<адрес>
05RS0№-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 24 ноября 2023 года
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова Ж.М.,
при секретаре ФИО2,
с участием пом. прокурора <адрес> РД ФИО4,
индивидуального предпринимателя ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о приостановлении деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности объекта на АГЗС, до устранения нарушений закона,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора <адрес> РД ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о приостановлении деятельности АГЗС «SAPSAN», расположенного по адресу РД, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:1317, до устранения нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности, мотивировав его тем, что прокуратурой района по поручениям прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов ОНД ИПР № по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>м РД, ТО Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и КУ Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства автомобильными заправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории.
Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1, на земельном участке, расположенном по адресу РД, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:1317 осуществляет автозаправочную деятельность на АГЗС «SAPSAN», в нарушение требований законов сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности.
Из информации ОНД следует, что автозаправочная станция «SAPSAN», функционирует со следующими нарушениями сфере санитарно-эпидемиологического законодательства;
- не разработан проект организации санитарно-защитной зоны с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой, не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов, медицинских учреждений, что является нарушением требований п. 1 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12.СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- не имеется список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
- не имеется заключительный акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
- не имеется программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного производственного контроля, что является нарушением требований ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- не имеется уголок потребителя (статья 8, 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей);
- не имеется документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, не выделено место под мусоросборный контейнер, что не соответствует требованиям п. 3 и п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
- не осуществляется производственный лабораторный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»).
- не имеются санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, что является нарушением п.8.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
В сфере промышленной безопасности на АГЗС;
Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции клапана, (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 24 федеральных норм и правил (далее ФНП) в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
В помещении операторской не размещены схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схема слива СУГ из автомобильных цистерн; производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 195 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
На рабочем месте оператора АГЗС отсутствует инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, оборудования, зданий и сооружений (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 10 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
Допущены к эксплуатации манометры с истекшим сроком проверки (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
На шкале манометров не нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 339 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
Отсутствует план-график проведения противоаварийных тренировок с персоналом (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
Не обеспечивается мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного газопровода (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 64 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
Отсутствует положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО (ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 29 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
Не назначены распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ (п.п. б п. 228 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
У лиц ответственных за осуществление производственного контроля отсутствуют документы подтверждающие прохождения курсов повышения квалификации (п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
На АГЗС отсутствует эксплуатационно-техническая документация (сменный журнал, эксплуатационный журнал, журнал регистрации наряда-допуска, журнал учета работ) (п. 10 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
Резинотканевые рукава не имеют бирок с датой испытания и давлением, сертификатов, а также документов подтверждающих проведения гидравлических испытаний до применения на АГЗС (п. 168-173 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
Отсутствуют документы подтверждающие проведения проверки исправности предохранительных клапанов (п. 358 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №»);
В сфере пожарной безопасности;
- Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, п. 60 ППР РФ №;
- Не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII правил. п. 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту - ППР РФ №);
- Не представлен документ, подтверждающий факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности, п. 3 ППР РФ №;
- Не представлена декларация пожарной безопасности, ст. 64 № 123-ФЗ;
-Помещения АГЗС не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Далее по тексту – ФЗ №) СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.39;
- Помещения АГЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, Таблица 2 СП 3.13130.2009;
- Для наружного пожаротушения AГ3C не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 мЗ, 1 ст. 6 ФЗ №, CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.37;
- Пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания п.412 ППР РФ №;
- При заправке транспортных средств топливом не соблюдается требование:
Расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения), п. 384 ППР РФ №;
- Автозаправочные станции не оснащены первичными средствами пожаротушения по требованиям. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 x 1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, п. 389 ППР РФ №;
- На въезде и выезде с территории АГЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АГЗС. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.21;
- AГ3C не оснащена системой громкоговорящей связи, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.34;
- Заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. безопасности" п. 8.40;
- Сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.), ч. 1 ст. 6 ФЗ №, CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.42;
- Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности Сказанного оборудования. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.42;
- Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках. п. 3 статьи 24 № 123-ФЗ;
- Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы, п. 283 (а) ППР РФ №;
- Не представлена документация на электрооборудование АГЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования. ст. 20 № 123-ФЗ;
- Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.35;
- Резервуары для хранения СУГ не расположены подземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.30;
- Отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СПГ, из оборудования с СПГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии. ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.23;
- На одном заправочном островке СУГ предусматривается единовременная заправка более одного автомобиля ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.14;
- На АГЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания, ч. 1 ст. 6 ФЗ №, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 7.36.
- Расстояние от топливораздаточной колонки до здания операторской АЗС составляет менее 8 метров (п. 7.3, таблица 3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МA3C составляет менее 20 метров, 1 ст. 6 ФЗ №, CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" табл. 5.
-Технологические колодцы с оборудованием СУГ и СПГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров СУГ, приямки с оборудованием с КПГ и/или СПГ, площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются КПГ, СПГ и СУГ, имеющие вертикальные ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к полной площади преграды более 50 %, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС. При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа, соответствующей 50% от НКПР, должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм: от дна технологических колодцев и шахт с оборудованием с СУГ и СПГ; от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ); от уровня площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара); от поверхности площадки (пола) сооружения, в котором обращается СУГ или СПГ; от перекрытия (навеса) сооружения (приямка), в котором обращаются КПГ и/или СПГ (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.40);
-Сбросная труба паров СУГ и СПГ должна быть защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение, применение устойчивых к воздействию огня материалов) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники. Предел огнестойкости несущих конструкций сбросной трубы должен быть не менее R60 (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.41);
-Стационарные системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной. Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.42);
-Устройство навесов над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, СУГ и СПГ не допускается (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 6.19);
-Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива не устроены экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка;
Просит суд приостановить деятельность АГЗС «SAPSAN», расположенного по адресу РД, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:1317, ИП ФИО1 до устранения нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что после проведенных проверок, выявления допущенных нарушений закона и получения копии искового заявления прокурора района предприняты активные действия по устранению выявленных нарушений, большая часть которых на данный момент уже устранены. В данное время также проводится работа по устранению указанных нарушений.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 указанной статьи проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из положений п. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения субъектов, указанных в п. 1 ст. 21 названного закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора.
Пунктом 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Форма решения о проведении прокурорской проверки утверждена Приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
В силу п.13 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Оценивая соответствие Конституции РФ вышеуказанного положения ФЗ «О прокуратуре РФ», Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ № указывал на то, что принципиальное требование п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, а, следовательно, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор). При этом во взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции государственного контроля (надзора), прокуратура Российской Федерации занимает координирующее положение, что обусловливается наличием как специального правового регулирования порядка реализации ею надзорных функций (на которые не могут быть автоматически распространены общие подходы к организации и проведению специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета контрольнонадзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов, степени правовой детализации процедурных условий), так и особого организационно-кадрового механизма, призванного обеспечивать реализацию функции надзора за исполнением законов в системе органов прокуратуры лицами, имеющими высокую правовую квалификацию, и не требует детальной регламентации порядка реализации ими надзорных функций, более необходимой в отношении других видов государственного контроля (надзора).
Далее Конституционный Суд РФ отмечает, что привлечение прокурором представителей (сотрудников) органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора обусловлено необходимостью придания этим сторонним лицам правового статуса специалистов, компетентных в решении вопросов, которые возникли или могут возникнуть в ходе прокурорской проверки, и не влечет изменение ее характера как проводимой именно в порядке реализации органами прокуратуры возложенных на них функций прокурорского надзора.
При этом участие в проведении прокурорской проверки представителей (сотрудников) других государственных органов допускается именно в целях осуществления вспомогательных (экспертно-аналитических) функций и не предполагает самостоятельного осуществления ими проверочных действий в интересах соответствующих государственных органов, равно как и иных отступлений от установленных законодательством ограничений периодичности проводимых ими плановых контрольных мероприятий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании поручениям прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистами ОНД ИПР № по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>м РД, ТО Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и КУ Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства автомобильными заправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории.
Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1, на земельном участке, расположенном по адресу РД, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:1317 осуществляет автозаправочную деятельность на АГЗС «SAPSAN», в нарушение требований законов сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности.
Из информации ОНД следует, что автозаправочная станция «SAPSAN», функционирует вышеуказанными нарушениями сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности.
Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, возложена обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6 СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 хранение отходов осуществляется с использованием поддонов, в надежно закрытой таре.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной
безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В пунктах 24, 25, 26 и 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для приостановления соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, нарушении требований в области обращения с отходами.
Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Статьей 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлены права граждан в области пожарной безопасности, а именно право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.
|В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ч.1 ст.1065 ГК РФ следует, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч.2 указанной статьи, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
С | учетом того, что выявленные выше нарушения пожарной безопасности являются устранимыми, для устранения которых ответчиком принимаются соответствующие меры, оснований для приостановления деятельности и функционирования АЗС, предусмотренных ч.2 ст.1065 ГК РФ, суд не усматривает.
Вместе с тем, подлежат удовлетворению требования по устранению нарушений пожарной безопасности по пунктам, отраженным в информации о противопожарном состоянии и, принимая во внимание положения статьи 206 ГПК РФ, суд, с учетом технической сложности подлежащих устранению нарушений, считает возможным ответчику ФИО1 установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 5 (пять) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере в доход государства, в пользу местного бюджета в размере по 300 (триста рублей).
В соответствии с ч.3 ст.144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда
При принятии искового заявления к производству суда, определением от ДД.ММ.ГГГГ приняты обеспечительные меры в виде запрета на функционирование деятельности АГЗС «SAPSAN», расположенного по адресу РД, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:1317, осуществлять в отношении АЗС «SAPSAN» и земельного участка, на котором она расположена, регистрацию права и регистрацию действий, связанных с отчуждением права.
Определением Казбековского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены меры по обеспечению иска, принятые определением Казбековского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в виде приостановления деятельности АГЗС «SAPSAN», расположенного по адресу РД, <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:12:000018:1317, эксплуатируемое индивидуальным предпринимателем ФИО1.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о приостановлении деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной и промышленной безопасности объекта на АГЗС, до устранения нарушений закона удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 устранить выявленные нарушения в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности автозаправочной станции «SAPSAN»
-заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно- спасательными формированиями;
- установить систему автоматической пожарной сигнализации;
- обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в порядке, предусмотренном пунктом 60 Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №);
- привести в соответствие с пунктом 6 таблицы 5 пункта 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», требованиями статей 2, 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расстояние от автозаправочной станции с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) - не менее 25 метров;
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу ЛЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- система охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара эксплуатируется в неисправном состоянии, в связи с чем - заключить договор и составить акт технического обслуживания в порядке, предусмотренном пунктом 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные
- источник противопожарного водоснабжения (наружный противопожарный водоем) для тушения пожара привести в соответствие с требованиями пункта 6.37 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные.
- вынести решение об установлении санитарно-защитной зоны и представить его ТОУ;
- заключить и представить ТОУ договор на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Установить ответчику ФИО1 срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 5 (пять) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1 (ИНН 051303210113), в доход бюджета <адрес> «<адрес>» Республики Дагестан государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Казбековский районный суд РД в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Решение в мотивированной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий Ж.М. Магомедов