Дело № 12-1235/2023
УИД: 59RS0004-01-2023-004364-79
Р Е Ш Е Н И Е
13 октября 2023 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н. с участием защитника Шуниной Н.В., представителя Министерства финансов по Пермскому краю Мантурова А.Н., рассмотрев жалобу Попова Александра Александровича на постановление заместителя начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 02.08.2023 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Попова ФИО6,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 02.08.2023 № 39-07-30-17 Попов А.А., заместитель главы администрации Нытвенского городского округа Пермского края, начальник Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Попов А.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал на то, что не является субъектом правонарушения – должностным лицом финансового органа, главного распорядителя или получателя бюджетных средств. Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа <Адрес>, которое он возглавляет, финансовым органом и главным распорядителем или получателем средств бюджета не является. Финансовым органом является Финансовое управление администрации Нытвенского городского округа. В оспариваемом постановлении указано, что получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, является МКУ «Управление капительного строительства». Должностным лицом неверно сделан вывод о том, что субъектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, является должностное лицо, курирующее подведомственное учреждение. Курирование Поповым А.А. МКУ «Управление капительного строительства» не означает несение ответственности за достижение показателей курируемого органа. Кроме того, распоряжение №215-р, которым на Попова А.А. возложены соответствующие должностные обязанности, принято позже, чем заключены соглашения от 29.04.2020 №015-2020-26-ЕС-Ш и от 30.04.2020 № 016-2020-26-ЦС-Ш. На момент заключения соглашений, а также после принятия распоряжения №215-р какой-либо приказ о назначении Попова А.А. ответственным за исполнение указанных соглашений не издавался. Ни должностной инструкцией, ни распоряжением №215-р, ни положением «Об Управлении земельно-имущественных отношений и градостроительства» не предусмотрено возложение на Попова А.А. обязанности по предоставлению отчетов о достижении значений показателей результативности согласно условиям соглашений. Какого-либо доступа к программе «АЦК - Планирование» по формированию отчетности по спорным соглашениям у Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства не имелось. Выполнение графика реализации мероприятий и выполнение объемов работ возложено на МКУ «Управление капительного строительства». Полагает, кроме того, что состав административного правонарушения отсутствует, поскольку вся субсидия была предоставлена и использована в 2020 году, тогда же предоставлена отчетность, плановые показатели результативности достигнуты в 2020 году, в 2021 году предоставлять отчетность не требовалось. Указывает также, что причинами нарушения сроков обеспечения лицензирования образовательной деятельности явилась техническая ошибка МФЦ при подаче документов для регистрации в Росреестре, то есть техническая возможность формирования отчета отсутствовала.
В судебное заседание Попов А.А. при надлежащем извещении не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие. Защитник доводы жалобы поддержала.
Представитель административного органа просил постановление оставить без изменения, жалобу Попова А.А. – без удовлетворения. Указал, что нарушение порядка обеспечения лицензирования образовательной деятельности постановлением из объема допущенных нарушений исключено, поскольку на момент рассмотрения дела Порядок №178-п, на основании которого заключено соглашение №2, утратил силу.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему
Часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со ст.34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
На основании п.3 ч.1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Установлено, что между Министерством строительства Пермского края и администрацией Нытвенского городского округа Пермского края заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ №-ЕС-Ш о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов, предусмотренных на реализацию муниципальных программ, инвестиционных проектов. Субсидии предоставляются в целях реализации мероприятия (объекта): строительство школы в <Адрес> муниципального района. Условиями соглашения предусмотрено, что администрация обеспечивает представление отчета о достижении значений показателей результативности в срок до 10 июля текущего финансового года и до 15 января года, следующего за отчетным, а также отчет об исполнении графика выполнения мероприятия: «Строительство общеобразовательной школы на 100 учащихся в <Адрес>». Установлено, что в нарушение п.3.3.8 соглашения администрацией не обеспечено представление отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 31.12.2021.
Между Министерством строительства Пермского края и администрацией Нытвенского городского округа Пермского края заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ №-ЦС-Ш о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на строительство объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность для создания новых мест в общеобразовательных организациях. Согласно соглашению субсидии предоставляются в целях реализации мероприятия (объекта): строительство школы в <Адрес> муниципального района. Пунктом 3.3.8 соглашения предусмотрено, что администрация обеспечивает представление отчета о достижении значений показателей результативности в срок до года, следующего за отчетным, а также отчет об исполнении графика выполнения мероприятия: «Строительство общеобразовательной школы на 100 учащихся в <Адрес>». В нарушение указанных условий администрацией не обеспечено представление в Министерство строительства Пермского края отчета об исполнении графика выполнения мероприятия. Кроме того установлено, что администрацией в нарушение п.3.3.3 соглашения №2 допущено неисполнение принятого обязательства по достижению значения показателя результативности использования межбюджетных трансфертов «Обеспечение лицензирования образовательной деятельности в днях с даты получения акта ввода объекта завершенного строительства в эксплуатацию» на 53 дня. Вместе с тем обжалуемым постановлением указанное нарушение исключено из объема вмененных нарушений, поскольку на момент рассмотрения дела данное требование из нормативных актов исключено.
В постановлении указано, что нарушение бюджетного законодательства допущено Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края.
Указанные обстоятельства явились поводом к составлению в отношении Попова А.А., заместителя главы администрации Нытвенского городского округа Пермского края, начальника Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края, протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, вынесению обжалуемого постановления.
Признавая Попова А.А. виновным в совершении правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что Попов А.А. как руководитель Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Вместе с тем с такими выводами согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно распоряжению главы администрации Нытвенского городского округа Пермского края от 29.03.2021 №215-ра «О распределении обязанностей между главой городского округа, его заместителями и руководителем аппарата администрации Нытвенского городского округа» заместитель главы администрации Нытвенского городского округа, начальник Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства осуществляет оперативное руководство Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа, курирует деятельность МКУ «Управление капитального строительства», обеспечивает исполнение соглашений, заключаемых между администрацией городского округа и органами исполнительной власти края, несет ответственность за исполнение установленных показателей в пределах своей компетенции, а также компетенции подведомственных структурных подразделений (п.3.2, п.3.3, п.3.10 распоряжения №215-ра).
Помимо вышеуказанных обязанностей Должностная инструкции заместителя главы администрации Нытвенского городского округа, начальника Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Попова А.А. предусматривает его ответственность за своевременное и качественное выполнение задач, возложенных на Управление, отделы, сектора, подведомственные учреждения, руководство которыми он осуществляет.
Согласно положению «Об Управлении земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа», утвержденному решением Думы Нытвенского городского округа от 20.12.2019 №127, основными целями деятельности Управления являются: управление муниципальной собственностью Нытвенского городского округа; организация и управление процессом приватизации муниципального имущества; реализация единой политики в сфере земельно-имущественных отношений, градостроительной деятельности; организация мероприятий по охране окружающей среды, природопользованию, проведению муниципального контроля.
Согласно приложению к муниципальной программе от 12.02.2020 №28 «Развитие системы образования Нытвенского городского круга», утвержденной постановлением администрации Нытвенского городского округа Пермского края, участниками муниципальной программы являются администрация Нытвенского городского округа Пермского края, МКУ «Управление капительного строительства».
Согласно соглашениям от №№1, 2 от 29.04.2020, 30.04.2020 получателем субсидии является администрация Нытвенского городского округа. В соответствии с условиями соглашений (п.5.1.1) Уполномоченным органом муниципалитета, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашений и предоставлению отчетности, является администрация Нытвенского городского округа.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, является финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель) или получатель средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края, руководство которым осуществляет Попов А.В., не является финансовым органом администрация Нытвенского городского округа, получателем средств бюджета по соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Порядком №206-п «О предоставлении субсидий на реализацию муниципальных программ, инвестиционных проектов муниципальных образований Пермского края и приоритетных региональных проектов», утвержденным постановлением правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого заключены соглашения №№, 2 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, предоставление и приемка отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидии осуществляются в информационной системе планирования бюджета «АЦК-Планирование».
Согласно представленной в материалы по жалобе информации из системы «АЦК-Планирование» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставление отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидии по соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского закреплено не было.
Возложение на Попова А.А. как заместителя главы администрации Нытвенского городского округа Пермского края полномочий по курированию МКУ «Управление капительного строительства» не свидетельствует о наделении указанного должностного лица полномочиями по формированию и направлению указанной отчетности, а также возложении на него ответственности за ее непредставление.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о совершении руководителем Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа Пермского края Поповым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КолАП РФ, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей, не представлено.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, Попов А.А. не является надлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП является основанием для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
При этом установление иных должностных лиц, в служебные обязанности которых входит непосредственное исполнение переданных полномочий, установление вины в их действиях (бездействии), в том числе возможности выполнения ими соответствующих мероприятий, необходимых для соблюдения порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, не относится к вопросу рассмотрения настоящей жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Попова ФИО7 удовлетворить.
Постановление заместителя начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 02.08.2023 № 39-07-30-17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении Попова ФИО8 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Копия верна.
Судья: Ю.Н.Шпигарь