Судья Степанова Ю.С. Дело № 92RS0003-01-2023-002669-27
(номер дела в суде Производство № 21-111/2023
первой инстанции 12-258/2023)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 декабря 2023 г. г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Орлова С.В., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» – Шуст Н.М., представителей административного органа – 80 отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации – Антоновой А.Ю., Ковальке Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» Шуст Н. М. на постановление о назначении административного наказания от 13 июля 2023 г. № 80/2023/4 и на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2023 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»,
установил:
постановлением о назначении административного наказания от 13 июля 2023 г. № 80/2023/4, вынесенным начальником 80 отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации Цубиным С.А., Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (далее – ФКУ «Управление Черноморского флота») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник юридического лица – Шуст Н.М. подала жалобу в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2023 г. постановление о назначении административного наказания от 13 июля 2023 г. № 80/2023/4, вынесенное начальником 80 отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации Цубиным С.А., изменено, размер назначенного административного штрафа с 200 000 рублей снижен до 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением судьи районного суда, защитник ФКУ «Управление Черноморского флота» Шуст Н.М. подала в Севастопольский городской суд жалобу, в которой просит постановление о назначении административного наказания от 13 июля 2023 г. № 80/2023/4 и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2023 г. отменить. В обоснование жалобы защитник указывает, что решение судьи районного суда вынесено с нарушением установленных статьей 24.1 КоАП РФ требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела по следующим основаниям.
На основании акта приема (передачи) от ДД.ММ.ГГГГ № зданий (помещений), сооружений, инженерных сетей и земельного участка военного городка №, расположенного по адресу: <адрес> (далее – Объект, ОПО) в пользование в/ч 80165, 83627, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, не собственником ОПО (Минобороны России), 80 отдел государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации 17 ноября 2021 г. зарегистрировал ОПО за ФКУ «Управление Черноморского флота».
В соответствии с указанным актом балансодержатель – ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России (самостоятельное юридическое лицо) передает войсковым частям ФКУ «Управление Черноморского флота» здание и земельный участок.
В целях соответствия ФКУ «Управление Черноморского флота» лицензионных требований, указанных пункте 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661 (наличие в штате лицензиата работников, соответствующих требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности), а также ввиду отсутствия в штате ФКУ «Управление Черноморского флота» работников, соответствующих установленным требованиям (не предусмотрена данная деятельность Положением о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2014 г. № 902 (далее – Положение), ФКУ «Управление Черноморского флота» заключило государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «Техсервис Юг» на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию (эксплуатации) фондов Минобороны России (газовых котельных, индивидуальных тепловых пунктов и сетей газопотребления) для нужд ФКУ «Управление Черноморского флота» в 2022-2023 годах (далее – Контракт).
Объект включен в приложение № 1 к Контракту – порядковый номер в таблице 10.
В связи с тем, что ООО «Техсервис Юг» фактически эксплуатирует указанный ОПО, возникла необходимость внести изменения в Реестр опасных произведенных объектов. Однако, при предоставлении ООО «Техсервис Юг» в 80 отдел государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ФКУ «Управление Черноморского флота», по которому ФКУ «Управление Черноморского флота» передает ООО «Техсервис Юг» ОПО, 80 отдел государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации отказывает во внесении изменений в Реестр опасных произведенных объектов, в связи с отсутствием у ООО «Техсервис Юг» документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на ОПО.
При этом увеличение штата в ФКУ «Управление Черноморского флота» не предусмотрено, поскольку ФКУ «Управление Черноморского флота» создано для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера (пункт 1 Положения). В соответствии с пунктом 21 Положения, Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Положением.
По состоянию на сегодняшний день, Объект – «Сеть газопотребления, в/г №, <адрес>, котельная №», находится в оперативном управлении у другого юридического лица – ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России.
Передача ОПО и земельного участка, на котором он расположен, от ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России к ФКУ «Управление Черноморского флота» по распоряжению собственника (Минобороны России) отсутствует.
Таким образом, в связи с тем, что ОПО внесен в Контракт и фактическая эксплуатация ОПО осуществляется ООО «Техсервис Юг», ФКУ «Управление Черноморского флота» не является субъектом административного правонарушения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения ФКУ «Управление Черноморского флота» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Шуст Н.М. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.
В судебном заседании представители административного органа возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее, настаивали на законности и обоснованности принятого постановления должностного лица и судебного акта.
Законный представитель ФКУ «Управление Черноморского флота» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не просил, в связи с чем, на основании части 3 статьи 25.4, пункта 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ), который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также – организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ).
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (статья 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе его рассмотрения, на основании приказа начальника 80 отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно при эксплуатации объекта «Сеть газопотребления, ФКУ «Управление Черноморского флота», 299040, <адрес>», расположенном по адресу: <адрес>ёва, <адрес>, военный городок №, (котельная инв. №):
- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по вышеуказанному адресу, чем нарушены положения пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- отсутствует договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий на опасном производственном объекте, чем нарушены положения части 4 статьи 8, статьи 9, статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ.
По данному факту, ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника 80 отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации в отношении ФКУ «Управление Черноморского флота» составлен протокол об административном правонарушении № по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенным начальником 80 отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации Цубиным С.А., с учетом решения судьи Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «Управление Черноморского флота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Фактические обстоятельства дела и вина ФКУ «Управление Черноморского флота» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьей 28.2, 28.3 КоАП РФ, о совершении ФКУ «Управление Черноморского флота» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ;
- актом выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно при эксплуатации объекта «Сеть газопотребления, ФКУ «Управление Черноморского флота», 299040, <адрес>», расположенном по адресу: <адрес>, военный городок №, (котельная инв. №): отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по вышеуказанному адресу, чем нарушены положения пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; отсутствует договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий на опасном производственном объекте, чем нарушены положения части 4 статьи 8, статьи 9, статьи 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;
- актом приема (передачи) зданий (помещений), сооружений, инженерных сетей и земельного участка военного городка №, расположенного по адресу: <адрес>, в пользование войсковым частям 80165, 83627, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому здания (помещения), сооружения, инженерные сети и земельный участок военного городка № передан от ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, к полномочиям которого отнесено управление и распоряжение недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», а также иными материалами дела.
Имеющимся в материалах дела доказательствам должностное лицо и судья районного суда дали оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в результате чего пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку ФКУ «Управление Черноморского флота» в нарушение пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; части 4 статьи 8, статьи 9, статьи 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, осуществляет эксплуатацию указанного опасного производственного объекта в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий на опасном производственном объекте.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При этом, допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий в представленных доказательствах, не установлено.
Доводы защитника, изложенные в жалобе и приведенные в ходе рассмотрения дела, о том, что ФКУ «Управление Черноморского флота» не является эксплуатирующей организацией и субъектом данного административного правонарушения, были проверены судье районного суда и обоснованно опровергнуты по мотивам, подробно изложенным в решении, оснований с которыми не согласиться не имеется.
Так, как правильно отмечено судьей районного суда, ФКУ «Управление Черноморского флота» является организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта «Сеть газопотребления, ФКУ «Управление Черноморского флота», 299040, <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, военный городок №, (котельная инв. №) и приняло на себя обязательства по выполнению всех требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, поскольку указанный объект был зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, а ФКУ «Управление Черноморского флота» – как эксплуатирующая организация, на основании заявления ФКУ «Управление Черноморского флота» и документов, подтверждающих передачу ФКУ «Управление Черноморского флота» указанного ОПО на праве оперативного управления, а именно акта приема (передачи) зданий (помещений), сооружений, инженерных сетей и земельного участка военного городка №, расположенного по адресу: <адрес>, в пользование войсковым частям 80165, 83627, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право оперативного управления на указанный ОПО зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за ФКУ «Управление Черноморского флота».
Доводы жалобы о том, что указанный ОПО фактически эксплуатирует ООО «Техсервис Юг» на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию (эксплуатации) фондов Минобороны России (газовых котельных, индивидуальных тепловых пунктов и сетей газопотребления) для нужд ФКУ «Управление Черноморского флота» в 2022-2023 г.г., не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.
Согласно пункту 18 части 3 ГОСТ Р 53865-2019 «Системы газораспределительные. Термины и определения» «эксплуатация сети газораспределения (газопотребления) – это комплекс мероприятий по обеспечению использования сети газораспределения (газопотребления) по функциональному назначению, определенному в проектной и (или) рабочей документации».
Таким образам, эксплуатирующей организацией является организация, получающая и использующая конечный продукт производства.
Согласно пункту 2 части 1 «Положения о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота» КЭУ ЧФ предназначено для «организации эксплуатации объектов военной и социальной структур на территории Черноморского флота».
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Управление Черноморского флота» в лице начальника квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) г. Севастополь заключило дополнительное соглашение № к государственному контракту №/ТП-Б-101658 от ДД.ММ.ГГГГ с ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на поставку природного газа для нужд ФКУ «Управление Черноморского флота» в 2021-2023 г.г. Согласно договору природный газ поставляется, в том числе, и на ОПО «Сеть газопотребления военного городка №.
Вышеуказанный договор подтверждает факт эксплуатации ФКУ «Управление Черноморского флота» ОПО «Сеть газопотребления военного городка №».
Контракт, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «Управление Черноморского флота» и ООО «Техсервис Юг» заключен на основании пункта 56 части 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В пункте 1.1 Контракта указано, что ООО «Техсервис Юг» оказывает ФКУ «Управление Черноморского флота» услугу согласно кодексу товаров и услуг (КТРУ) 33.12.10.000-0000005, а именно: «услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения».
При этом, как правильно установлено судьей районного суда, ООО «Техсервис Юг» не получало на каком-либо праве для эксплуатации опасные производственные объекты, находящиеся в собственности Минобороны России, в отношении которых осуществляет услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования общего назначения.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, ООО «Техсервис Юг» является организацией, осуществляющей техническое обслуживание котельных установок, а не эксплуатацию опасного производственного объекта.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначенное ФКУ «Управление Черноморского флота» должностным лицом снижено судьей районного суда на основании положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и назначено в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с чем основания для его изменения отсутствуют.
При этом, вмененное ФКУ «Управление Черноморского флота» административное правонарушение, выразившееся в нарушении законодательства о промышленной безопасности, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства, при этом существенная угроза охраняемым отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, в связи с чем оснований для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ или замены административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, в силу отсутствия совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса, не имеется.
Так, административное наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
В данном случае указанная совокупность обстоятельств в ходе производства по делу об административном правонарушении отсутствует, поскольку указанный выше опасный производственный объект является источником повышенной опасности и его эксплуатация с нарушением законодательства о промышленной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Постановление о привлечении ФКУ «Управление Черноморского флота» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, нарушений норм материального и процессуального права либо обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену оспариваемых постановления и решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления (решения) без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление о назначении административного наказания от 13 июля 2023 г. № 80/2023/4 начальника 80 отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации с учетом изменений, внесенных решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2023 г., и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 20 сентября 2023 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» – оставить без изменения, жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» Шуст Н. М. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.В. Орлова