Дело N2-451/2024
УИД 05RS0005-01-2024-000282-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 15 мая 2024 года
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Вагидова Н.А.,
при секретаре Амировой З.С.,
с участием помощника прокурора г. Буйнакска Устаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7 г.Буйнакска» (далее МКДОУ Детский сад №7 г.Буйнакска) и администрации городского округа «город Буйнакск» об обязании устранения нарушений законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 сад № <адрес> об обязании устранения нарушений законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности, указав, что прокуратурой города с привлечением специалистов МОВО по <адрес> – филиала ВГКУ ВНГ России по <адрес> проведена проверка исполнения требований вышеназванного законодательства, а именно в ФИО1 сад № <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> №а.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
- в соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Требования, для воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории) рекомендуется оборудовать объект по периметру ограждения высотой 2,5 метра;
- в соответствии с подпунктом «ж» пункта 20, с подпунктом «г» пункта 23 Требования, для осуществления контроля за состоянием помещений используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей установить камеры видеонаблюдения;
- в соответствии с подпунктом «д», пункта 24 Требования, объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в соответствии с пунктом 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории) о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источником бесперебойного электропитания и т.д.;
- в соответствии с подпунктом «н» пункта 24 Требования, организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), не разработан план взаимодействия;
- в соответствии с подпунктом «е», пункта 24 Требования, не проводятся с работниками объекта (территории) практические занятия и инструктажи о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
- в соответствии с подпунктом «ж» пункта 24 Требования, не проводится периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
В связи с тем, что круг лиц, права и интересы которых нарушаются в результате указанных нарушений закона, непостоянен и персонально изменчив, настоящее заявление подается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В своих возражениях на иск заведующая ФИО1 сад № <адрес> ФИО3 указала, что заявленное в иске нарушение об оборудовании объекта по периметру ограждения высотой 2,5 метра носит рекомендательный характер и не является нарушением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в данном нормативном документе не указывается на высоту ограждения. Также, заявленное в иске нарушение об отсутствии плана взаимодействия образовательной организации с территориальными органами не обоснованное, поскольку такой план взаимодействия согласованный с начальниками этих органов и утвержденный начальником УОГБ в августе 2023 года в образовательном учреждении имеется.
Также является необоснованным довод о том, что периодический обход и осмотр объекта (территории) и их помещений не проводится. Журналы обхода и осмотра территорий и помещений находятся у сторожей, которые приступают к работе с 19 часов, а проверка состоялась днем во время обеда, все журналы заполняются регулярно и находятся у сторожей. Дата последнего инструктажа от ДД.ММ.ГГГГ объясняется тем, что ФИО1 сад был закрыт на аварийно-восстановительные работы, вследствие произошедшего града ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 сад был закрыт официально ДД.ММ.ГГГГ, а возобновил образовательную деятельность и прием детей ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим во втором полугодии инструктажи не были проведены и были запланированы на конец декабря 2023 года.
В судебном заседании представители истца – помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просила требования удовлетворить с учетом устраненных истцом нарушений.
ФИО1 сад № <адрес> в лице представителя по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась, хотя надлежаще извещалась о месте и времени судебного заседания, представила возражения на исковые требования.
ФИО1 – администрация городского округа «<адрес>» в лице представителя по доверенности ФИО7 какие-либо возражения не представил и просил при вынесении решения суда отсрочит его исполнение до января 2025 года в связи с тем, чтобы на этот год финансирование данных мероприятий в бюджет не заложено.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 20, подпунктом «г» пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 31 вышеуказанных Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории) о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Из возражений заведующей ФИО1 сад № ФИО3 видно, что в настоящее время действительно объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации по причине отсутствия финансирования со стороны учредителя администрации городского округа «<адрес>». В адрес администрации городского округа все руководители образовательных учреждений <адрес> обращались с ходатайством о выделении денежных средств для оборудования объектов системами оповещения. Но по настоящее время денежные средства не выделены, в связи с чем своими силами образовательное учреждение не в состоянии устранить данное нарушение.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Исследованием в судебном заседании плана взаимодействия муниципальных образовательных организаций <адрес> с территориальными органами безопасности: отделом в <адрес> УФСБ России по <адрес>, ОМВД России по <адрес>, МОВО по <адрес> ФГКУ «УВО ВНГ» России по <адрес>, утвержденного заведующей ФИО1 сад № <адрес>, согласованного начальником отдела в <адрес> УФСБ России по РД, начальником МОВО по <адрес> филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РД», начальником ОМВД РФ по <адрес>, нашел свое подтверждение довод представителя ФИО1 об устранении нарушения в указанной части.
Также не нашли своего подтверждения требования истца в части устранения нарушений подпунктов «е» и «ж» пункта 24 Требования о не проведении с работниками практических занятий и инструктажей, а также периодических обходов и осмотров объекта (территории), их помещений и т.д. Из возражений ФИО1, а также исследованием представленных приказов установлено, что журналы обхода и осмотра территорий и помещений ФИО1 сада имеется в наличии и заполняются регулярно. После ДД.ММ.ГГГГ инструктаж не проводился не проводился в связи с закрытием ФИО1 сада на аварийно-восстановительные работы, вследствие произошедшего града ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 сад возобновил образовательную деятельность и прием детей ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит, к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга к ФИО1 сад №, с учетом проведенных последними работ по устранению выявленных нарушений, подлежат частичному удовлетворению, а именно в обязании оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также другими нарушениями, не нашедшими своего устранения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан в защиту неопределенного круга лиц частично удовлетворить.
Признать бездействие МКДОУ Детский сад №7 г.Буйнакска и администрации городского округа «город Буйнакск» по исполнению требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, незаконным.
Обязать МКДОУ Детский сад №7 г.Буйнакска устранить выявленные нарушения закона по антитеррористической защищенности, а именно:
- в соответствии с подпунктом «ж» пункта 20, с подпунктом «г» пункта 23 Требования, установить камеры видеонаблюдения и осуществить контроль за состоянием помещений используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
- в соответствии с подпунктом «д», пункта 24 Требования, объект оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
Обязать администрацию городского округа «город Буйнакск» в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на финансирование мероприятий по организации и проведению обязательных требований законов в части обеспечения антитеррористической защищенности объекта МКДОУ Детский сад №7 г.Буйнакска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Вагидов Н.А.