Дело № 2-42/2023
(№ 2-588/2022)
УИД НОМЕР
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2023 года г. Куса
Кусинский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Леоновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урвачевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Каевой Г.В., представителя истца Обвинцева А.А., представителя ответчика Сахарова В.А., гражданское дело по иску Каевой Галины Васильевны к администрации Кусинского муниципального района о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Истец Каева Г.В. обратилась в суд с иском к администрации Кусинского муниципального района о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
В основании предъявленных исковых требований Каева Г.В. указала, что ДАТА она обратилась к ответчику с заявление о назначении ей пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, на что получила от администрации Кусинского муниципального района отказ, доведенный до ее сведения письмом НОМЕР от ДАТА с указанием о недостаточности стажа муниципальной службы.
В стаж муниципальной службы Каевой Г.В. ответчиком не была включена работа с ДАТА по ДАТА на должности заведующей сектором учета и финансов в Кусинском райкоме комсомола ВЛКСМ, а также период работы с ДАТА по ДАТА на должности ведущего бухгалтера в Кусинском расчетно-кассовом центре Главного управления Центрального банка РСФСР (преобразованного впоследствии в Кусинский расчетно-кассовый центр Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области, Расчетно-кассовый центр г. Куса Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области). Данный отказ Каева Г.В. полагала незаконным, ссылалась на Устав ВЛКСМ (1962 года), согласно которого ВЛКСМ участвовал в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, пользуется правом законодательной инициативы в лице своих общесоюзных и республиканских органов. Обращала внимание на то обстоятельство, что несмотря на то, что хотя Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области № 963 от 21 декабря 2007 года было признано утратившим силу Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26 ноября 1998 года № 404 "О Положении о периодах работы (службы), включаемых в стаж муниципальной службы", а Законом Челябинской области № 330-ЗО от 05 апреля 2016 года статья 13 Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" была изложена в новой редакции, из которой исключен пункт, предусматривавший включение в стаж муниципальной службы периодов работы в аппаратах Центральных Комитетов, крайкомов, обкомов и горкомов ВЛКСМ и ЛКСМ союзных республик, на освобожденных выборных должностях в комитетах комсомола органов государственной власти и управления, действующая редакция Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года (пункт 4 части 1 статьи 13) предусматривает включение в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы периодов замещения должностей государственной службы иных видов, в связи с чем спорный период подлежит учету при исчислении стажа муниципальной службы в целях назначения ей пенсии.
Кроме того, в период с ДАТА по ДАТА Каева Г.В. работала в должности ведущего бухгалтера в Кусинском расчетно-кассовом центре Главного управления Центрального банка РСФСР (преобразованного в Кусинский расчетно-кассовый центр Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области, Расчетно-кассовый центр г. Куса Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области). С вступлением в силу Закона Челябинской области НОМЕР-ЗО от ДАТА в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях руководителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 37 от 21 августа 1998 года. Согласно квалификационному справочнику, выполнявшаяся в указанный период Каевой Г.В. работа соответствовала работе ведущего бухгалтера. Законом Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года в статью 13 Закона № 144-ЗО от 30 мая 2007 года были внесены изменения, которыми пункт 5 части 1 статьи 13 с 01 января 2016 года признан утратившим силу. Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в связи с чем указанный период подлежит включению в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет.
С учетом изложенного, уточнив предъявленные исковые требования (л.д. 4-6, 122) Каева Г.В. просила: признать решение администрации Кусинского муниципального района от ДАТА незаконным, включить в стаж муниципальной службы Каевой Г.В., дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, следующие периоды: с ДАТА по ДАТА - в должности заведующей сектором участка в Кусинском райкоме комсомола ВЛКСМ, с ДАТА по ДАТА - в должности ведущего бухгалтера в Кусинском расчетно-кассовом центре Главного управления Центрального банка РСФСР (преобразован в Кусинский расчетно-кассовый центр Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области, Расчетно-кассовый центр г. Куса Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области), обязать администрацию Кусинского муниципального района назначить ей пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, имевшим стаж муниципальной службы Кусинского муниципального района, с момента подачи заявления - с ДАТА.
В судебном заседании истец Каева Г.В., ее представитель Обвинцев А.А. (л.д. 101) предъявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика администрации Кусинского муниципального района Сахаров В.А. (л.д. 120) предъявленные исковые требований не признал, указав, что по обращению Каевой Г.В. о назначении ей пенсии администрацией Кусинского муниципального района было принято решение
об отказе в назначении пенсии по выслуге лет в связи с недостаточностью требуемого стажа муниципальной службы. При этом в стаж муниципальной службы не включен период работы Каевой Г.В. в период с ДАТА по ДАТА - в должности заведующей сектором участка в Кусинском райкоме комсомола ВЛКСМ, в связи с отсутствием соответствующих оснований в действующей на момент обращения редакции Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области", а также иных нормативных актах, допускающих включение иных видов работы стаж муниципальной службы. Период работы Каевой Г.В. с ДАТА по ДАТА - в должности ведущего бухгалтера в Кусинском расчетно-кассовом центре Главного управления Центрального банка РСФСР, т.е. в должности, которая отнесена Квалификационным справочником к категории должностей специалистов, ранее мог быть зачтен на основании в стаж муниципальной службы на основании абзаца 2 статьи 5 Закона № 144-ЗО от 30 мая 2007 года не более, чем 5 лет. Исходя из действующего законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика Управление социальной защиты населения Кусинского муниципального района в судебное заседания не явился, извещен (л.д. 111), своего мнения в отношении иска не представил.
В указанных обстоятельствах с учетом мнения участников судебного разбирательства суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
По материалам дела усматривается, что Каева Г.В., уволенная согласно личному заявлению с должности ведущего специалиста по имущественным вопросам Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района с ДАТА (л.д. 39), являющаяся получателем пенсии по старости с ДАТА (л.д. 121),
ДАТА обратилась к Главе Кусинского муниципального района с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" (л.д. 32, 140).
Решением НОМЕР от ДАТА (л.д. 29-30) комиссии про назначению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, созданной на основании Постановления администрации Кусинского муниципального района Челябинской области НОМЕР от ДАТА (л.д. 46) стаж муниципальной службы, принимаемой для исчисления пенсии за выслугу лет Каевой Г.В., был определен равным 12 годам 04 месяца 09 дней. Согласно справке о периодах службы (работы) в должностях, учитываемых при исчислении стажа муниципальной службы Каевой Г.В. - лица, замещавшего должность муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района - ведущий специалист Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района (л.д. 28, 113), в стаж муниципальной службы Каевой Г.В. включены следующие периоды:
- с ДАТА по ДАТА (02 года 06 месяцев 22 дня) в Управлении земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района,
- с ДАТА по ДАТА (01 год 01 месяц 08 дней) в Ревизионной комиссии Кусинского муниципального района,
- ДАТА по ДАТА (08 лет 08 месяцев 09 дней) в Управлении земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района.
Стаж муниципальной службы, принимаемый для исчисления пенсии за выслугу лет определен равным 12 годам 04 месяца 09 дням.
Исходя из пункта 2 раздела I Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района (далее – Положение, л.д. 67-76), утвержденного Решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района № 72 от 30 ноября 2010 года (л.д. 65-66), право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Кусинского муниципального района по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, имеющим стаж муниципальной службы Кусинского муниципального района, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению 3 к настоящему Положению (в редакции Решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района № 121 от 23 декабря 2016 года, л.д. 55-56), замещавшим на 22 июня 1996 года (дата вступления в силу Закона Челябинской области от 31 мая 1996 года № 22-ЗО «О государственной службе в Челябинской области») и позднее на постоянной основе должности муниципальной службы Кусинского муниципального района, учрежденные Законом Челябинской области от 28 июня 2007 года № 153-ЗО «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области» и включенные в Реестр должностей муниципальной службы в Кусинском муниципальном районе, утвержденный решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района от 28 октября 2008 года № 111.
Занимавшаяся Каевой Г.В. должность ведущего специалиста Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района включена в Реестр должностей муниципальной службы в Кусинском муниципальном районе (утвержден Решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района № 111 от 28 октября 2008 года) в числе старших должностей Перечня 4 (л.д. 124-135).
Решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района № 121 от 23 декабря 2016 года (л.д. 55-56) стаж муниципальной службы, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет, установлен в приложении 3 и для реализации указанного права в 2022 году необходим равным 18 годам (л.д. 56).
Согласно абзацу 1 раздела II Положения муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению 3 к настоящему Положению и замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 6-9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами 2 и 3 настоящего раздела) (в редакции Решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района № 121 от 23 декабря 2016 года (л.д. 55-56).
В силу абзаца 2 раздела II Положения муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность муниципальной службы категории «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.
Решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района № 121 от 23 декабря 2016 года (л.д. 55-56) стаж муниципальной службы, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет, установлен в приложении 3 и для реализации указанного права в 2022 году необходим равным 18 годам (л.д. 56).
Каева Г.В. ДАТА назначена на должность экономиста Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района, с ДАТА переведена на должность ведущего специалиста, ей присвоен классный чин – советник муниципальной службы 1 класса (л.д. 37). Каева Г.В. с ДАТА является получателем пенсии по старости бессрочно (л.д. 121), уволена ДАТА; трудовой договор прекращен по соглашению сторон (пункт 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 38, 39), что соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДАТА № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Таким образом, реализация права на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Кусинского муниципального района, Каевой Г.В. осуществляется на основании абз. 1 и 2 раздела II Положения, при этом в отношении Каевой Г.В. выполняются все условия (пенсионный возраст, продолжительность замещения непосредственно перед увольнением должности муниципальной службы - не менее 12 полных месяцев), отказ ответчика обусловлен невыполнением в отношении Каевой Г.В. условия о стаже муниципальной службы, который при увольнении в 2022 году требуется равным 18 годам.
Стаж муниципальной службы, дающий право на выплату пенсии за выслугу лет определяется в соответствии с Законом Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» и постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 года № 100 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности в Челябинской области, должности государственной гражданской службы Челябинской области и должность высшего должностного лица Челябинской области, и признании утратившими силу постановлений Губернатора Челябинской области (пункт 6 раздела I Положения в редакции Решения Собрания депутатов Кусинского муниципального района Челябинской области № 45 от 24 мая 2011 года (л.д. 64); распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года, л.д. 64).
Пунктом 7 части 2 статьи 13 Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" в действующей до 01 января 2016 года предусматривалось, что при исчислении стажа муниципальной службы помимо указанных в части 1 настоящей статьи учитывалось время работы в аппаратах Центральных Комитетов, крайкомов, обкомов, райкомов и горкомов ВЛКСМ и ЛКСМ союзных республик, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в комитетах комсомола органов государственной власти и управления.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" (в редакции Закона области № 330-ЗО от 05 апреля 2016 года) (далее – Закон № 144-ЗО от 30 мая 2007 года, распространяющий свое действие на отношения с 01 января 2016 года) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной гражданской службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 13 Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года, в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются): 1) периоды замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи; 2) периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", за исключением подпункта «к» пункта 14 данного Указа; 3) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в органах местного самоуправления (до установления муниципальных должностей муниципальной службы); 4) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в избирательных комиссиях муниципальных образований, действовавших на постоянной основе до 1 июня 2007 года (дня вступления в силу Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"); 5) время обучения работников органов государственной власти и местного самоуправления в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, если они работали в этих органах до поступления на учебу; 6) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период государственной, муниципальной службы; 7) иные периоды в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Таким образом, действующей редакцией статьи 13 Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года (равно как и в положениях Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, Постановления Губернатора Челябинской области № 100 от 24 марта 2010 года) включение периодов работы в органах ВЛКСМ в стаж муниципальной службы не предусмотрено.
Доводы истца о том, что указанные периоды подлежат включению в стаж муниципальной службы в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года (т.е. в числе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной гражданской службы иных видов) основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку законодательство соответствующих правовых норм не содержит.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 13 Закона Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года, в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами Челябинской области и уставами муниципальных образований, и в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим засчитываются периоды службы (работы), которые до 1 января 2016 года были в установленном порядке включены (засчитаны) муниципальным служащим в указанный стаж.
По материалам дела усматривается, что Постановлением администрации Кусинского муниципального района Челябинской области НОМЕР от ДАТА (л.д. 123) утвержден протокол квалификационной комиссии для проведения квалификационного экзамена, присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим Кусинского муниципального района, в приложении НОМЕР к которому стаж муниципальной службы ведущего специалиста Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района Каевой Г.В. определен равным на ДАТА - 10 годам 07 месяцам (л.д. 123-об). Из объяснений представителя истца следует, что расчет стажа к данному протоколу производился согласно трудовой книжке и в виде отдельной справки не оформлялся, что не оспаривалось и представителем ответчика. Согласно трудовой книжке Каевой Г.В. (л.д. 12), она была принята на должность ведущего специалиста Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района ДАТА, т.е. на ДАТА стаж муниципальной службы Каевой Г.В., включенный ответчиком в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, не мог превышать 01 года 11 месяцев 20 дней, поскольку иных периодов, помимо спорных периодов работы в должности заведующего сектором учета и финансов Кусинского райкома ВЛКСМ, и работы в Кусинском расчетно-кассовом центре, в отношении которых мог разрешаться вопрос о зачете в стаж муниципальной службы, на соответствующую дату не имелось (до ДАТА Каева Г.В. осуществляла трудовую деятельность на предприятии).
