Дело № 2-1589/2022
УИД: 51RS0002-01-2021-008395-94
Решение в окончательной форме изготовлено 7 июня 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Романюк С.О.,
при секретаре Степановой Ю.А.,
с участием представителя истца Нестеровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Мурманска к Аскеровой Г.Ю. о взыскании необоснованно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
государственное областное бюджетное учреждение Центр занятости населения города Мурманска (далее – ГОБУ ЦЗН г. Мурманска) обратилось в суд с иском к Аскеровой Г.Ю. о взыскании необоснованно полученного пособия по безработице.
В обоснование заявленных требований указано, что *** Аскерова Г.Ю. в электронной форме посредством подачи заявления на ИАС ОБВ «Работа в России» обратилась в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска в поисках работы и была признана безработной с *** на основании статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и пунктов 2 и 8 «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №*** от ***
За период с *** по *** ответчику было начислено и выплачено пособие по безработице в размере 108 597 рублей 29 копеек, а также единовременная региональная доплата потерявшим работу на основании Постановления Правительства Мурманской области от *** №***-ПП «О единовременной региональной доплате», в размере 10 917 рублей.
*** в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска из Пенсионного фонда Российской Федерации по СМЭВ поступили сведения о том, что Аскерова Г.Ю. в период с мая 2020 г. по октябрь 2020 г. имела периоды трудовой деятельности, о чем не сообщила должностным лицам истца.
Таким образом, на основании пункта 3 статьи 3, статьи 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с *** по *** ответчик не имела законных оснований на постановку на учёт в качестве безработного и на получение государственного пособия по безработице. Решением от *** ответчик была снята с учёта в качестве безработного с *** по причине попытки получения или получения пособия обманным путём. Сумма незаконно полученных государственных средств составляет 119 514 рублей 29 копеек.
Просит взыскать с ответчика в пользу ГОБУ ЦЗН г. Мурманска незаконно полученное в период с *** по *** государственное пособие по безработице в размере 108 597 рублей 29 копеек, единовременную региональную доплату потерявшим работу в размере 10 917 рублей, а всего взыскать 119 514 рублей 29 копеек.
Представитель истца ГОБУ ЦЗН г. Мурманска Нестерова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Аскерова Г.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представители третьих лиц ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», АО «ОТП Банк» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В статье 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 перечислены категории граждан, которые считаются занятыми, к ним в частности относятся граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной основе, а также выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, согласно пункту 1 которой безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
На основании абзацев 7, 8 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, в том числе представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона, и такие граждане, в соответствии с п. 3 ст. 3 указанного Закона, не могут быть признаны безработными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. №460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
В соответствии с пунктом 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Временных правил Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
В соответствии с пунктом 18 (1) Временных правил, граждане, состоящие на регистрационном учете в качестве безработных, через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом уведомляются о том, что в случае отнесения их к категории занятых граждан в период безработицы в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» они обязаны в течение 3 рабочих дней с даты возникновения данных изменений проинформировать об этом центры занятости населения.
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19 Временных правил).
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке.
В соответствии со статьей 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью и тому подобное, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключение из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Под недобросовестностью понимаются, прежде всего, противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны лишь граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали или должны были знать о характере этих действий и их последствиях.
Применительно к положениям статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации получателя денежных сумм следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал о неправомерности получения им денежных средств. Установление недобросовестности возможно только при наличии умышленной формы вины.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных средств.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, *** Аскерова Г.Ю. в электронной форме посредством подачи заявления на ИАС ОБВ «Работа в России» обратилась в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска в поисках работы и была признана безработной с *** на основании статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и пунктов 2 и 8 «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №*** от ***
*** в ГОБУ ЦЗН г. Мурманска из Пенсионного фонда Российской Федерации по СМЭВ поступили сведения о том, что Аскерова Г.Ю. в период с мая 2020 г. по октябрь 2020 г. работала.
Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями, представленными ИФНС России по г. Мурманску, а также справками о доходах и суммах налога физического лица, согласно которым АО «ОТП Банк» в период с января по сентябрь 2020 года произвело Аскеровой Г.Ю. выплаты по договору гражданско-правового характера (код 2010) в размере 13 880 рублей, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в июне 2020 года произвело Аскеровой Г.Ю. выплату по договору гражданско-правового характера (код 2010) в размере 1 000 рублей.
По сведениям АО «ОТП Банк» за период с января 2020 года по ноябрь 2020 г. Аскеровой Г.Ю. производилось начисление вознаграждения по агентскому договору *** от ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из реестров на зачисление денежных средств в виде заработной платы и иных социальных выплат на зарплатные банковские карты сотрудников, мемориальными ордерами на перечисление денежных средств на банковские карты сотрудников. Агентский договор заключается при личном присутствии агента в торговой точке посредством его подписания, после чего непосредственный руководитель агента оформляет необходимые документы в ПО Банка, по предоставлении доступа в ПО непосредственный руководитель сообщает агенту логин и одноразовый пароль, который в соответствии с политикой информационной безопасности Банка агент обязан изменить при первом входе в ПО. Передача личного пароля коллегам, руководителю, любому постороннему лицу запрещается. Смена пароля производится пользователем самостоятельно на основании периодически поступающих требований ПО. По подписании агентом уведомления о расторжении агентского договора непосредственный руководитель не позднее следующего за подписанием уведомления дня оформляет заявки на удаление доступа агента в ПО.
Согласно представленной в материалы дела выписке по счету, открытому на имя ответчика в АО «ОТП Банк» в спорный период Аскеровой Г.Ю. производилась выплата вознаграждения по реестрам, тип операции – безналичное зачисление заработной платы по реестру. При этом ответчиком производились списания поступивших сумм. Кроме того, из указанной выписки по счету следует, что выплата вознаграждения производилась до мая 2022 года включительно.
По сообщению ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» между банком и Аскеровой Г.Ю. был заключен договор агентирования №*** от ***, который действовал в период с *** по ***, а также договор агентирования №*** от ***, который действует с *** по настоящее время. Помимо подписания договора на бумажном носителе и предоставления копий документов (копии паспорта, свидетельство ИНН, СНИЛС), агент прошла регистрацию на агентском портале с использованием мобильного телефона. То есть заключение агентского договора осуществляется следующим образом: необходимо зарегистрироваться на агентском портале через учетную запись на Госуслугах, ввести логин и пароль, при регистрации на агентском портале агент вводит свой e-mail, контактный телефон, на почту приходит ссылка для активации, при переходе по ссылке необходимо ввести код, который приходит по смс на номер, указанный при регистрации, после подтверждения смс-кода откроется окно входа на агентский портал, логин – электронная почта, пароль – указанный при регистрации на агентском портале. Основанием для начисления и выплаты вознаграждения агенту является отчет (сформированное на портале заявление агента на выплату вознаграждения) агента. В период с января 2020 года по ноябрь 2020 года в июне 2020 года начислено и перечислено на предоставленные Аскеровой Г.Ю. банковские реквизиты вознаграждение в размере 1000 рублей.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждено фактическое оказание Аскеровой Г.Ю. услуг по указанным выше агентскому договору, заключенному с АО «ОТП Банк» и договору агентирования, заключенному с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и получение вознаграждения за оказанные услуги в спорный период.
При этом ответчиком в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что она не оказывала услуги агента по заключенным с АО «ОТП Банк» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» агентским договорам, а также не получала за это вознаграждение, не представила.
Решением ГОБУ ЦЗН г. Мурманска от *** ответчик была снята с учёта в качестве безработного с *** по причине попытки получения или получения пособия обманным путём.
Сумма полученного ответчиком государственного пособия по безработице за период с *** по *** составила 108 597 рублей 29 копеек. Также Аскеровой Г.Ю. была выплачена единовременная региональная доплата потерявшим работу на основании Постановления Правительства Мурманской области от *** №***-ПП «О единовременной региональной доплате», в размере 10 917 рублей. Общая сумма необоснованно полученных денежных средств составила 119 514 рублей 29 копеек.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на основании пункта 3 статьи 3, статьи 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 с *** по *** ответчик не имела законных оснований на постановку на учёт в качестве безработного и на получение государственного пособия по безработице и единовременный выплаты, в связи с чем денежные средства, начисленные и полученные Аскеровой Г.Ю., являются для нее неосновательным обогащением и подлежат возврату.
Принимая во внимание, что факт переплаты государственных средств установлен, ответчик в спорный период была трудоустроена, денежные средства в полном объеме истцу не возвращены, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит выводу о том, что требования о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 119 514 рублей 29 копеек подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Мурманска к Аскеровой Г.Ю. о взыскании необоснованно полученного пособия по безработице – удовлетворить.
Взыскать с Аскеровой Г.Ю. в пользу государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Мурманска необоснованно полученное пособие по безработице в размере 108 597 рублей 29 копеек, единовременную региональную доплату потерявшим работу в размере 10 917 рублей, а всего взыскать 119 514 рублей 29 копеек.
Взыскать с Аскеровой Г.Ю. государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере 3 590 рублей 29 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.О. Романюк