гражданское дело №
УИД: 05RS0№-54
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> «04» октября 2021 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исаева И.М.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ахмедовой Асият Рагимхановны к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма по предусмотренным законом нормам,
установил:
Ахмедова А.Р. обратилась в Избербашский городской суд Республики Дагестан с указанным иском, в обоснование которого указала, что 04.07.2014г. администрацией ГО «<адрес>» она была поставлена на учет для получения жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Все необходимые документы имеются в ее учетном деле в органе опеки и попечительства в администрации города.
В силу ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда: им исполнится 18 лет; они приобрели полную дееспособность до 18 лет. При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 8 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В Комментарии к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что в п. 9 имеется специальная оговорка, направленная на устранение возможных споров по вопросу предоставления жилья лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Названная норма гарантирует сохранение права на получение жилья, если по каким-либо причинам лицо, имеющее такое право, не реализовало его. На практике чаще всего лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, долго не могут получить жилье, в котором нуждаются, из-за недостатка финансирования. С ДД.ММ.ГГГГ не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до ДД.ММ.ГГГГ на учете как нуждающиеся в жилье. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такое условие обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно ч.2 с т. 57 ЖК РФ в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Разъясняя вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди Верховный Суд РФ (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007 г. (ответ на вопрос 3), утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) отмечал, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Таким образом, отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с ДД.ММ.ГГГГ.
На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, в список включаются: дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список; лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет); лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвержден "Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 8 статьи 8 Закона N 58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Поскольку государство, принятое на себя обязательство в отношении нее, Ахмедовой А.Р., не исполнило, имеет место нарушение ее прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье ей не предоставлено, хотя она состоит на учете с 04.07.2014г., о чем свидетельствует справка администрации ГО «<адрес>».
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Кроме того, статьей 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.
Жилье предоставляется лицам данной категории, если они: не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма; не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма; не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование); проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.
Ни под одно из этих ограничений она не подпадает, так как не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма.
До достижения ею 18-летнего возраста, ее никто не поставил на учет для получения жилья. Из-за незнания закона, после достижения 18-летнего возраста и до достижения 23-летнего возраста она сама не встала на учет, так как в то время вообще никому не давали квартиры и им никто не разъяснял право на получение квартиры, на постановку на учет. Только лишь в 2014 году она сама обратилась в Администрацию города с заявлением о постановке на учет и ее поставили без всяких оговорок.
Несмотря на то, что она состоит на учете, как имеющая право на получение жилья, по настоящее время она не получила его, что вынуждает ее нанимать квартиру, а это обременительно финансово.
Напротив, администрация ГО «<адрес>» хочет ее исключить из списков лиц, состоящих на учете для получения жилья, указывая, что она поставлена на учет после достижения 23-летнего возраста. Такое письмо она получила от специалиста органа опеки и попечительства, которая не учла нововведения в закон.
При этом, не имеет значение, состоят ли в списке лица, вставшие на учет ранее нее. Такой практики придерживается и Верховный Суд РФ, имеются по этому поводу многочисленные определения.
В связи с изложенным, просит обязать администрацию городского округа «<адрес>» обеспечить ее, Ахмедову Асият Рагимхановну, благоустроенной квартирой по договору специализированного найма по предусмотренным законом нормам.
Определением суда от 08.07.2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство финансов РД.
Истец Ахмедова А.Р., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя адвоката Абдуллаевой М.З.
Представитель истца адвокат Абдуллаева М.З. (ордер № от 07.07.2021г.) в судебном заседании поддержала заявленные Ахмедовой А.Р. исковые требования, просила удовлетворить их по изложенным в иске основаниям, пояснив, что Ахмедова А.Р. действительно относилась к категории детей-сирот, но своевременно, до 23-х лет она не встала на учет, так как не знала о том, что это необходимо и какие юридические последствия для нее это влечет. Несмотря на это, на основании поданного ею лично заявления, в 2014г. постановлением администрации она была принята на учет для улучшения жилищных условий. Указанное постановление является действующим, оно не отменено, его законность до сих пор никем не оспаривалась. Таким образом, Ахмедова А.Р. имеет все предусмотренные законом основания для получения жилого помещения как лицо, относившееся к категории «ребенок-сирота». Оснований, для исключения ее из указанного списка не имеется, так как оно возможно только в предусмотренных законом случаях и производится на основании распорядительного акта администрации.
Ответчик - администрация ГО «<адрес>», будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, признав причины его неявки в судебное заседание неуважительными.
В предыдущем судебном заседании – 31.08.2021г., представитель ответчика администрации ГО «<адрес>» по доверенности ФИО7 (доверенность № от 16.07.2021г.) исковые требования Ахмедовой А.Р. и ее представителя не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что последняя действительно относилась к категории ребенок-сирота, но при этом, своевременно, до достижения 23 лет, на учет не встала, следовательно неправомерно была включена в списки на получение жилья, поэтому, в ее адрес было направлено уведомление. Согласно письму Министерства образования и науки РД и приложенному к нему Акту проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки 147 учетных дел граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены нарушения, в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков. Пояснила также, что удовлетворение исковых требований Ахмедовой А.Р. повлечет нарушение прав других очередников, вставших на жилищный учет раньше нее. Полагая, что имеются все предусмотренные законом основания, для исключения ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просила отказать в удовлетворении заявленных Ахмедовой А.Р. и ее представителем требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования и науки РД, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания - посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, в суд своего представителя не направило, об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, признав причины его неявки в судебное заседание неуважительными.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов РД, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания - посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, в суд своего представителя не направило, направив 27.09.2021г. на адрес электронной почты суда возражения на иск, в тексте которых содержалась и просьба о рассмотрении дела без участия их представителя.
При этом, в обоснование возражений на исковое заявление, подписанных представителем третьего лица - Министерства финансов РД, ФИО18, указано следующее.
В соответствии с Федеральными законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», (далее Закон №- ФЗ) отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии Законом РД от 04.12.2008г. № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РД №) полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
При распределении субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в республиканском бюджете РД городу Избербаш было предусмотрено: на 2019 год - 17 247,120 тыс. рублей, на 2020 год - 16 169,175 тыс. рублей, на 2021 год - 34 186,515 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РД от 02.06.2009г. №, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность обеспечения жилыми помещения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, возложена на местные органы власти.
Согласно ст. 5 Закона № финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется с помощью субвенций предоставляемых местным бюджетам. Общий объем субвенций и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Как видно из приведенных выше нормативно-правовых актов <адрес> в 2019, 2020 и частично в 2021 году исполнила установленные законом обязанности и все полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно осуществляться Администрацией ГО «<адрес>».
Министерство финансов РД в соответствии с пунктом 7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РД №, на основании сведений, представленных Министерством образования и науки Республики Дагестан, при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривает необходимые ассигнования на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Полномочием Министерства финансов Республики Дагестан является доведение до главного распорядителя бюджетных средств, которым в рассматриваемых отношениях является Администрация ГО «<адрес>», общую сумму бюджетных средств, утвержденную на соответствующий финансовый год (ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Таким образом, у Республики Дагестан в лице органов государственной власти в процессе реализации государственной политики по защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникают расходные обязательства по финансированию расходов местных органов власти, связанных с обеспечением жильем указанной категории граждан. Такие обязательства возникают у Республики Дагестан, как публично-правового образования перед муниципальными районами и городскими округами Республики Дагестан, то есть непосредственных обязательств перед детьми, получателями мер социальной поддержки у органов государственной власти Республики Дагестан не возникает.
Информацией о расходовании указанных денежных средств Администрацией ГО «<адрес>» Министерство финансов РД не располагает.
Также Министерство финансов Республики Дагестан считает, что ввиду ограниченности республиканского бюджета и невозможности удовлетворении единовременно нужд всех лиц из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо предоставлять жилье по договору социального найма для указанной категории лиц в порядке очередности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан», вне очереди жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренными перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, установленным в порядке, определяемом федеральным законодательством.
То есть, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в данном перечне нет.
На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РД отказать.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Суд, огласив исковое заявление, выслушав представителя истца, огласив возражения на исковое заявление, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ (ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ)детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 9 ст. 8 указанного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства (Утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 397), список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту РФ.
Согласно п. 3 указанных Правил, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно копии свидетельства о браке VII ВМ № от 18.03.1976г., приложенной к иску, брак между ФИО9 и Наврузовой М.А. был зарегистрирован 18.03.1976г., после регистрации брака присвоены фамилии: мужу – ФИО21, жене – ФИО21.
Из приложенной к иску копии свидетельства о смерти № от 12.04.2012г., усматривается, что ФИО9 умер 10.04.1982г.
Из приложенной к иску копии свидетельства о смерти I-БД № от 20.01.2014г. (повторного), усматривается, что ФИО10 умерла 26.08.1982г.
Согласно Выписке из решения исполкома Хучнинского сельсовета народных депутатов от 20.10.1982г. «Об опеке над несовершеннолетними ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.р.», исполкомом Хучнинского сельсовета народных депутатов решено: в связи со смертью родителей, назначить ФИО9 опекуном над несовершеннолетними ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.р.
Согласно справке от 11.12.2013г., выданной Администрацией МО СП «Сельсовет «Хучнинский», ФИО9 являлся опекуном над ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 21.11.1981г.р., опекунство установлено 20.10.1982г. с связи со смертью обоих родителей.
Из приложенного к иску заявления Ахмедовой А.Р., датированного 20.03.2014г., адресованного Главе администрации <адрес> ФИО11, усматривается, что она обратилась с заявлением о постановке ее на учет и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справкам от 11.09.2014г., 18.08.2017г., 16.02.2021г., выданным должностными лицами администрации ГО «<адрес>», Ахмедова А.Р. состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 04.07.2014г.
Согласно справке ГУП «Дагтехинвентаризация» филиал в <адрес> № от 30.01.2014г., по данным филиала в <адрес> за Ахмедовой А.Р. недвижимость, имущество в делах архива не зарегистрированы.
Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 30.01.2014г. за Ахмедовой А.Р. права на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости не зарегистрированы.
Из приложенного к иску уведомления № от 01.03.2021г., подписанного ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству ФИО12, усматривается, что Ахмедовой А.Р., состоящей на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо подтвердить факт включения ее в список, с просьбой «в срок до 01.06.2021г. в судебном порядке указать наличие уважительных причин не обращения в уполномоченный орган до достижения 23-х лет».
Из представленной в материалы дела справки администрации МО «сельсовет Хучнинский» № от 03.09.2021г. усматривается, что Ахмедова А.Р. имеет следующий состав семьи: ФИО13 – муж, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14 – сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО15 – сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО16 – сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Ахмедова А.Р. – дочь, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из представленной в материалы дела справки администрации МО «сельсовет Хучнинский» № от 03.09.2021г. усматривается, что ФИО13 не имеет жилого дома на территории Хучнинской сельской администрации.
В судебном заседании были также исследованы материалы учетного дела на Ахмедову А.Р., представленные представителем ответчика.
Согласно содержащейся в материалах учетного дела копии свидетельства о заключении брака II-БД № от 22.08.1996г., ФИО13 и ФИО2 заключили брак 22.08.1996г., после заключения брака присвоены фамилии: мужу – ФИО20, жене – ФИО20.
Также в материалах учетного дела имеется справка № от 11.12.2013г., подписанная главой МО СП Сельсовет «Хучнинский» ФИО19, согласно которой, ФИО9 и ФИО10 до смерти не имели собственного жилья в <адрес>а РД.
Согласно выписке из домовой книги, в домовладении, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», <адрес>, принадлежащем ФИО4, зарегистрированы ФИО2 Р., ФИО3 Р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее – Закона) основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, установление опеки или попечительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.
В судебном заседании установлено, что Ахмедова А.Р. относилась к категории ребенок-сирота, в связи со смертью родителей, над ней была учреждена опека, опекуном был назначен дядя ФИО9, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и не отрицалось представителем ответчика.
Факт постановки Ахмедовой А.Р. на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой с 04.07.2014г. не отрицался представителем ответчика и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами – справками администрации ГО «<адрес>».
Несмотря на отсутствие в материалах учетного дела соответствующего постановления администрации о постановке Ахмедовой А.Р. на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, судом установлено, что она была принята на учет для улучшения жилищных условий как ребенок-сирота, по ее личному заявлению 04.07.2014г., то есть после достижения 23-х летнего возраста, тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Как было указано выше, на федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым, в список включаются: дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список; лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет); лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.
Между тем, с учетом того, что должностное лицо администрации, принявшее вышеуказанное заявление от Ахмедовой А.Р. о постановке ее на жилищный учет, никаким образом не уведомило ее об отсутствии правовых оснований для включения в указанный список, более того, заявление было принято, зарегистрировано, администрацией <адрес> было вынесено постановление о включении Ахмедовой А.Р. в данный список, что не отрицалось в предыдущем судебном заседании и представителем администрации ФИО7, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что нарушения в действиях Ахмедовой А.Р. отсутствуют.
Изложенное подтверждает доводы представителя истца о том, что Ахмедова А.Р. была поставлена на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой в соответствии с действующим постановлением администрации, при этом, указанное постановление до сих пор никем не оспаривалось, что также не отрицалось в судебном заседании и представителем ответчика.
Представителем ответчика в предыдущем судебном заседании было указано на то, что согласно письму Министерства образования и науки РД, в ходе проверки учетных дел граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены нарушения, в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков, в связи с чем, Ахмедовой А.Р. и было направлено соответствующее уведомление администрации.
Суд не может согласиться с указанными доводами представителя ответчика по следующим основаниям.
Письмом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГг. N ДГ-812/07 были направлены разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 397) для руководства и использования в работе.
Так, в соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка, решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
При этом согласно пункту 21 Правил формирования списка уполномоченный орган размещает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информацию (далее - ЕГИССО) о включении детей-сирот и лиц из их числа в Список или об исключении их из Списка.
Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.
Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.
Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.
Таким образом, в связи с тем, что, как указано выше, решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в установленном законом порядке при наличии предусмотренных оснований, суд приходит к выводу о том, что письмо Министерства образования и науки РД, не являясь распорядительным актом уполномоченного органа, не может устанавливать основания для исключения из списка названной категории лиц.
Доводы истца и ее представителя о том, что Ахмедова А.Р. не имеет собственного жилья, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, изложенными выше, в том числе справкой администрации МО «сельсовет Хучнинский» № от 03.09.2021г., согласно которой супруг Ахмедовой А.Р. - ФИО13 не имеет жилого дома на территории Хучнинской сельской администрации, а также справкой № от 11.12.2013г., подписанной главой МО СП Сельсовет «Хучнинский» ФИО19, согласно которой, родители истца Ахмедовой А.Р. - ФИО9 и ФИО10 до смерти не имели собственного жилья в <адрес>а РД.
Кроме того, судом установлено, что истец Ахмедова А.Р., согласно данным домовой книги, зарегистрирована в домовладении, расположенном по адресу: РД, <адрес> «а», <адрес>, принадлежащем ФИО4
Доказательств того, что истец Ахмедова А.Р. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, стороной ответчика суду не предоставлено и таковые судом не добыты.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
С учетом изложенного, доводы представителя ответчика о том, что удовлетворение исковых требований Ахмедовой А.Р. повлечет за собой нарушение прав других очередников, вставших на жилищный учет раньше нее, суд находит несостоятельными.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-2; Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-4, Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018г. №-КГ18-8).
Как было указано выше, согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
С учетом изложенного, суд, оценивая доводы, изложенные в возражениях на иск представителем третьего лица – Министерства финансов РД о том, что обязанность обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, возложена на местные органы власти, РД в 2019г., 2020г. и частично в 2021г. исполнила установленные законом обязанности и все полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, обеспечение жильем указанной категории граждан должно осуществляться администрацией ГО «<адрес>», приходит к выводу о том, что указанные в возражениях доводы обоснованы, но при этом, они не противоречат сути заявленных истцом требований к администрации ГО «<адрес>». При этом, ссылка на п.3 ст.2.1 Закона РД от 03.02.2006г. № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан, в котором идет речь о предоставлении указанных жилых помещений вне очереди, также не может быть принята судом во внимание, в связи с тем, что в исковых требованиях Ахмедовой А.Р. не содержится требований о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Каких-либо допустимых доказательств в силу требований ст.56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца и ее представителя представителем ответчика и третьими лицами суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что установленные в судебном заседании обстоятельства дела, подтверждаются исследованными судом доказательствами, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Ахмедовой А.Р. и ее представителя к Администрации ГО «<адрес>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Ахмедовой Асият Рагимхановны к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма по предусмотренным законом нормам, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Ахмедовой Асият Рагимхановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> табасаранского р-на Дагестанской АССР, зарегистрированной по адресу: РД, <адрес> «а», <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы через Избербашский городской суд.
Судья Исаев И.М.
мотивированное решение
составлено 08.10.2021г.