Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при помощнике Зенкевиче В.И.
с участием прокурора Коробовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-191/2024 по административному исковому заявлению Бабича А.Д. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности Куприянова Д.А.,
У с т а н о в и л :
Бабич А.Д. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2021 года № 2014, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что указанное помещение принадлежат административному истцу на праве собственности. Объект находится внутри здания с кадастровым номером №, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административное здание ( квартал 26). Осмотр объекта недвижимости на даты утверждения Перечней административным ответчиком не проводился. Включение объекта в Перечни считает необоснованным, поскольку оно не может быть отнесено к торговым, офисным помещениям, помещениям, предназначенным под объекты общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Куприянов Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, сославшись на то, что поскольку нежилые помещения. расположенные на первых этажах зданий используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, Министерство включило спорный объект в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ.
Заинтересованные лица - Администрация г.о. Тольятти, Ермакова И.В., ООО «Трест-Сервис» - не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Администрация г.о. Тольятти просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, представила и информацию о том, что осмотр нежилого помещения с кадастровым номером № комиссией не проводился.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года утвержден Перечень на 2021 год
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень на 2022 год.
Приказом Министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень на 2023 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год, в пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 год, в пункт <данные изъяты> Перечня на 2022 год, в пункт <данные изъяты> Перечня на 2023 год.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019.
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области №2014 от 19 октября 2020 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22 октября 2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021,на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства от 8 ноября 2022 года № 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Бабичу А.Д. и Ермаковой И.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 596,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, состоящее из комнат: 1 этаж: комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 10а, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26; 2 этаж: комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.
Нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером № площадью 702,3 кв.м. ( назначение-нежилое, наименование- ЦТП-4).
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, не имеющем собственника, видом разрешенного использования которого является «для дальнейшей эксплуатации административное здание ( квартал 26)».
Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает безусловного размещения на нем объектов офисного, делового, коммерческого назначения.
Административным истцом представлен технический паспорт, выполненный МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» по состоянию на 1 января 2015 года.
По запросу суда МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» представил в суд аналогичный технический паспорт.
В связи с тем, что технические паспорта, представленные административным истцом и МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» выполнен после ДД.ММ.ГГГГ года, они не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств.
По запросу суда в порядке электронного взаимодействия представлен технический паспорт на здание, выполненный по состоянию на 12.05.1983 года, из которого следует, что в помещении <адрес> на площади 702,3 кв.м расположены кабинеты, коридоры, столярные мастерские, электрощитовая, склады, гараж, слесарная, тамбур, подсобная, бойлерная, туалеты, ЦТП, лестничные клетки, кабине электриков,, слесарная.
Наименования «кабинет» не тождественны наименованию «офис», остальные помещения носят складской, подсобный или вспомогательный характер.
Осмотр нежилого помещения для определения его фактического использования на момент утверждения Перечней Министерством имущественных отношений Самарской области не производился.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что техническая документация, сведения Единого государственного реестра недвижимости о нежилом помещении и земельном участке не содержат информации о назначении нежилого помещения в качестве офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Бабича А.Д. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером №
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером №
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером №
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022года № 2077, в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2024 года.