Судья Дурманова Е.М. дело 33-11416/2021
2-782/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2021 г. г.о. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Желтышевой А.И.
судей Ереминой И.Н.. Ивановой Е.Н.
при секретаре Нугайбековой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Григорян Ф.Н., Никифорова В.А., Зевакина М.П., Ершова О.В., Бондаренко Н.А., Коробцовой Л.В., Байковой Л.В., Труханова Д.С., Снадиной Ю.В., Янгунаева И.Ф., Белюшиной А.А., Малковой Л.Е., Дятлова А.В., Суходеевой Е.М., Виноградской Я.В., Ломкиной К.Р., Ломкина В.А., Шевелевой В.В., Ярышевой Н.В., Альшанской Т.В., Окуджава Н.В., Фроловой Н.А., Черновой С.В., Гаврилова Д.К., Гаврилова К.К., Ершовой Л.Н., Ершова В.В., Антюфеева Е.Е., Маркович В.К., Данюк В.А., Павловой Т.Н.,Павлова А.В., Ованнисян К.А.,Абдулхановой Н.Н., Хайдаровой Ф.Т. к ООО "ЭкоСтройРесурс", Администрации г. о. Тольятти о признании услуги не оказанной, обязании произвести перерасчет по коммунальной услуге обращения с ТКО, об обязании прекратить начисление платы, обязании организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест накопления ТКО,
по апелляционным жалобам Григорян Ф.Н., Никифорова В.А., Зевакина М.П., Ершова О.В., Бондаренко Н.А., Коробцовой Л.В., Байковой Л.В., Труханова Д.С., Снадиной Ю.В., Янгунаева И.Ф., Белюшиной А.А., Малковой Л.Е., Дятлова А.В., Суходеевой Е.М., Виноградской Я.В., Ломкиной К.Р., Ломкина В.А., Шевелевой В.В., Ярышевой Н.В., Альшанской Т.В., Окуджава Н.В., Фроловой Н.А., Черновой С.В., Гаврилова Д.К., Гаврилова К.К., Ершовой Л.Н., Ершова В.В., Антюфеева Е.Е., Маркович В.К., Данюк В.А., Павловой Т.Н.,Павлова А.В., Ованнисян К.А.,Абдулхановой Н.Н., Хайдаровой Ф.Т., администрации г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 21.06.2021 г., которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.о. Тольятти Самарской области организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории микрорайона «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Бондаренко Н.А.-Рогова В.Б., возражения представителей ООО "ЭкоСтройРесурс" Янчуркиной Н.В., Ардашевой Е.А.
установила:
Истцы обратились в суд с иском ООО "ЭкоСтройРесурс", Администрации г. о. Тольятти о признании услуги не оказанной, обязании произвести перерасчет по коммунальной услуге обращения с ТКО, об обязании прекратить начисление платы, обязании организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест накопления ТКО.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками частных домов, расположенных в пределах г.о. Тольятти мкрн. «Тимофеевка-2», а именно улицы Андриянова, проезды Любви, Надежды, Веры, Нежный.
За период с 01.01.2019 года по дату подачи иска в адрес истцов ежемесячно поступают квитанции об оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО от ООО «ЭкоСтройРесурс», однако ответчик не осуществляет вывоз мусора с территории истцов. Мусорные площадки вблизи домов, принадлежащих истцам, отсутствуют, мусоровозы в «Тимофеевку-2» не приезжают, так как отсутствуют дороги, по которым может перемещаться мусоровоз для осуществления сбора мусора. Ни мешки, ни пакеты, ни иные емкости, предназначенные для сбора мусора истцам не представлены.
В связи с тем, что ответчиком фактически услуги не оказываются, у истцов отсутствует обязанность оплачивать не полученные ими услуги, а выставленные ответчиком счета не являются законными и обоснованными. Бездействие администрации г.о. Тольятти по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по сбору мусора на территории «Тимофеевка-2» приводит к нарушению прав истцов, а также к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду. Истцы неоднократно обращались в различные органы за защитой своих прав, однако никаких действий, направленных на устранение сложившейся недопустимой ситуации со стороны ответчиков не предпринято. Администрация г. Тольятти сообщает, что создание площадок на территории «Тимофеевка-2» не представляется возможным из-за отсутствия инфраструктуры, а также отсутствия мест для установки контейнеров, соответствующие требованиям санитарных норм. В октябре жителями «Тимофеевка-2» приглашался представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» для составления акта о ненадлежащем исполнении услуги, однако региональный оператор отказался от составления акта, ссылаясь на возможность получения услуги истцами посредством использования любой контейнерной площадки на территории Самарской области.
С учетом уточненных требований просят:
-признать услугу ООО «ЭкоСтройРесурс» по вывозу и транспортировке твердых коммунальных отходов истцов, являющихся собственниками домов в микрорайоне «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти не оказанной;
-обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет истцам по коммунальной услуге обращения с ТКО с учетом фактического неоказания услуг на территории микрорайона «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти за период с 01.01.2019г. до текущего момента, полностью освободив истцов от оплаты услуг за указанный период;
-обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» прекратить истцам, являющимся собственниками домов в микрорайоне «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти начисление платы по коммунальной услуге обращения с ТКО до факта организации сбора и вывоза отходов в микрорайоне «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти;
-обязать администрацию городского округа Тольятти Самарской области организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории микрорайона «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, как постановленное в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права.
Администрация г.о. Тольятти просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований, адресованных к ним, полагая себя ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Бондаренко Н.А.- Рогов В.Б. доводы жалобы поддержал.
Представители ООО "ЭкоСтройРесурс" Янчуркина Н.В., Ардашева Е.А. просили решение оставить без изменений, жалобы- без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.5 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного Кодекса РФ собственник жилого дома, обязан его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.
Как следует из Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155 (далее – Правил), под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).
В силу пп. 6, 17 Правил исполнитель, являющийся коммерческой организацией не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Потребитель в случаях нарушения исполнителем условий договора вправе по своему выбору поручить оказание услуг третьим лицам или выполнить их своими силами, потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за оказание услуг, расторгнуть договор об оказании услуг.
В соответствии с п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- Закона № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Из материалов дела следует, что 01.11.2018 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области ( т. 1 л.д. 177-179).
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019 года.
Предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с 1 января 2019 года, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 20.12.2018, а также в газете "Волжская коммуна", N 343(30578), 25.12.2018.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были размещены региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23 декабря 2018 года, а также опубликован 25.12.2018 года в средствах массовой информации – в газете "Волжская коммуна", выпуск N 343(30578).
Истцам по праву собственности принадлежат:
Григорян Ф.Н. – жилой дом, общей площадью 243,5 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Андреянова, д. 27 (т.1 л.д. 27);
Никифорову В.А. – жилой дом, общей площадью 177,60 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Любви, д. 13 (т.1 л.д. 29);
Зевакину М.П. – жилой дом, общей площадью 201,7 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Любви, д. 11 (т.1 л.д. 31);
Ершову О.В. – жилой дом, общей площадью 326 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Нежный, д. 16 (т.1 л.д. 33);
Бондаренко Н.А. – жилой дом, общей площадью 257,50 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Надежды, д.7 (т.1 л.д. 35);
Коробцовой Л.В. – жилой дом, общей площадью 156,20 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Нежный, д.9 (т.1 л.д. 37);
Байковой Л.В. – жилой дом, общей площадью 108,50 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Нежный, д. 10 (т.1 л.д. 40);
Трухановой Л.В. – жилой дом, общей площадью 259 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Надежды, д. 3 (т.1 л.д. 42);
Снадиной Ю.В. - жилой дом, общей площадью 171,7 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Надежды, д. 5 (т.1 л.д. 44);
Янгунаеву И.Ф. - жилой дом, общей площадью 200 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Любви, д. 3 (т.1 л.д. 46);
Белюшиной А.А. - жилой дом, общей площадью 187,4 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Веры, д. 17 (т.1 л.д. 48);
Малковой Л.Е. - жилой дом, общей площадью 78,9 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Веры, д. 13 (т.1 л.д. 52);
Дятлову А.В. - жилой дом, общей площадью 85,30 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Веры, д. 16 (т.1 л.д. 55);
Суходеевой Е.М. - жилой дом, общей площадью 246 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Веры, д. 12 (т.1 л.д. 57);
Виноградской Я.В. - жилой дом, общей площадью 320,1 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Посадский, д. 4 (т.1 л.д. 59);
Ломкиной К.Р. - жилой дом, общей площадью 297,2 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Надежды, д. 13 (т.1 л.д. 64);
Ломкину В.А. - жилой дом, общей площадью 93,6 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Надежды, д. 11 (т.1 л.д. 67);
Шевелевой В.В. - жилой дом, общей площадью 85,2 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Нежный, д. 22 (т.1 л.д. 69);
