Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1166/2024 ~ М-454/2024 от 26.02.2024

УИД RS0-40

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2024 года            Керченский городской суд республики Крым в составе:

                                      судьи Коротковой Л.М.

                                      при секретаре Чикмановой А.Н.

                                      с участием прокурора Тарасенко В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску природоохранного прокурора Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Новагруп», третье лицо- Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,-

УСТАНОВИЛ:

       Природоохранный прокурор Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ООО «Новагруп» о возложении обязанности на ООО «Новагруп» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам; разработать и согласовать в установленном законом порядке мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на объекте III категории, принадлежащих ООО «Новагруп» в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.04.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» и от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации и неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

               Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности ООО «Новагруп» при осуществлении оптовой торговли твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, по результатам которой выявлены нарушения

Так, ООО «Новагруп» поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с выпиской из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № и ему присвоен код -П и III-я категория негативного воздействия на окружающую среду.

Установлено, что основным видом экономической деятельности                              ООО «Новагруп» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является – оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.

На территории <адрес> ООО «Новагруп» осуществляет деятельность на 2 объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

- автозаправочная станция (АЗС ), расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, которая поставлена на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кода объекта НВОС П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду (Объект );

- контейнерная автозаправочная станция - 30 (КАЗС-30), расположенная по адресу: <адрес>, зд. 63, которая поставлена на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кода объекта НВОС П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду (Объект ).

Согласно документации в области охраны атмосферного воздуха на Объекте имеются 3 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно:

- неорганизованный источник – площадка ТРК;

- неорганизованный источник – резервуарный парк;

- неорганизованный источник – внутренний проезд автотранспорта.

На Объекте имеются 3 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно:

- неорганизованный источник – контейнерный резервуар ;

- неорганизованный источник – контейнерный резервуар ;

- неорганизованный источник – внутренний проезд автотранспорта.

При этом, ООО «Новагруп», которое осуществляет хозяйственную и иную деятельность на Объекте и Объекте , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду III категории, при которой в атмосферный воздух выбрасываются вещества II класса опасности (0333 – дигидросульфид (водород сернистый, дигидросульфид, гидросульфид; 0602 – бензол (циклогексатриен, фенилгидрид), не разработало нормативы предельно допустимых выбросов.

Проверкой, проведенной с привлечением специалистов Минприроды Крыма, установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства ООО «Новагруп» осуществляет производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

С целью устранения выявленных нарушений Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Новагруп» внесено представление № Прдр, однако по результатам его рассмотрения, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятием нарушения не устранены.

Также, по возбужденному прокурором делу об административном правонарушении, постановлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ виновное должностное лицо Предприятия за указанные нарушения привлечено к административной ответственности в виде предупреждения по ст. 8.1 КоАП РФ.

Таким образом, невыполнение ООО «Новагруп» вышеуказанных требований природоохранного законодательства нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

               В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и просил удовлетворить, пояснив, что Роспотребнадзор не утвердил нормативы ООО «Новагруп» предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам, поэтому они считаются не разработанными. С ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Новагруп», основным видом экономической деятельности которого является – оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, работает без разработанных нормативов.

         Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснил, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, т.к. ответчиком проект нормативов разработан, имеется экспертное заключение, но нормативы не утверждены Роспотребнадзором. Они все сделали, просто заявление не рассматривают.

Третье лицо - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представило, заявлений и ходатайств не направило.

            Выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В тоже время статья 58 Конституции устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 4 вышеуказанного федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К компонентам природной среды, согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ, относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии с требованиями ст. 3 вышеуказанного федерального закона, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов и т.д.

Согласно ст. ст. 34, 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация сооружений и других объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее-Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Так, ООО «Новагруп» поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с выпиской из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и ему присвоен код П и III-я категория негативного воздействия на окружающую среду.

Установлено, что основным видом экономической деятельности                              ООО «Новагруп» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.

На территории <адрес> ООО «Новагруп» осуществляет деятельность на 2 объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

- автозаправочная станция (АЗС ), расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, которая поставлена на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кода объекта НВОС П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду (Объект );

- контейнерная автозаправочная станция - 30 (КАЗС-30), расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, которая поставлена на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением кода объекта НВОС П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду (Объект ).

Согласно документации в области охраны атмосферного воздуха на Объекте имеются 3 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно:

- неорганизованный источник – площадка ТРК;

- неорганизованный источник – резервуарный парк;

- неорганизованный источник – внутренний проезд автотранспорта.

На Объекте имеются 3 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно:

- неорганизованный источник – контейнерный резервуар ;

- неорганизованный источник – контейнерный резервуар ;

- неорганизованный источник – внутренний проезд автотранспорта.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно пункту 5 статьи 12 Закона № 96-ФЗ для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацами 1, 2, 4, 6 пункта 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 (далее – Положение о ПДВ), нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами. Для объектов III категории, указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 10 Положения о ПДВ для объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте. Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

При этом, ООО «Новагруп», которое осуществляет хозяйственную и иную деятельность на Объекте № 1 и Объекте № 2, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду III категории, при которой в атмосферный воздух выбрасываются вещества II класса опасности (0333 – дигидросульфид (водород сернистый, дигидросульфид, гидросульфид; 0602 – бензол (циклогексатриен, фенилгидрид), не разработало нормативы предельно допустимых выбросов.

Согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее – Приказ , Требования).

Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ                    (далее – Постановление ).

Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам установлен приказом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Согласно п. 5 Требований разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 19 Приказа мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.

Согласно п. 1.2 Постановления порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Республики Крым и осуществляющих свою деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС.

Кроме того, согласно п. 2.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ разработанные мероприятия утверждаются руководителем хозяйствующего субъекта, после чего направляются в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее – Минприроды Крыма) для согласования.

В соответствии c п. п. 3.1, 4.1, 4.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ передача информации о НМУ по <адрес> осуществляется ФГБУ «Крымское УГМС» хозяйствующим субъектам на договорной основе согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды», и ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».

При получении информации о НМУ хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия, согласованные с Минприроды Крыма.

Для приема информации о НМУ хозяйствующими субъектами (на объектах хозяйственной и иной деятельности) назначаются ответственные лица, которые по факту поступления информации о НМУ регистрируют их в специальном журнале.

Проверкой, проведенной с привлечением специалистов Минприроды Крыма, установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства ООО «Новагруп» осуществляет производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

С целью устранения выявленных нарушений Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Новагруп» внесено представление № Прдр/19293-20350010, однако по результатам его рассмотрения, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятием нарушения не устранены.

Также, по возбужденному прокурором делу об административном правонарушении, постановлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ виновное должностное лицо Предприятия за указанные нарушения привлечено к административной ответственности в виде предупреждения по ст. 8.1 КоАП РФ.

Невыполнение ООО «Новагруп» вышеуказанных требований природоохранного законодательства нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

          Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.45 ГПК РФ).

        В качестве способа защиты нарушений прав ст. 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита

         В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

        Истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, поэтому судебные расходы – госпошлину в доход государства в размере 6000 рублей необходимо взыскать с отвечтика.

        Руководствуясь ст.ст.45, 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

        Иск природоохранного прокурора Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Новагруп», третье лицо- Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

        Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Новагруп» (ОГРН 1159102040426, ИНН 9111013210) обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам; разработать и согласовать в установленном законом порядке мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на объекте III категории, принадлежащих ООО «Новагруп» в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» и от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации и неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

       Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Новагруп» (ОГРН 1159102040426, ИНН 9111013210) в доход местного бюджета гор, Керчи 6 000(шесть тысяч) рублей госпошлины.

       Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение одного месяца.

Судья

2-1166/2024 ~ М-454/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Керченский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Новагруп"
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Короткова Любовь Михайловна
Дело на сайте суда
kerch--krm.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2024Передача материалов судье
01.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Подготовка дела (собеседование)
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2024Судебное заседание
09.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее