Судья: Ретина М.Н. адм.дело № 33а-8623/2023
(№ 2а-829/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г,
судей Ромадановой И.А, Сивохина Д.А.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лялина Е.А. на решение Ленинского районного суда Самарской области от 28 марта 2023 г. по административному делу № 2а-829/2023 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Лялину Е.А. о взыскании недоимки по налогам и пени,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лялину Е.А. о взыскании недоимки по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Лялин Е.А. является плательщиком налога на имущество, транспортного налога проверяемые налоговые периоды (2020 год), обязанность по уплате налога не исполнил, судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит взыскать с Лялина Е.А. недоимку по налогу на имущество за 2020 год в размере 1 098 руб., транспортный налог за 2020 г. в размере 11 500 руб. и пени в размере 37,38 руб.
Решением Ленинского районного суда Самарской области от 28 марта 2023 г. административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворены, судом постановлено: «Административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области к Лялину Е.А. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Лялина Е.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, зарегистрированного по адресу: <адрес> недоимку:
- по налогу на имущество за 2020 год в размере 1 098 руб.,
- по транспортному налогу за 2020 г. в размере 11 500 руб. и пени в размере 37,38 руб.
Взыскать с Лялина Е.А. государственную пошлину в размере 505 рублей 79 копеек.» (л.д. 98-101).
В апелляционной Лялин Е.А. просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований (л.д. 73-77).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
От Лялина Е.А поступило ходатайство об отложении судебного заседания, после 27.08.2023, поскольку он находится в <адрес> (л.д.143).
Судебная коллегия полагает, что к данному сроку истечет установленый законом двух месячный срок для рассмотрения дела, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Лялина А.Е.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 НК РФ).
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.409 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в соответствии со ст.14, 356 НК РФ, на территории Самарской области введен транспортный налог. Плательщиками этого налога, согласно ст.357 НК РФ, являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.Из материалов дела следует, что Лялин Е.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога в связи с наличием в его собственности в проверяемый налоговый период (2020 год) объектов налогообложения – строения по адресу: <адрес> кадастровый №, кадастровой 219 606 рубля, что подтверждается сведениями из Управления Росреестра по Самарской области, а также маломерного судна: катер <данные изъяты>, что подтверждается сведениями МЧС России по Самарской области.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлено налоговое уведомление: № от 01.09.2021 о суммах налога на имущество физических лиц, а также транспортного налога за 2020 год.
Поскольку административным ответчиком в установленный в налоговом уведомлении срок налог не уплачен, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № по состоянию на 15.12.2021 с предложением в срок до 08.02.2022 уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 4 392 руб. и начисленные пени в размере 14, 27 руб., а также по транспортному налогу в размере 11 500 руб. и пени в размере 37,38 руб.
Вышеуказанные налоговое уведомление и требование направлены в адрес налогоплательщика посредством почтового отправления.
Административным ответчиком требование налогового органа оставлено без исполнения.
Положениями ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок исполнения требования № от 15.12.2021 установлен до 08.02.2022. Следовательно, шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек 08.08.2022.
25.05.2022 мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Лялина Е.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4 392 рубля и пени 14,27 руб., недоимки по транспортному налогу в размере 11 500 руб., пени 37,38 руб.
02.08.2022 определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Самары Самарской области указанный судебный приказ № от 25.05.2022 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
Административное исковое заявление согласно штампу на исковом заявлении подано в Ленинский районный суд 12.12.2022 г.
Суд первой инстанции делает вывод соблюдения последовательности и сроков налоговым органом, пришел к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Лялиным Е.А. предоставлены квитанции об оплате транспортного налога за 2020 год в сумме 11500 руб., и пени в сумме 37,38 руб. (л.д.79), об оплате налога на имущество за 2020 года в сумме 1098 руб. (л.д.80), квитанции датированы 06.02.2023.
Таким образом, в рамках рассмотрения дела административным ответчиком добровольно оплачена заявленная недоимка.
Между тем, административный истец указывает, что данные платежи зачтены в хронологическом порядке за ранее начисленные периоды (л.д.92-оборот).
Судебная коллегия отмечает, что предъявление административного иска является составным элементом более широкого конституционного права - права на обращение в суд за судебной защитой, закрепленного в ст. 46 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Таким образом, иск - одно из основных средств возбуждения судебного административного процесса по конкретному делу, а именно искового производства, приводящее в действие механизм судебной защиты и осуществления правосудия.
Под предметом иска понимается определенное требование истца к ответчику, согласно п. 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ административный истец должен указать в исковом заявлении свое требование.
Административный ответчик может добровольно исполнит заявленное требование административного истца, это его право предоставленное Законом.
В ходе рассмотрения дела Лялин Е.А. добровольно исполнил требования административного истца, в конкретных заявленных требованиях.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по налогам и пени не имелось.
Вышеуказанные обстоятельства судом первой инстанции установлены не верно.
Кроме того, в мотивировочной части указано, что дело рассмотрено в упрощенном порядке, данный вывод суда не верен, дело рассмотрено в общем порядке, с назначением предварительного слушания и открытого судебного заседания.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области требований подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм заявленных требований.
Руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Самарской области от 28.03.2023 отменить.
Постановить по делу новый судебный акт, которым в административных исковых требованиях Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области Лялину Е.А. о взыскании налога на имущество за 2020 год в размере 1 098 руб., по транспортному налогу за 2020 г. в размере 11 500 руб., пени в размере 37,38 руб.- отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: