Дело № 2-441/2023
УИД 44RS0005-01-2023-000390-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2023 года п. Сусанино
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой М.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному предприятию «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» об обязании провести специальную оценку условий труда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сусанинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» об обязании обеспечить проведение специальной оценки условий труда в срок до 01 августа 2023 года.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Сусанинского района была проведена проверка исполнения трудового законодательства в МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района», в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства специальная оценка условий труда не проведена.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Сусанинского района Костромской области Окунева К.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив срок проведения оценки – до 01 октября 2023 года.
Представитель ответчика МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» директор Мягков Н.Г. исковые требования признал в полном объеме. Пояснил, что специальная оценка условий труда не была проведена по причине отсутствия денежных средств для ее оплаты.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов (ч.3 ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Как следует из ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст.17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Из материалов дела следует, что МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» зарегистрировано в качестве юридического лица 18 ноября 2021 года. Из пояснений директора МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» Мягкова Н.Г. следует, что фактически предприятие стало осуществлять свою деятельность с 01 января 2022 года.
Как следует из Устава МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района», учреждение является коммерческой организацией, находится в ведении администрации Сусанинского муниципального района Костромской области. Предметом деятельности Предприятия является водоснабжение потребителей Сусанинского муниципального района Костромской области, водоотведение.
Согласно штатного расписания МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» от 31 декабря 2021 года на период с 01 января по 31 декабря 2022 года предусмотрены следующие должности: директор, бухгалтер, слесарь аварийно – восстановительных работ 3 разряда, машинист насосной установки. Штатным расписанием от 30 декабря 2022 года на период с 01 января по 31 декабря 2023 года предусмотрены аналогичные должности.
09 марта 2023 года прокурором Сусанинского района в адрес МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» было вынесено представление, в котором указано на необходимость проведения специальной оценки условий труда.
Как следует из ответа директора Мягкова Н.Г. на представление прокурора от 07 апреля 2023 года, по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест направлены документы от 01 марта 2023 года на заключение договора с АО НПО «Техкранэнерго» г. Владимир. Во втором квартире 2023 года будет проведена работа по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест.
Из пояснений директора МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» Мягкова Н.Г., данных в судебном заседании следует, что специальная оценка до настоящего времени не проведена.
Соответственно, на момент рассмотрения дела специальная оценка условий труда в МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» не проведена.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор Сусанинского района просит установить срок исполнения решения – до 01 октября 2023 года, который суд находит достаточным и разумным с учетом объема необходимых действий по проведению специальной оценки условий труда, данный срок определен с учетом позиции представителя ответчика.
В силу положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При вынесении решения об удовлетворении заявленных требований, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку признание иска является диспозитивным правом ответчика, оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, проведение оценки условий труда на рабочих местах является обязанностью работодателя – МКП «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» а не проведение данной оценки привело либо может привести к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц в сфере трудовых отношений, а именно в областях регулирования безопасности условий труда, предоставления льгот, социальных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных либо опасных условиях труда. В данном случае установленные нарушения законодательства могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали, и будут занимать в будущем. В связи с чем суд приходит к выводу, что прокурор обоснованно обратился в суд и его требования подлежат удовлетворению, на ответчика как работодателя следует возложить обязанность по проведению специальной оценки условий труда работников учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сусанинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное предприятие «Жилищно – коммунальное хозяйство Сусанинского района» обеспечить проведение специальной оценки условий труда в срок до 01 октября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Виноградова
Решение суда в окончательной форме принято 02 мая 2023 года