32RS0015-01-2022-002848-47
Дело № 2-354/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2023 года г.Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Данченко Н.В.,
при секретаре Летохо И.А.,
с участием истца Черняка А.А.,
представителя ответчика ГБУЗ «Клинцовская Центральная городская больницы» – Механиковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черняка Андрея Анатольевича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клинцовская городская больница» о признании незаконным бездействия должностных лиц, восстановлении нарушенного права на охрану здоровья,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ГБУЗ «Клинцовсая городская больница», о признании незаконным бездействия должностных лиц, восстановлении нарушенного права на охрану здоровья.
Исковые требования мотивированы тем, что он является военным пенсионером. В настоящее время он проживает по адресу: Б. <адрес>. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов. ?При отсутствии по месту жительства военнослужащих, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях, военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911.
Поскольку в г.Клинцы Брянской области отсутствует ведомственная медицинская организация он вправе избрать для оказания медицинской помощи, в том числе ремонта и изготовления зубных протезов, медицинскую организацию государственной системы здравоохранения по месту своего жительства.
Являясь лицом, имеющим право на охрану здоровья, 04 февраля 2022 года он обратился с заявлением на имя главного врача ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» о проведении протезирования зубов в условиях стоматологической поликлиники, но получил отказ ответчика, который считает незаконным.
Просит действия ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ», связанных с отказом в реализации его права на медицинскую помощь, не входящую в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача по месту жительства в условиях ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, предусмотренного ст. 16 ФЗ РФ от 27.05.2017 № 76-ФЗ –признать незаконным.
Обязать ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» организовать реализацию его права на медицинскую помощь, не входящую в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача по месту жительства в условиях ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, предусмотренного ст. 16 ФЗ РФ от 27.05.2017 № 76-ФЗ и в дальнейшем осуществлять его реализацию.
В судебном заседании Черняк А.А. пояснил, что в 2018-2019 годах обращался в ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» для изготовления и ремонта зубных протезов. В 2019 году лечащий врач ему пояснил, что работы по протезированию не окончены и необходимо выполнить еще, ряд работ. По вопросу протезирования он устно обращался к заведующей поликлиникой Свидетель №1, которая пояснила ему, что для бесплатного протезирования необходимо наличие договора на оплату проведенных работ, после чего, он обратился в ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ», а затем обратился в суд.
Представитель ответчика ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» Механикова Н.В. исковые требования не признала по основаниям, отраженным в письменном отзыве, пояснив, что в 2018-2019 году Черняк А.А. обращался в поликлинику по вопросу изготовления зубных протезов. Работы были выполнены в полном объеме и сданы заказчику, претензий по поводу качества Черняк А.А. не предъявлял. В период с 02.08.2022 по 31.02.2022 года истец обращался в ГБУЗ «Клинцовскую ЦГБ» три раза. По всем обращениям была оказана медицинская помощь, связанная с лечением зубов. Поскольку отсутствуют доказательства необходимости изготовления или ремонта зубных протезов, довод Черняка А.А. о бездействии «Клинцовской ЦГБ» безоснователен.
Представители третьих лиц <данные изъяты> в судебное заседание не явились, уведомлены о дне и времени надлежащим образом.
Представитель третьего лица Военного К. Б. <адрес> в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения и доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств в отдельности, а также достаточность и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к следующему:
?Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
?Согласно п. 2 ст. 16 Закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения).
?При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающих, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (далее - Правила).
?При этом пунктом 2 Правил установлено, что расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу военнослужащие, каковым в рассматриваемом споре является управление, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и организацией здравоохранения, примерная форма которого приведена в приложении.
?Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1144 "О военно-административном делении РФ" установлено, что основной военно - административной единицей РФ является военный округ Вооруженных сил РФ (?в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 199) в состав Западного военного округа военно-административного деления РФ с ДД.ММ.ГГГГ согласно приложения N 1 к Указу Президента РФ входит также в административных границах и Б. <адрес>.
?Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительству Российской Федерации постановлено оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы; офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - граждане, уволенные с военной службы).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях, медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
?Проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Как следует из материалов дела, Черняк А.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
04 августа 2022 года Черняк А.А. обратился в ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» по вопросу проведения амбулаторного лечения- зубопротезирования в условиях стоматологической поликлиники ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ», для возмещения расходов стоматологической поликлинике на оказание медицинской помощи, подготовить и направить пакет документов в территориальный орган федерального органа исполнительной власти.
В ответ на обращение ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» направила ответ, содержащий разъяснение о возможности получения медицинской помощи.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.
Выбор способа защиты, как и выбор ответчика по делу, является прерогативой истца. Выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав.
Одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
При этом защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) гарантируется право граждан на получение медицинских услуг надлежащего качества, в том числе по программам обязательного медицинского страхования в сети муниципальных учреждений здравоохранения, а также закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 названного закона).
В пункте 21 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть 2 и часть 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Из существа иска и пояснений истца следует, что спор возник вследствие неоказания медицинской помощи, и именно в связи с указанными обстоятельствами Черняк А.А. полагал необходимым признать бездействие ответчика незаконным и возложить обязанность по совершению действий.
При рассмотрении дела установлено, что доказательств необходимости оказания медицинской помощи (изготовления) зубных протезов Черняку А.А. не представлено.
Так, в 2019 году ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» Черняку А.А. проведено стоматологическое лечение (изготовление зубных протезов).
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста –главный врач ГБУЗ «Клинцовская ЦГБ» Свидетель №1 пояснила, что изучением карточки амбулаторного больного Черняка А.А. установлено, что медицинская помощь, оказанная в 2019 году, является полной и оконченной. Каких-либо рекомендаций о дальнейшем лечении, медицинская карточка не содержит. При обращении в поликлинику в 2022 году она Черняка А.А. не осматривала, а довод истца о необходимости проведения ему лечения (протезирования) какими-либо документами не подтвержден.
С учетом приведенных выше правовых норм, право военнослужащего на медицинскую помощь, изготовление и ремонт зубных протезов признается при установлении его нуждаемости в ней.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что права Черняк А.А. на получение медицинской помощи в виде изготовления зубных протезов не нарушено, в виду отсутствия доказательств необходимости оказания ему такой помощи, оснований для удовлетворения его требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.