Ярышевой Н.В. - жилой дом, общей площадью 84,4 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Нежный, д. 22А (т.1 л.д. 72);
Окуджава Н.В. - жилой дом, общей площадью 175,90 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Андреянова, д. 24 (т.1 л.д. 74);
Фроловой Н.А. - жилой дом, общей площадью 163 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Андреянова, д. 22 (т.1 л.д. 75);
Черновой С.В. - жилой дом, общей площадью 100,9 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Любви, д. 15 (т.1 л.д. 79);
Гаврилову Д.К. - жилой дом, общей площадью 234 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Андреянова, д. 25 (т.1 л.д. 81);
Гавриловой Л.М. - жилой дом, общей площадью 101,6 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Надежды, д. 18А (т.2 л.д. 69);
Ершовой Л.Н. - жилой дом, общей площадью 326 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Нежный, д. 16 (т.1 л.д. 83);
Ершову В.В. - жилой дом, общей площадью 119,7 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Надежды, д. 14, пом.1 (т.1 л.д. 84, т.3 л.д. 112);
Антюфееву Е.Е. - жилой дом, общей площадью 132,3 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Нежный, д. 5 (т.1 л.д. 85);
Маркович В.Д. - жилой дом, общей площадью ?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�¦�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
Данюк В.А. - жилой дом, общей площадью 159 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Андреянова, д. 17 (т.1 л.д. 89);
Павловой Т.Н., Павлову А.В. - жилой дом, общей площадью 158,4 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Любви, д. 17 (т.3 л.д. 39);
Ованисян К.А. - жилой дом, общей площадью 133,8 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Любви, д. 11 (т.3 л.д. 43);
Абдулхановой Н.Н. - жилой дом, общей площадью 134,6 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, проезд Посадский, д. 2 (т.3 л.д. 131);
Хайдаровой Ф.Т. - жилой дом, общей площадью 206,9 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, район малоэтажной застройки «Тимофеевка-2» участок № 77, (т.3 л.д. 184).
По всем перечисленным объектам недвижимости, региональным оператором открыты лицевые счета на оплату услуг по обращению с ТКО, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами и подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
В спорный период времени, плата за данную коммунальную услугу истцами не осуществляется, имеется задолженность с января 2019 года.
Полагая, что обязанность по оплате не оказываемых ООО "ЭкоСтройРесурс" у них отсутствует. Истцы обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, адресованных ООО "ЭкоСтройРесурс", суд исходил из того, что с 1 января 2019 года данная организация является исполнителем услуги по обращению с ТКО на территории всей Самарской области. В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 ГК РФ). Согласно статьи 425 ГК РФ оказываемые потребителям услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю. С января 2019 года ООО «ЭкоСтройРесурс» направляет в адрес истцов платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из объема оказанной услуги и тарифа, установленного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 846 от 18.12.2018 г., Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. № 95. Доказательств того, что услуги ООО «ЭкоСтройРесурс» в принципе истцам не оказываются, последними не представлено.
Судебная коллегия признает указанные выводы суда правильными, соответствующими материалам и обстоятельствам дела.
Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию твердых коммунальных отходов и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, в редакции Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.072018 № 193.
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области опубликована на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в сети интернет по адресу: http://www.minenergo.samregion.ru/roo/35266.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в соответствии пунктом 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Постановления Правительства Самарской области № 449 предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
В соответствии с пунктом 8.9. Постановления Правительства Самарской области № 449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничен, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, возлагается на органы местного самоуправления.
В пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 и постановлении Правительства Самарской области № 449 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Таким образом, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору твердых коммунальных отходов возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления.
Для создания мест накопления твердых коммунальных отходов, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Кроме того, в соответствии с разделом 6 постановления Правительства Самарской области № 449 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление твердых коммунальных отходов может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Договором о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также предусмотрена возможность децентрализованного способа накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 21 договора децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов применяется на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки.
В данном случае 18.12.2018 года между ООО «ЭкоСтройРесурс» и АО «СпецАвтоТранс (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с которым региональный оператор поручил, а исполнитель принял на себя обязанность оказывать услуги в границах территории оказания услуг, в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Договору по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (далее - ТКО) от источников образования и мест накопления, указанных в Приложении N 4 к настоящему договору и их транспортированию и передаче в места размещения ТКО, образуемых в зоне деятельности регионального оператора, в соответствии с приложением № 3 к настоящему Договору (т. 3 л.д. 114-127).
В соответствии с Приложением № 2 к договору в границы территории оказания услуг по транспортированию ТКО входит, в том числе, городской округ Тольятти, Центральный район.
Согласно реестру контейнерных площадок, на территории «Тимофеевка-2» Центрального района г.о. Тольятти установлено количество бункеров 1, количество контейнеров 21 шт.
Согласно письма ОА «СпецАвтоТранс» исх. № 45/5 от 11.07.2019 г. (т.3 л.д.170) с района малоэтажной застройки «Тимофеевка-2» твердые коммунальные отходы вывозятся с ул. Нежная-Южная 2ая-Новоуренгойская перекресток; Андриянова-Южный-Энергетиков перекресток; Казачкова-Викторова; Непорожнего-Хрящевское ш. перекресток; Бузыцкого-Хрящевское ш. перекресток.
Согласно письма ОА «СпецАвтоТранс» исх. № 138/2 от 01.06.2020 г. вывоз ТКО по адресу: г. Тольятти, проезд Веры, невозможен в связи с узкими подъездными путями и отсутствием места для разворота спецтехники. Вывоз ТКО осуществляется с контейнерной площадки с перекрёстка Южный переулок, ул. Энергетиков, ул. Андриянова из 4 контейнеров 7 раз в неделю.
Актом обследования от 01.06.2020 г. (л.д. 173 т.3) составленным главным специалистом сектора обращения с отходами управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти при участии ведущего специалиста отдела территориального мониторинга администрации Центрального района и инженера АО «СпецАвтоТранс» установлено, что ввиду плотной застройки, отсутствия разворотной площадки и подъездных путей установка бункеров накопителей, либо индивидуальных контейнеров на проезде Веры не представляется возможным. Также при определении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов жители домов, расположенных на пересечении проезда Веры и ул. Андриянова были против установки дополнительных контейнеров.
По ходатайству стороны истцом судом допрошен в качестве свидетеля заместитель главы администрации с.п. Тимофеевка, из показаний которого следует, что в 2020 году по программе со финансирования, администрации с.п. Тимофеевка выделены деньги на установку контейнерных площадок. Контейнера предоставил региональный оператор, они их не покупали. Все могут выбрасывать мусор в контейнера, расположенные на территории с.п. Тимофеевка. Требования СанПин контролирует Роспотребнадзор, в связи с чем администрация направляет заявку с предполагаемым местом размещения контейнерной площадки на согласование в Роспотребнадзор. После рассмотрения заявки дают заключение, подходит эта площадка или нет.
Из представленных истцами актов о нарушении обязательств по договору на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 3 л.д.64-74), также не следует, что региональный оператор не оказывает услуги истцам по вывозу ТКО.
Так из актов от 02.04.2021 года, 11.03.2021 г. (т.3 л.д. 64, л.д. 66) следует, что нарушений со стороны регионального оператора не выявлено. Вывоз ТКО производится согласно территориальной схеме. Перекресток ул. Андреянова и проезда Веры в территориальной схеме отсутствуют.
Допустимых, объективных доказательств того, услуга по вывозу ТБО истца в принципе не оказывается, а равно доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцами твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении ими договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, не представлено.
Отсутствие контейнерных площадок в непосредственной близости к вышеуказанным жилым домам, само по себе не свидетельствует, что истцы в принципе не утилизируют бытовые отходы в контейнеры, расположенные в иных местах.
Так, представитель Бондаренко Н.А. пояснил, что большинство истцов имеют городские квартиры, и весь мусор из спорных домов они вывозят и выбрасывают в контейнеры, расположенные около жилых домов, где расположены их городские квартиры, и где они оплачивают ответчику услуги по обращению с ТБО, а соответственно не должны оплачивать их дважды.
