Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-9645/2023 ~ М-8628/2023 от 20.09.2023

УИД № 72RS0014-01-2023-010529-32

Дело № 2-9645/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                             25 декабря 2023 года

Ленинский районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Терентьева А.В.,

при ведении протокола секретарем Шуваевой М.А.,

с участием представителя истцов Ханиповой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9645/2023 по исковому заявлению Меркуловой Лидии Степановны, Меркулова Александра Валентиновича к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения, и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Тюменское высшее военно-инженерно командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федераций о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

Меркулова Лидия Степановна и Меркулов Александр Валентинович обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения, и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Тюменское высшее военно-инженерно командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федераций о признании права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением по адресу: <адрес>, общей площадью 39,1 кв. м.

Требования мотивированы тем, что в 1973 году жилищной комиссией воинской части № 96544, Меркуловой Л.С., как работнику воинской части № 96544, было предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: Данной жилое помещение состоит из 2-х жилых комнат, кухни, неотапливаемых помещений вспомогательного назначения: кладовая, веранда, веранда, общей площадью 39,1 кв.м., в том числе жилой площадью 25,4 кв.м. Приказом Департамента земельных отношений и градостроительства г. Тюмени от 20.07.2017 № 1941-АР многоквартирному жилому дому с адресным описанием Тюменская и расположенным в нем квартирам с 1 по 4, присвоен адрес (также к приказу приложен ситуационный план расположения объекта адресации на местности, совпадающий с действительным месторасположением жилого <адрес>). Названный приказ вынесен на основании заявления ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ и распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 12.09.2003 № 3986-р «О закреплении имущества за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России», приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 № 1871. К распоряжению Министерства имущественных отношений РФ от 12.09.2003 № 3986-р «О закреплении имущества за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России» приложен перечень имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью (КЭЧ) Минобороны России (жилой <адрес> указан порядковым номером 99 с инвентарным номером 423), и индивидуальной карточки учета здания с инвентарным номером с адресным описанием . В соответствии с приказом Министерства обороны РФ п. 6 №1871 от 17.12.2010 с 20.12.2010 КЭЧ В Минобороны РФ было реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Ранее многоквартирный жилой дом имел адресные описания: , военный городок № 31 инвентарный номер по генплану . Таким образом, в настоящее время предоставленное Меркуловой Л.С. и членам ее семьи жилое помещение имеет адрес: <адрес>. Меркулова Л.С. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в <адрес> и проживает в данной квартире до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ ФИО10. А.В. был вселен в спорное жилое помещение и зарегистрирован в качестве члена семьи нанимателя (сын), проживает в нем до настоящего времени. Документы о предоставлении жилого помещения Меркуловой Л.С. не выдавались, договор социального найма жилого помещения не заключался. Меркулова Л.С. проработала в воинской части воинского городка в период с 1973 по 2002, что подтверждается трудовой книжкой. Истцы до настоящего времени проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении, добросовестно пользуются жилым помещением и оплачивают коммунальные платежи, а также содержат жилое помещение, за свой счет производят ремонт. Истцы указывают, что в ЕГРН отсутствуют сведения об отнесении жилого <адрес> расположенными в нем квартирами к специализированному жилищному фонду.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени.

В судебном заседании представитель истцов заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

От ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет заключение договоров найма и не связано с нанимателями никакими отношениями.

От ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Обращаясь в суд с настоящим иском истцы указали, что в 1973 году жилищной комиссией воинской части , ФИО1, как работнику воинской части предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, озеро Андреевское, военный городок <адрес>.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с записью от ДД.ММ.ГГГГ трудовой книжки ФИО1 принята на работу в воинскую часть на должность стрелка ВОХР (т. 1, л.д. 28-40).

Из поквартирной карточки следует, что ФИО1 как наниматель зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, также по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован сын - ФИО2 (т. 1, л.д. 23-26).

Данные обстоятельства также подтверждаются копией паспортов истцов (т. 1, л.д. 17-22).

В акте о выявлении количества проживающих в спорном жилом помещении по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, указаны ФИО1 и ФИО2 (т. 1, л.д. 47-48).

Согласно выписке из финансового лицевого счета в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, в помещении зарегистрировано и проживает двое человек (т. 1, л.д. 27).

Также истцами в дело представлены доказательства свидетельствующие о несении расходов по оплате коммунальных расходов в отношении спорного жилого помещения.

Истцы указывают, что проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении, добросовестно пользуются жилым помещением и оплачивают коммунальные платежи, а также содержат жилое помещение, за свой счет производят ремонт. Документы на жилое помещение отсутствуют.

В письме Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 25.10.2023 № 44-06-6298/23 указано, что истцы в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, в Администрации г. Тюмени не состоят (т. 1, л.д. 209).

Также судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Администрации <адрес> -рк от ДД.ММ.ГГГГ безымянному элементу улично-дорожной сети на территории военного городка со сложившимся названием: <адрес> присвоено наименование: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -АР «О присвоении адреса» присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес> объекту адресации многоквартирному жилому дому (местонахождение: <адрес>, в/г 31; инвентарный номер по генплану 423); присвоены адреса: Российская Федерация, <адрес>, квартира с 1 по 4 объектам адресации квартирам, расположенным в многоквартирном жилом доме по адресу: Российская Федерация, <адрес> (т. 1, л.д. 53-56).

На основании распоряжения Министерства имущественных отношении Российской Федерации от 12.09.2003 № 3986-р, приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871, а также индивидуальных карточек учета зданий, генплан 31 военного городка (в/ч 96544, БОУП ТВВИКУ) закреплено на праве оперативного управления за Тюменской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России находящееся у нее на учета имущество согласно приложения, в том числе жилой дом по адресу: <адрес>, в/г 31; инвентарный номер по генплану 423 (т. 1, л.д. 57-65).

В материалы дела по запросу суда представлены сведения из ЕГРН в отношении спорной квартиры по адресу: <адрес>, согласно которым в реестр 28.10.2021 внесена запись о регистрации права собственности за Российской Федерацией, а с 13.07.2022 внесена запись об оперативном управлении в отношении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на основании Приказа от 30.11.2021 № 3892 (т. 1, л.д. 196-199).

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.11.2021 № 3892 закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», принятым в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик Совет Министров СССР, было установлено, что военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей.

Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади (пункты 1, 2).

В статье 6 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, относится к фонду Министерства обороны Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, и имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В Федеральном законе Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах-в других близлежащих населенных пунктах.

В силу статей 93, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.

Согласно пунктам 28, 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285, оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома депутатов трудящихся.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Меркулова Л.С. военнослужащей не являлась, состояла в трудовых отношениях с Министерством обороны РСФСР, то Министерство обороны в лице КЭЧ Тюменского района обеспечило ее на период работы служебным жилым помещением.

Между тем, истцом не были представлены документы, доказывающие право на получение спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, а именно: доказательства о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и в получении жилого помещения органом, уполномоченным на принятие решения (жилищной комиссией воинской части).

В письменных возражениях ответчик ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации указывает, что решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Иного в дело не представлено.

По нормам ранее действовавшего жилищного законодательства (статьи 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием для предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда- совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Доказательств того, что жилое помещение было предоставлено Меркуловой Л.С. на условиях социального найма, в порядке статей 28 - 31, 33, 42 - 43 Жилищного кодекса РФ с целью улучшения жилищных условий истца, либо впоследствии стало использоваться на таких условиях, истцами представлено не было. Приобретение истцами права на предоставление им квартиры из жилищного фонда социального использования, материалами дела не подтверждено. Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования, материалы дела также не содержат.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР, порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 указанного Постановления Правительства Министерство обороны Российской Федерации, в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Вместе с тем, отсутствие решения о включении конкретного жилого помещения в число служебных, не дает оснований отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за истцами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма.

С учетом изложенного доводы истца судом отклоняются.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что спорная квартира на момент ее предоставления Меркуловой Л.С. находилась на территории закрытого военного городка, в связи с чем имела особый правовой статус, схожий со статусом служебного жилого помещения, в связи с чем у истцов не возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Законодательство не содержит какие-либо положения, позволяющие в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма.

Кроме того, каких-либо правоустанавливающих документов на жилое помещение истцами не представлено, а наличие регистрации по месту жительства, права пользования жилым помещением не порождает.

В данном случае длительное проживание истцов в спорном жилом помещение и оплата жилищно-коммунальных услуг, не свидетельствует о приобретении ими права пользования квартирой и наличии между сторонами сложившихся правоотношений из договора социального найма.

На основании изложенного, суд оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов о признании права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением по адресу: <адрес>, общей площадью 39,1 кв. м.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Меркуловой Лидии Степановны, Меркулова Александра Валентиновича к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление, имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федераций, Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Тюменское высшее военно-инженерно командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение составлено 09 января 2024 года.

Председательствующий судья                    А.В. Терентьев

2-9645/2023 ~ М-8628/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Меркулов Александр Валентинович
Меркулова Лидия Степановна
Ответчики
ФГОБУ ВО Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова
Министерство обороны РФ
ФГАУ Центральное управление жилищно социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ (ФГАУ Росжилкомплекс)
ФГКУ Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России (ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО)
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ
Другие
Ханипова Регина Ризовна
Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмени
Судья
Терентьев Алексей Витальевич
Дело на странице суда
leninsky--tum.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
27.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2023Подготовка дела (собеседование)
02.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее