Дело № 2-104/2021 (2-1209/2020)
10RS0017-01-2020-001706-05
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 января 2021 г. г.Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Буш В.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Домстройсервис» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обратилось в суд с иском к ООО «Домстройсервис» об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения оз.Хельмиярви в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Требования мотивированы тем, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения и оказывающей услуги по холодному водоснабжению. Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения отсутствует, что является нарушением требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В судебном заседании представитель истца Милюкова И.В. поддержала заявленные требования.
Представитель третьего лица администрации Сортавальского городского поселения Тимофеев С.П. разрешение заявленного спора по существу оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о рассмотрении дела.
От третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия получены письменные объяснения по существу заявленных требований, разрешение которых министерство оставляет на усмотрение суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 ВК РФ).
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
По делу установлено, что постановлением администрации Хелюльского городского поселения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> с <Дата обезличена> ответчик, осуществляющий холодное водоснабжение, водоотведение и эксплуатацию водопроводных сетей на территории Хелюльского городского поселения, статусом гарантирующей организации.
<Дата обезличена> между администрацией Хелюльского городского поселения и ответчиком заключено соглашение об обеспечении бесперебойного холодного водоснабжения и водоотведения на территории названного поселения.
<Дата обезличена> между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ответчиком заключен договор водопользования с целью забора водных ресурсов из оз.Хельмиярви. В соответствии с п. 18 договора ответчик обязан в срок до <Дата обезличена> разработать, согласовать проект зон санитарной охраны источника водоснабжения озера Хельмиярви.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, находятся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, отсутствие проекта ЗСО и организации таких зон означает, что для данного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточников обязательные защитные, охранные и ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источников, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется сама хозяйственная деятельность и нет понимания о землях, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Кроме того, отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для водопроводов и источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий, направленных на максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды поверхностных источников водоснабжения, что формирует условия, при которых источники питьевого водоснабжения могут создавать угрозу возникновения вредного воздействия на человека по химическому и биологическому факторам.
На запрос истца от <Дата обезличена> письмом от <Дата обезличена> ответчик сообщил, что ему принадлежат водопроводные и канализационные сети, объекты, предназначенные для водоснабжения и водоотведения. Проект зон санитарной охраны не утвержден, санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проведена, санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует.
В отсутствие доказательств обратного суд считает установленным то обстоятельство, что санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на объекты водоснабжения, не получены.
Учитывая, что действующим законодательством на юридических лиц, осуществляющих водоснабжение населения возложена обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, что отсутствие разработанных в соответствии с действующим законодательством проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологических заключений по ним создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В противном случае будет создана реальная угроза ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения заболеваний населения.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ на ответчика надлежит возложить обязанность в срок до <Дата обезличена>г. обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения озера Хельмиярви в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Данный срок представляется разумным, возражений относительного его продолжительности ответчик суду не представил.
В силу ст. 103 ГПК РФ, учитывая положения ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <Номер обезличен>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Домстройсервис» обязанность в срок до <Дата обезличена> обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения озера Хельмиярви в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домстройсервис» в доход бюджета Сортавальского муниципального района государственную пошлину <Номер обезличен>
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Е.Буш
Мотивированное решение в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ
изготовлено <Дата обезличена>