Однако, данные доводы являются несостоятельными, поскольку размер оплаты утилизации ТБО рассчитывается, исходя из площади помещения, занимаемого потребителем, и соответственно, занимая несколько помещений, потребитель должен оплачивать данные услуги за каждое из них, независимо от того, по месту какого из помещений они выбрасывают мусор.
Доводы апелляционной жалобы истцов не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, и фактически сводятся к изложению правовой позиции, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и которым дана надлежащая оценка.
Отсутствие контейнерных площадок не равно отсутствию самой услуги по утилизации ТБО, и само по себе не свидетельствует об обратном.
Ссылки истцов на судебную практику по иным делам во внимание приняты не могут, поскольку установленные по иным спорам, с участием иных лиц, иными судами обстоятельства дела не имеют отношения к рассматриваемому спору.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для признании услуг ООО «ЭкоСтройРесурс» по вывозу и транспортировке твердых коммунальных отходов истцов не оказанной, возложения обязанности на ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет истцам по коммунальной услуге обращения с ТКО с учетом фактического неоказания услуг на территории микрорайона «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти за период с 01.01.2019г. до текущего момента, полностью освободив истцов от оплаты услуг за указанный период, прекратить истцам, являющимся собственниками домов в микрорайоне «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти начислять плату по коммунальной услуге обращения с ТКО до факта организации сбора и вывоза отходов в микрорайоне «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти, являются правильными.
Правильными являются и выводы суда в части обязания администрации г.о. Тольятти организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории микрорайона «Тимофеевка-2» г.о. Тольятти.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).
Пунктом 11 Правил установлено, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 приведенных Правил установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктом 4 данных Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 6 Правил, в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 7,8,9 Правил по результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Основаниями отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются:
а)несоответствие заявки установленной форме;
б)несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
О принятом решении уполномоченный орган уведомляет заявителя в срок, установленный пунктами 5 и 6 настоящих Правил. В решении об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в обязательном порядке указывается основание такого отказа.
Истцы неоднократно обращались в администрацию г.о. Тольятти по вопросу организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в местах расположения их жилых домов.
В ответах на обращение истцов администрация г.о. Тольятти ссылалась на невозможность установки бункеров накопителей, либо индивидуальных контейнеров в связи с отсутствием разворотной площадки, проездных путей, дорожной инфраструктуры.
Вместе с тем, осуществление дорожной деятельности относится именно к компетенции органа местного самоуправления в лице администрации г.о. Тольятти; земля, на которой истцы просят установить контейнерную площадку, также принадлежит органу местного самоуправления.
Таким образом, учитывая, вышеизложенные факты, а также то, что в районе жилых домов истцов не установлены бункеры накопители, либо индивидуальные контейнеры в соответствии с нормами СанПин на расстоянии не менее 20 м. и не более 100 м. от жилых зданий, суд обоснованно указал, что в данном случае именно орган местного самоуправления должен установить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилых домов истцов, в связи с чем правомерно возложил на администрацию г.о. Тольятти обязанность организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Доводы апелляционной жалобы администрации г.о. Тольятти о том, что они не являются ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу п.п.6,8,9,11 постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 создание и содержание мест ( площадок) накопления ТКО осуществляется органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, которыми в данном случае являются сами истцы, как собственники жилых домов, несущих бремя их содержания, основанием к отмене решения суда в указанной части являться не могут.
В соответствии с пунктом 4 данных Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Порядок рассмотрения такой заявки органом местного самоуправления и полномочия органа местного управления при разрешении данного вопроса также установлен указанными Правилами.
Решение суда о возложении на администрацию г.о. Тольятти совершения определенных действий не выходит за пределы данных полномочий.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что решение является противоречивым, поскольку с одной стороны суд не согласился с доводами истцов о том. что услуга по вывозу ТБО им не оказывается, а с другой обязал администрацию г.о. Тольятти совершить определенные действия по организации мест скопления ТБО, также являются не состоятельными, поскольку решение суда во второй своей части направлено на создание условий по получению услуг ООО « ЭкоСтройРесурс» в непосредственной близости к своим домам, и не порочит выводы же суда о том, что услуги ООО « ЭкоСтройРесурс» в принципе истцам оказываются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.
Нормы материального права судом применены правильно. Нарушений процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ 21.06.2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░.,░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░.,░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: