разрешением настоящего иска о невыплате заработной платы и отпускных обратилась в суд 07.12.2023 г., то есть в пределах года со дня, установленного законом срока выплаты всех причитающихся ей при увольнении денежных сумм, в том числе отпускных за неиспользованные ею дни отпуска, положенные к выплате, согласно требованиям ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации – 23.06.2023 г.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 октября 2018 г. N 38-П признал часть первую статьи 127 и часть первую статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, не лишают работника права на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора.

Исходя из норм части первой статьи 127 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае невыплаты работодателем работнику денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении работник не лишен права на взыскание соответствующих денежных сумм компенсации в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания периода, за который должен был быть предоставлен не использованный работником отпуск, при условии, что обращение работника в суд имело место в пределах установленного частью второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации годичного срока, исчисляемого с момента прекращения трудовых отношений с работодателем.

Учитывая вышеизложенные разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, применительно к настоящему спору, суд полагает, что срок обращения Воробьевой Т.Г. за рассмотрением настоящего спора пропущен не был.

Относительно доводов ответчика о том, что по результатам проверки ревизионного органа деятельности администрации за 2022 г., были установлены нарушения, выразившиеся в неэффективном и неправомерном использовании бюджетных средств со стороны некоторых работников, в том числе Воробьевой Т.Г., а также доводов о том, что за предыдущие периоды работы Воробьевой Т.Г. ей начислялась и выплачивалась заработная плата в большем размере, то суд полагает, что данные доводы отношения к рассматриваемому конкретному индивидуальному спору, не имеют. Каких-либо встречных требований к работнику Воробьевой Т.Г. ответчиком не предъявлено.

Кроме того, суд полагает взыскать с ответчика судебные расходы в виде госпошлины.

Согласно ст.103 ч.1 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, и зачисляется в бюджет.

Согласно ст.61.1 ч.2 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов – госпошлина по нормативу 100% по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

В силу п.1) ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины.

При цене иска в сумме 76 520 руб. 22 коп., госпошлина в силу п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет 2 495 руб. 60 коп., по требованию о взыскании компенсации морального вреда – 300 руб., итого 2 795 руб. 60 коп.

Истцом при подаче иска уплачена в бюджет государственная пошлина в сумме 300 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В связи частичным удовлетворением имущественных требований истца, государственная пошлина в сумме 2 495 руб. 60 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального образования Казачинский район.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Рождественского сельсовета Казачинского района Красноярского края в пользу Воробьевой Т. Г. задолженность по выплате заработной платы за июнь 2023 года и отпускных в сумме 76 520 руб. 22 коп. с правом удержания 13% НДФЛ, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 21 532 руб. 59 коп., а также компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., уплаченную государственную пошлину в сумме 300 руб.

Обязать администрацию Рождественского сельсовета предоставить в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения об изменении даты увольнения Воробьевой Т. Г. с 20.07.2023 г. на 22.08.2023 г., а также сведения об изменении размера начисления заработной платы Воробьевой Т. Г. за июнь 2023 г. на сумму - 142 205 руб. 61 коп.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с администрации Рождественского сельсовета в доход бюджета Казачинский район государственную пошлину в сумме 2 495 руб. 60 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Казачинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья:                        Е.С. Кидяева

    Решение изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.

2-48/2024 (2-316/2023;) ~ М-275/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воробьева Татьяна Геннадьевна
Ответчики
Администрация Рождественского сельсовета
Суд
Казачинский районный суд Красноярского края
Судья
Кидяева Евгения Сергеевна
Дело на странице суда
kazach--krk.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2024Предварительное судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее