Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-144/2024 ~ М-115/2024 от 28.06.2024

Дело № 2-144/2024

УИД 42RS0039-01-2024-000233-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ижморский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего – судьи Алтынбаевой Н.А.,

при секретаре Новиковой И.А.,

с участием прокурора Фомченко А.А.,

п.г.т. Ижморский                             02 августа 2024 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ижморского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Колыонская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ижморского района обратился в суд с иском к МБОУ учреждении «Колыонская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района во исполнение пункта 3 Плана работы на первое полугодие 2024 года, пункта 2.3 указания прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса от 10.04.2023 № 55/27 «Об организации исполнения Генерального прокурора Российской Федерации от 17.05.2018 № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму», пункта 1.5 указания прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса от 25.01.2022 № 15/21 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов", проведена проверка деятельности общеобразовательных организаций Ижморского муниципального округа на предмет антитеррористической защищенности, полноты и эффективности принимаемых мер в целях минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов, в ходе которой в МБОУ «Колыонская СОШ» установлены нарушения требований федерального законодательства.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в Учреждении резервный источник электроснабжения отсутствует, электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от одного внешнего источника, что может повлиять на устойчивую и бесперебойную работу технических средств безопасности.

С целью устранения нарушений прокурором района директору «Колыонская СОШ» 31.05.2024 внесено представление № 21-02-2024/Прдр-126-24-20320031 «Об устранении нарушений федерального законодательства».

Исходя из ответа образовательного учреждения от 27.06.2024 выявленные нарушения нашли свое подтверждение.

Однако, как показали результаты повторной проверки, на текущую дату нарушения не устранены.

В соответствии с разделом 2 пункта 2.2 Устава МБОУ «Колыонская СОШ» основным предметом деятельности Учреждения являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

Основными задачами МБОУ «Колыонская СОШ» является, в том числе создание благоприятных условий для разностороннего развития личности путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании, получении образования, охраны и укрепления здоровья и отдыха.

Отсутствие в образовательной организации второго независимого резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав обучающихся и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества, а невыполнение требований законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности ставят под угрозу общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан пребывающих в здании организации образования, круг которых определить и индивидуализировать не представляется возможным, в связи чем, они относятся к категории «неопределенного круга лиц».

В целях устранения нарушений федерального законодательства прокурор просит обязать МБОУ «Колыонская СОШ» совершить действия, направленные на обеспечение образовательной организации вторым независимым резервным источником электропитания, в соответствии с пунктом 1.2.20 Правил, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании прокурор Фомченко А.А. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил установить срок исполнения устранения нарушений до 01.09.2026.

Ответчик МБОУ «Колыонская СОШ» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Представителя в суд не направил.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Положениями статьи 38 Конституции Российской Федерации установлено, что детство находится под защитой государства.

Согласно пункту 15 части 3, пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 273) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 1, 7, 12 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – ФЗ №35), противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 6 статьи 3 ФЗ № 35 определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно ст. 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно концепции, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе массового пребывания людей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов сферы образования.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 №204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила), согласно пункту 1.2.18 которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

В силу ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Согласно п. 1.2.18 названных Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу п. 1.2.20 указанных Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В соответствии с п. 5.1 "Свода правил по проектированию и строительству" СП 31-110-2003 (утв. Постановлением Госстроя России от 26.11.2003 N 194) электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.

В соответствии с п. 1.1.1 Правил данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил. Вместе с тем, указанным пунктом также установлено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

В соответствии с разделом 2 пункта 2.2 Устава МБОУ «Колыонская СОШ», основным предметом деятельности Учреждения являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

Основными задачами МБОУ «Колыонская СОШ» является, в том числе создание благоприятных условий для разностороннего развития личности путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании, получении образования, охраны и укрепления здоровья и отдыха.

Согласно представлению от 31.05.2024 № 21-02-2024/Прдр-126-24-20320031 «Об устранении нарушений федерального законодательства» направленного прокурором Ижморского района на имя директора МБОУ «Колыонская СОШ» прокурор требует устранить выявленные нарушения, а именно обеспечить наличие второго независимого источника электроснабжения.

Отсутствие второго независимого резервного источника питания, подтверждается ответом директора МБОУ «Колыонская СОШ» от 11.06.2024.

Доказательств наличия второго источника питания в образовательном учреждении на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено.

Руководствуясь вышеназванными нормами права, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора и возложении обязанности на МБОУ «Колыонская СОШ» обеспечить это учреждение электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. При этом, суд исходит из того, что в данном учреждении образования и воспитания, электроустановки которого относятся ко второй категории по надежности электроснабжения, отсутствует второй резервный (альтернативный) источник электроснабжения этого учреждения, что является нарушением пунктом 1.2.20 Правил, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 №204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок». Обеспечение образовательной организации резервным источником питания будет способствовать недопущению прав граждан на безопасное качественное энергоснабжение, направлено на обеспечение уменьшения риска возникновения чрезвычайной ситуации, что соответственно повысит надежность электроустановки, а так же нацелено на создание безопасных условий обучения в условиях антитеррористичекой защищенности объекта.

Доводы ответчика об отсутствии требований к оснащению объектов резервными источниками электроснабжения в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов ошибочны, основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения заявленных требований, суд находит срок до 01.09.2026, заявленный прокурором для исполнения решения суда является разумным и необходимым для совершения необходимых действий, поскольку требует больших материальных и временных затрат.

Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Государственная пошлина, согласно ч. 2 ст. 61.1 БК РФ, подлежит взысканию в доход местного бюджета.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.

С учетом того, что по данному делу суд удовлетворил требования, суд считает необходимым, в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ взыскать с ответчика – МБОУ «Колыонская СОШ» государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход местного бюджета

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ижморского района удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колыонская средняя общеобразовательная школа», в целях устранения нарушений федерального законодательства, совершить действия, направленные на обеспечение образовательной организации вторым независимым резервным источником электропитания, в соответствии с пунктом 1.2.20 Правил, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 №204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» в срок до 01.09.2026.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Колыонская средняя общеобразовательная школа», государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход бюджета Ижморского муниципального округа.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                             Н.А. Алтынбаева

Мотивированное решение изготовлено 05.08.2024

2-144/2024 ~ М-115/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ижморского района
Ответчики
МБОУ "Колыонская СОШ"
Суд
Ижморский районный суд Кемеровской области
Судья
Алтынбаева Наталья Александровна
Дело на странице суда
izhmorsky--kmr.sudrf.ru
28.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2024Подготовка дела (собеседование)
16.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2024Судебное заседание
05.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее