Дело № 5-508/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Новороссийск 22 мая 2023 года
Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Мусиенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Орлова А.В., <ДД.ММ.ГГГГ>, ИНН <данные изъяты> уроженца <адрес>, московской области, паспорт гражданина РФ <данные изъяты> <№>, выдан <данные изъяты> отделом милиции УВД <адрес>, <ДД.ММ.ГГГГ>, зарегистрированного по адресу: РФ <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ст. 16.3КоАП РФ,
установил:
18.04.2023 г. в суд поступило дело об АП о привлечении Орлова А.В. к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ, из материалов которого следует, что Орлов А.В. осуществил ввоз для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС товаров «шины б/у» в количестве 2 шт весом нетто/брутто 25 кг, относящиеся к категории «опасные отходы», чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
В судебное заседание Орлов А.В. и представитель Новороссийской таможни не явились, о времени и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии Орлова А.В., надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела, доказательств уважительности причин не явки в судебное заседание не предоставившего.
Исследовав представленные материалы дела, судья приходит к выводу, что в действиях Орлова А.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 16.3 КоАП РФ, а именно: несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В судебном заседании установлено, что 12.12.2022 в 9 час 55 мин в целях завершения таможенной процедуры таможенного транзита товара по транзитной декларации (далее – ТД) <№>, транспортной накладной CMR от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> в зону таможенного контроля ООО «ТерминалКомплексЮг», расположенную в регионе деятельности Приморского таможенного поста Новороссийской таможни по адресу: <адрес>, перевозчиком <ФИО3 Ан. по доверенности № <адрес>0 от 26.11.2022 от получателя <ФИО5 доставлено транспортное средство «AUDI Q5 E Premium VIN <№>», согласно пропусков в ЗТК-СВХ <№>, 543/1.
Указанное транспортное средство приобретено <ФИО5 по сделке <№> по передаче права собственности на механическое транспортное средство от 07.12.2022.
На основании поручения на таможенный досмотр <№>, <ДД.ММ.ГГГГ> в период с 12 час 14 мин до 20 час 30 мин должностным лицом отдела таможенного досмотра (далее – ОТД) Приморского таможенного поста <ФИО4, в присутствии перевозчика <ФИО3, проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра транспортного средства «AUDI Q5 E Premium VIN <№>», оформленный актом таможенного досмотра <№>.
В результате проведенного таможенного досмотра, оформленного актом таможенного досмотра 10317080/131222/100241, в багажнике транспортного средства установлено наличие деталей от легкового автомобиля со следами физического износа (общим весом брутто/нетто 39,67кг) не заявленных в ТД <№> без упаковки: «задний бампер» 1 штука весом нетто/брутто 4,4кг; «задний швеллер» 1 штука весом нетто/брутто 3,4кг; «полка нижняя багажника» 1 штука весом нетто/брутто 2,4кг; «боковые части заднего бампера» 2 штуки весом нетто/брутто 1,4кг; «накладки на крылья» 2 штуки весом нетто/брутто 0,4кг; «детали защиты днища» 3 штуки весом нетто/брутто 1,6кг; «детали внутренней обшивки багажника» 3 штуки весом нетто/брутто 0,2кг; «накладки на бампер» 2 штуки весом нетто/брутто 0,3кг; «крепежные петли багажника» 4 штуки весом нетто/брутто 0,39кг; «колесные гайки» 3 штуки весом нетто/брутто 0,18кг; «шины» 2 штуки со следами физического износа весом нетто/брутто 25кг, на шинах имеется маркировка: «CONTINENTAL MADE IN MEXIKO M+S 235/55R19 101H» страна происхождения товара согласно маркировки Мексика. Всего «запасные части б/у» в количестве 22 шт и «шины б/у» в количестве 2 шт.
