Дело № 2-4475/2022
УИД: 47RS0006-01-2021-006555-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» сентября 2022 года город Санкт-Петербург
Невский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Резник Л.В.
при секретаре Махиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО Тихвинский вагоностроительный завод к Еремину Н. А. о возмещении денежных средств, затраченных на обучение, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
АО «Тихвинский вагоностроительный завод» изначально обратилось в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском о взыскании с Еремина Н.А. материального ущерба, причиненного работником, в размере 10 550, 68 рублей, судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 422, 03 рублей, в обоснование указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик состоял в трудовых отношениях с истцом. Материальный ущерб был причинен в результате невозвращения при увольнении компенсационной выплаты на профессиональное обучение ответчика, в связи с чем, истец обратился в суд.
Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано по подсудности в Невский районный суд
Представитель истца в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Ответчик в судебное заседание явился, исковые требования признавал по праву, представил суду доказательства оплаты материального ущерба в сумме заявленных требований.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя истца.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 238 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В соответствии со статьей 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору. Указанная формулировка относит ученический договор не к самостоятельным договорам, а к составной части трудового договора, содержащей дополнительные условия, связанные с организацией обучения или переобучения работника.
Обязанность ученика или работника возместить работодателю расходы (затраты), связанные с обучением, в случае неисполнения обязанности по отработке предусмотрена частью 2 статьи 207 и статьей 249 ТК РФ соответственно. Сформулированное в ч. 2 ст. 207 ТК РФ правило, согласно которому в случае неисполнения учеником по окончании ученичества без уважительных причин своих обязательств по договору он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством, должно применяться лишь с учетом нормы ст. 249 ТК РФ, регламентирующей порядок возмещения затрат, связанных с обучением работника.
Согласно статье 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Согласно статье 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Согласно Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1005-О-О, в сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора, в рамках которого на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной должности, профессии, специальности и других условиях, на которых будет осуществляться трудовая деятельность. В частности, в трудовом договоре может предусматриваться условие об обязанности работника отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного договором срока (ст. 57 ТК РФ). Аналогичное условие может быть включено и в заключаемое сторонами трудового договора соглашение об обучении работника за счет средств работодателя.
Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.
При этом отсутствие в норме перечня уважительных причин не означает возможность произвольного усмотрения суда, который, оценивая, является ли та или иная причина увольнения достаточной для освобождения работника от обязанности возместить работодателю затраты, понесенные последним на его обучение, проверяет все обстоятельства конкретного дела, не позволившие работнику продолжить трудовые отношения с работодателем (Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 934-О).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен трудовой договор №-Т, согласно которому ответчик принят на работу в АО «Тихвинский вагоностроительный завод» на должность оператора станков с программным управлением 3 разряда участок раскроя и резки заготовительный цех дирекция по производству вагонов (приказ №-п от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения прекращены на основании п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ (приказ №-у от ДД.ММ.ГГГГ).
Во время действия трудового договора между сторонами был заключен ученический договор №-у от ДД.ММ.ГГГГ. Затраты истца на обучение ответчика составили 16 844 рублей.
Согласно п. 2.4 ученического договора ответчик обязался пройти обучение, освоить программу обучения в соответствии с учебным планом, посещать лекционные и практические занятия, соблюдать учебную дисциплину, успешно сдать квалификационный экзамен и приступить к работе после окончания профессиональной переподготовки и сдачи квалификационного экзамена и проработать в соответствии с полученной профессией (специальностью, квалификацией) по трудовому договору с работодателем в течение двух лет.
В соответствии с пунктом 4.6 ученического договора работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, в случае расторжения трудового договора до истечения срока, определенного п. 2.4.4 договора.
Указанное условие ученического договора соответствует требованиям статьи 249 ТК РФ.
Поскольку Еремин Н.А. уволен до истечения трех лет после окончания обучения, что является основанием для возмещения затрат, прямо предусмотренным договором, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно расчету истца, затраты, понесенные на обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, составляют сумму в размере 10 550, 68 рублей.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания ответчиком Ереминым Н.А. вышеуказанная задолженность была погашена в полном объеме, что подтверждается представленным платежным поручением №;003442 от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, поскольку ответчиком исполнены обязательства по оплате задолженности, что подтверждается материалами дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Вместе с тем, истцом при подаче иска понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 422, 03 рублей.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены ответчиком в процессе рассмотрения спора, на основании ст.ст. 88, 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 422, 03 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 422,03 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.10.2022.