Протоколом заседания Кусинского районного комитета ВЛКСМ НОМЕР от ДАТА установлено, что Каева Г.В. была утверждена на должность заведующей сектором учета и финансов Кусинского РК ВЛКСМ (л.д. 92-93), дата начала трудовой деятельности Каевой Г.В. в данном протоколе не указана.
Исходя из трудовой книжки Каевой Г.В. - записи 9 от ДАТА и 7 от ДАТА о приеме на должность заведующего сектором учета и финансов Кусинского райкома ВЛКСМ - выполнены одной датой, тогда как день увольнения по общему правилу является последним днем работы; таким образом, Каева Г.В. могла приступить к исполнению обязанностей по новому месту работы (райком ВЛКСМ) не ранее ДАТА, что учитывается судом при определении продолжительности соответствующего стажа истца.
Период работы в должности заведующего сектором учета и финансов Кусинского райкома ВЛКСМ с ДАТА по ДАТА составляет 08 лет 08 месяцев 10 дней. Таким образом, Постановлением администрации Кусинского муниципального района Челябинской области НОМЕР от ДАТА указанный период в отношении Каевой Г.В. администрацией Кусинского муниципального района фактически был зачтен в стаж муниципальной службы в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. Аналогично согласно Распоряжению администрации Кусинского муниципального района НОМЕР от ДАТА (+2 года 05 месяцев 28 дней) в сравнении с исчисленным стажем на ДАТА (с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА) стаж муниципальной службы Каевой Г.В. определен равным 13 годам 02 месяцам (л.д. 136-137), что подтверждает включение спорного периода работы истца в ВЛКСМ в отношении Каевой Г.В. в стаж муниципальной службы.
Таким образом, поскольку период работы в должности заведующего сектором учета и финансов Кусинского райкома ВЛКСМ с ДАТА по ДАТА (08 лет 08 месяцев 10 дней) до ДАТА был в установленном порядке включен (засчитан) в стаж муниципальной службы, оснований для непринятия его на момент определения права Каевой Г.В. на пенсию по выслуге лет в связи с муниципальной службой не имелось; в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона Челябинской области НОМЕР-ЗО от ДАТА он подлежит включению при исчислении стажа муниципальной службы истца.
Период с ДАТА Каева Г.В. состояла в должности ведущего бухгалтера Расчетно-кассового центра банка РСФСР, ДАТА Кусинский РКЦ Главного управления Центрального банка РСФСР преобразовано в РКЦ Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области; ДАТА Каева Г.В. переведена там же на должность ведущего бухгалтера; Приказом Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области с ДАТА установлено наименование "Расчетно-кассовый центр АДРЕС управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области", ДАТА уволена в связи с ликвидацией РКЦ г. Куса ГУ Банка России по Челябинской области (л.д. 11-12).
Закон Челябинской области № 144-ЗО от 30 мая 2007 года в редакции, применяемой к правоотношениям, возникшим до 01 января 2016 года, содержал пункт 5 части 1 статьи 13, который предусматривал, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях руководителей в соответствии с Квалификационным справочником от 21 августа 1998 года № 37, при этом в стаж муниципальной службы засчитывалось не более 5 лет работы на указанных должностях.
Должностной инструкции, позволяющей определить возложенную на Каеву Г.В. трудовую функцию в указанный период деятельности и соотнести ее с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 37 от 21 августа 1998 года, не представлено. Кроме того, указанным Квалификационным справочником должность ведущего бухгалтера в число должностей руководителей, как этого требовало действовавшее до 01 января 2016 года законодательство о муниципальной службе, не отнесена.
Помимо характера выполняемой работы, правовое значение имеет также и статус органа (организации), в которой осуществляла свою деятельность истец, поскольку действующее законодательство исходит из возможности включения в стаж муниципальной службы периодов государственной службы.
Из исторической справки (л.д. 98-99) усматривается, что Банк РСФСР являлся юридическим лицом. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Расчетно-кассовые центры, согласно пункта 1.16 Положения Банка России от 11 апреля 2016 года № 538-П "О территориальных учреждениях Банка России", являются структурными подразделениями в составе Отделений (ранее аналогичное положение содержалось в пункте 3 статьи 1 Положения Банка России от 29 июля 1998 года № 46-П "О территориальных учреждениях Банка России".
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1483-1 от 24 июня 1991 года утвержден Устав Центрального банка (Банка России), в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого Банк России является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде или третейском суде. Согласно статьи 28 Устава Банк России самостоятельно определяет порядок выплаты и размеры комиссионных вознаграждений и сборов за оказываемые им услуги (операции и сделки), если иное не установлено законодательством, действующим на территории РСФСР.
Исходя из положений статьи 1 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" (в исходной редакции), Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти.
Надлежащих доказательств того, что занимавшаяся Каевой Г.В. должность являлась должностью государственной службы либо по иным основаниям приравнивалась к ней, не представлено.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Согласно пункта 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года № 1141, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, засчитываются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством РФ. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Как следует из пункта 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 декабря 2011 года № 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Минздравсоцразвития по согласованию с Министерством финансов РФ по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих выполняемые трудовые (служебные) обязанности.
Доказательств, что по указанному спорному периоду трудовой деятельности истца принималось соответствующее решение – не имеется, равно как не было представлено в судебное заседание нормативно-правовых актов Кусинского муниципального района, предусматривающих порядок включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Принимая во внимание изложенное выше, суд полагает, что правовых оснований для включения указанного периода в стаж муниципальной службы истца не имеется.
С учетом включения в стаж муниципальной службы Каевой Г.В. периода работы в должности заведующей сектором учета и финансов в Кусинском райкоме ВЛКСМ (с ДАТА по ДАТА) продолжительность стажа истца составила 21 год 0 месяцев 19 дней (12 лет 04 месяца 09 дней (согласно справке) + 08 лет 08 месяцев 10 дней), что превышает требуемую продолжительность стажа муниципальной службы, равную на 2022 год – 18 годам и, с учетом выполнения всех иных условий (основание увольнения, достижение пенсионного возраста, период, предшествующий увольнению с муниципальной службы), свидетельствует о наличии оснований для назначения Каевой Г.В. пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района НОМЕР от ДАТА.
Согласно пунктом 4 раздела VI указанного Положения, пенсия за выслугу лет назначается с 1-го числа месяца, в котором заявитель обратился за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее. Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии ДАТА, при этом как на указанную дату, так и на 1 число октября право на пенсию у Каевой Г.В. имелось. В указанных обстоятельствах суд полагает исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить Каевой Г.В. пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, подлежит удовлетворению; при этом суд полагает необходимым указать, что назначение пенсии Каевой Г.В. должно быть осуществлено с даты, не позже даты обращения с заявлением.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Каевой Галины Васильевны к администрации Кусинского муниципального района удовлетворить частично.
Признать решение администрации Кусинского муниципального района об отказе в назначении Каевой Галине Васильевне пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, изложенное письмом за НОМЕР от ДАТА, незаконным.
Включить Каевой Галине Васильевне, родившейся ДАТА в г. Куса Челябинской области, (паспорт НОМЕР выдан ДАТА Кусинским РОВД Челябинской области, код подразделения НОМЕР, СНИЛС НОМЕР) в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещающему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района период работы в должности заведующего сектором учета и финансов Кусинского Районного Комитета ВЛКСМ с ДАТА по ДАТА (08 лет 08 месяцев 10 дней).
Обязать администрацию Кусинского муниципального района (ОГРН 1027401758636, ИНН 7434000831) назначить Каевой Галине Васильевне, родившейся ДАТА в г. Куса Челябинской области, (паспорт НОМЕР выдан ДАТА Кусинским РОВД Челябинской области, код подразделения НОМЕР, СНИЛС НОМЕР) по заявлению от ДАТА пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, в соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов Кусинского муниципального района НОМЕР от ДАТА, с даты, не позже указанного заявления.
В удовлетворении исковых требований Каевой Галины Васильевны к администрации Кусинского муниципального района о включении в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещающему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кусинского муниципального района периода работы в должностях ведущего бухгалтера, ведущего бухгалтера по операциям, ведущего бухгалтера Кусинского Расчетно-кассового Центра банка РСФСР (переименован в Кусинский РКЦ Главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области, «Расчетно-кассовый центр г. Куса Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области) с ДАТА по ДАТА, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.М. Леонова
Решение суда принято в окончательной форме 27 февраля 2023 года.
Судья Н.М. Леонова