Получателем указанного транспортного средства являлся <ФИО5, однако в ходе проведения проверочных мероприятий и получения объяснений от перевозчика, таможенного представителя, установлено, что транспортное средство «AUDI Q5 E Premium VIN <№>», под управлением перевозчика <ФИО6 и транспортное средство «LAND ROVER RANGE,VIN: <№>, 2018 г», под управлением собственника Орлова А.В., следовали параллельно из Грузии и также пересекали таможенную границу в МАПП Верхний Ларс, что подтверждается транзитными декларациями, оформленными в один день. В период следования транспортных средств по территории Грузии, запасные части и шины б/у переложены <ФИО3 и Орлова А.В. из транспортного средства «LAND ROVER RANGE,VIN: <№>, 2018 г» в транспортное средство «AUDI Q5 E Premium VIN <№>», так как в первое транспортное средство они не вмещались. Данные обстоятельства подтверждены пояснениями <ФИО3
Так как в отношении товаров «запасные части б/у» в количестве 22 шт. и «Шины б/у» 2 шт., не заявленных в транзитной декларации, в срок, установленный ст. 152 ТК ЕАЭС, не совершены операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или таможенным декларированием, указанные товары задержаны должностным лицом Приморского таможенного поста в соответствии с 51 главой ТК ЕАЭС.
<ФИО5 подтвердил, что указанные товары «запасные части б/у» в количестве 22 шт. и «шины б/у» 2 шт. ему не принадлежат, а также подтвердил пояснения <ФИО3
Орлов А.В. в своих пояснениях сообщил, что товары «запасные части б/у» в количестве 22 шт. и «шины б/у» 2 шт. являются частью его автомобиля средство «AUDI Q5 E Premium VIN <№>» и он заинтересован в их получении. Орлов А.В. должностным лицом Приморского таможенного поста уведомлен о том, что им нарушены запреты и ограничения при ввозе товаров «шины б/у» 2 шт. на таможенную территорию ЕАЭС. <ДД.ММ.ГГГГ> таможенным представителем от имени Орлова А.В. на товар «запчасти б/у» в количестве 22 шт. подана пассажирская таможенная декларация, выпущенная в свободное обращение для личного пользования должностным лицом Приморского таможенного поста.
Согласно служебной записки отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Новороссийской таможни от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, товар «шины бывшие в употреблении» должен классифицироваться в подсубпозиции 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно заключения отдела торговых заключений и экспортного контроля Новороссийской таможни от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, товары «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении», классифицируемые в товарных подсубпозициях 4012 20 000 1 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе) и 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в раздел 2.3 «Опасные отходы» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – раздел 2.3), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, (приложение <№> к Решению ЕЭК <№>). Подпунктом «а» пункта 3 Положения <№> к Решению ЕЭК <№> «О мерах нетарифного регулирования» установлен запрет ввоза физическим лицом на территорию ЕАЭС товара «шины» 2 штуки со следами физического износа весом нетто/брутто 25кг, с маркировкой: «CONTINENTAL MADE IN MEXIKO M+S 235/55R19 101H», классифицируемого в подсубпозиции 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в качестве товаров для личного пользования. Обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара «шины» 2 штуки со следами физического износа весом нетто/брутто 25кг, с маркировкой: «CONTINENTAL MADE IN MEXIKO M+S 235/55R19 101H» в транспортном средстве «AUDI Q5 E Premium VIN <№>» возлагается на декларанта.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Согласно п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно ст. 2 ТК ЕАЭС «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии статьей 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются, в том числе, запреты и ограничения на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.
В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются, в том числе, запреты и ограничения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза.
В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений
Трансграничное перемещение отходов по территории Российской Федерации регулируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее – Базельская конвенция), Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» (далее – Правила № 442), Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение ЕЭК № 30).
Решение ЕЭК № 30 регулирует отношения, связанные с установлением единых мер нетарифного регулирования, а именно запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению № 1 к Решению ЕЭК № 30 и разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению № 2 Решения ЕЭК № 30.
Товары «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении», классифицируемые в товарных подсубпозициях 4012 20 000 1 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе) и 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в раздел 2.3 «Опасные отходы» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – раздел 2.3), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, (приложение № 2 к Решению ЕЭК № 30).
Порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов, включенных в раздел 2.3 Решения ЕЭК № 30, установлен Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов согласно приложению № 7 к Решению ЕЭК № 30 (далее – Положение № 7 к Решению ЕЭК № 30).
К разделу 2.3 «Опасные отходы» Приложения № 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», относятся товары «Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении» имеющие код ТНВЭД 4012 20 000 1 <*> 4012 20 000 9.
Приложение № 7 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно - ввоз, Союз) опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров.
Согласно п. 3 Приложения № 7 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», запрещается осуществлять: ввоз и (или) вывоз физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования.
Правила № 442 устанавливают порядок ввоза отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита по ее территории отходов, включенных в приложения № 1 и № 2 к Правилам № 442.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения № 7 к Решению ЕЭК № 30 физическим лицам запрещается осуществлять ввоз и (или) вывоз опасных отходов в качестве товаров для личного пользования.
Таким образом, подпунктом «а» пункта 3 Положения № 7 к Решению ЕЭК № 30 «О мерах нетарифного регулирования» установлен запрет ввоза физическим лицом на территорию ЕАЭС товара «шины б/у» 2шт, классифицируемого в подсубпозиции 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в качестве товаров для личного пользования.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, подтверждается в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Особенности ввоза на таможенную территорию Союза и (или) вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами товаров, включенных в предусмотренный Договором о Союзе единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в качестве товаров для личного пользования определяются Комиссией.
Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.
Согласно подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС предусмотрено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи декларации.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 ст. 84 ТК ЕАЭС.
Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС соблюдение запретов и ограничений, в том числе мер нетарифного регулирования, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (статья 351 ТК ЕАЭС).
Таким образом, согласно вышеуказанным статьям ТК ЕАЭС обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара «шины б/у» 2 шт возлагается на декларанта.
Диспозицией ст. 16.3 КоАП России предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, Орлов А. В. осуществил ввоз для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС товаров «шины б/у» в количестве 2 шт весом нетто/брутто 25 кг, относящиеся к категории «опасные отходы», чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
20.03.2023 по данному факту должностным лицом Приморского таможенного поста Новороссийской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования <№> в отношении Орлова А.В по ст. 16.3 КоАП России, копия которого сопроводительным письмом Приморского таможенного поста от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> направлена по адресу регистрации Орлова А.В, а также на предоставленный им адрес электронной почты.
22.03.2023проведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (протокол осмотра от <ДД.ММ.ГГГГ>), в ходе которого установлено наличие на СВХ ООО ТерминалКомплексЮг» товаров «шины б/у» в количестве 2 шт, принадлежащих Орлову А.В., задержанных в соответствии с протоколом о задержании товаров и документов на них от <ДД.ММ.ГГГГ> сер. НТ <№>. В тот же день указанные товары, являющиеся вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, изъяты должностным лицом Приморского таможенного поста Новороссийской таможни, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, и помещены на ответственное хранение в помещение <№> камеры хранения вещественных доказательств Новороссийской таможни, согласно акту приема-передачи от 22.03.2023б/н.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, является, в том числе, порядок ввоза товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Союза или в Российскую Федерацию
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выражается в данном случае в несоблюдении Орловым А.В. установленных запретов и (или) ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию Союза или в Российскую Федерацию «шины б/у» в количестве 2 шт весом нетто/брутто 25 кг для личного пользования.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, является лицо, в адрес которого запрещенные товары перемещаются через таможенную границу, в рассматриваемом случае – Орлов А.В.
Предметом административного правонарушения является товар «шины б/у» 2 шт.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются следующие документы: транзитная декларация <№>, подтверждение о прибытии транспортного средства <№>, акт таможенного досмотра 10317080/131222/100241, протокол опроса от <ДД.ММ.ГГГГ> свидетеля <ФИО4, пояснения от <ДД.ММ.ГГГГ> перевозчика <ФИО3, пояснения от <ДД.ММ.ГГГГ> таможенного представителя <ФИО7, протокол о задержании товаров от <ДД.ММ.ГГГГ> НТ <№>, транзитная декларация <№>, пассажирская таможенная декларация <№>/А001157, пояснения<ФИО8 от 29.12.2022 (вх. Приморского таможенного поста от 29.12.2022 <№>); пояснения Орлова А.В. от 29.12.2022 (вх. Приморского таможенного поста от 29.12.2022 <№>);пассажирская таможенная декларация <№>/П000038, протокол осмотра от <ДД.ММ.ГГГГ>, протокол изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении <№> от 22.03.2023, письмо Орлова А.В. от 07.04.2023.
Оснований для признания совершенного Орлова А.В. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.
В соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП России при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ суд не усматривает.
Учитывая обстоятельства административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю, что административное наказание в отношении Орлова А.В. необходимо назначить в виде конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.23.1, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Орлова А.В., <ДД.ММ.ГГГГ>, ИНН <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения: «шины б/у» в количестве 2 шт весом нетто/брутто 25 кг.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.С. Мусиенко
23RS0042-01-2023-002122-65