Дело № 2-47/2021
УИД 21RS0015-01-2020-000858-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М.,
при секретаре судебного заседания Орловой И.Н.,
с участием заместителя прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н., представителя ответчика – МУП «Управляющая компания города Цивильск» - Ильина А.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики и МУП «Управляющая компания города Цивильск» о возложении обязанности обеспечить очистку сбрасываемых в водный объект – реку Малый Цивиль сточных вод в соответствии с требованиями природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с иском с последующим уточнением исковых требований в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики и МУП «Управляющая компания города Цивильск» о возложении обязанности обеспечить очистку сбрасываемых в водный объект – реку Малый Цивиль сточных вод в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Цивильского района ЧР проведена проверка соблюдения муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунальных услуг Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР соблюдения требований законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений.
На основании постановления главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Управляющая компания города Цивильска» на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое муниципальное имущество – система водоснабжения и система водоотведения г.Цивильск. Данное обстоятельство подтверждается актом приема передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Указывает, что МУП «Управляющая компания города Цивильска» в нарушение требований Федерального закона "Об охране окружающей среды", Санитарных Правил и норм СанПин 2.1.5.980-00 не обеспечивается обеззараживание сточных вод, сброс которых производится в реку Малый Цивиль.
Сброс сточных вод, не подвергнутых очистке в соответствии с требованиями законодательства создает реальную угрозу окружающей природной среде, связана с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу.
Просит возложить на администрацию Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики и МУП «Управляющая компания города Цивильск» обязанность обеспечить очистку сбрасываемых в водный объект – реку Малый Цивиль сточных вод в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – МУП «Управляющая компания города Цивильск» - Ильин А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Цивильского района Чувашской Республики признал. При этом с учетом фактических обстоятельств дела и необходимости реконструкции системы очистных сооружений просил установить срок для исполнения решения суда не менее 3 лет.
Представитель Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, в предыдущих судебных заседаниях с требования прокурора признал.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в адрес суда письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора Цивильского района поддерживает.
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор на судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело без участия их представителей, исковые требования прокурору Цивильского района ЧР считает законными и обоснованными.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЧР в Цивильском районе на судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возлагается обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из положений статьи 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу пункта 1 статьи 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии с подпунктами 1, 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Статьями 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 22, 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду природопользователям запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды").
В судебном заедании установлено, что прокуратурой Цивильского района ЧР с привлечением специалистов управления Росприроднадзора по Чувашской Республике –Чувашшии в Цивильскком районе проведена проверка деятельности МУП «Управляющая компания города Цивильска», являющегося единственным предприятием на территории города, осуществляющим очистку коммунально-бытовых, ливневых и производственных стоков, поступающих от населения и предприятий города.
Установлено, что в нарушение положений ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ МУП «Управляющая компания города Цивильска» при осуществлении водоотведения от организаций, жилых объектов г. Цивильска допускает сброс в водные объекты реки Малый Цивиль сточных вод без обеззараживания, производственно-лабораторный контроль состава сбрасываемых сточных вод предприятием не проводится, профилактические мероприятия по дератизации (дезинсекции) в здании не проводится, содержание в которых опасных для здоровья человека и окружающей среды веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно Уставу МУП «Управляющая компания города Цивильск» основной целью создания и предметом деятельности бюджетного учреждения является предоставление населению коммунальных ресурсов, обеспечение надлежащей эксплуатации объектов коммунального назначения, управление недвижимым имуществом, осуществление деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На основании постановления главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Управляющая компания города Цивильска» на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое муниципальное имущество – система водоснабжения и система водоотведения г.Цивильск. Данное обстоятельство подтверждается актом приема передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного филиалом ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» следует, что очистные сооружения канализации МУП «Управляющая компания города Цивильска» не соответствуют требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования в охране поверхностных вод», СП 1.1.11058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПин 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных заболеваний на территории РФ», СанПин 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Согласно экспертного заключения оценки протокола лабораторных исследований (испытаний), измерений № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного филиалом ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» следует, что проба № «точная вода после очистки» не соответствует требованиям п.4.1.1 раздела 4 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования в охране поверхностных вод» по показателям: Общие колиформные бактерии, Термотолерантные колиформные бактерии.
На предприятии, осуществляющем эксплуатацию очистительных сооружений, лежит обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку. При этом какие-либо ограничения (препятствия) к выполнению данной обязанности у ответчика отсутствуют.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, городского поселения относятся: организация в границах городского округа (поселения) водоотведения.
В силу указанного Федерального закона администрация Цивильского городского поселения должна организовать на территории г.Цивильск Чувашской Республики водоотведение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Из постановления главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принято решение о сносе муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для пользования в целях водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Цивильского городского поселения: компрессорная, биофильтры доочистки <адрес>»а», ДД.ММ.ГГГГ года постройки.
Установив указанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что действенных мер со стороны как МУП «Управляющая компания города Цивильска», так и со стороны администрация Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР, направленных на недопущение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты, не принимается.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что МУП «УК г.Цивильск» Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР и администрация Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики вопреки требованиям действующего природоохранного законодательства осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в поверхностный водный объект – река Малый Цивиль и не обеспечивает очистку сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых очистных сооружений. В результате чего в р.Малый Цивиль поступают неочищенные сточные воды, что влечет нарушение права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся в месте сброса недостаточной очищенных сточных вод, создает угрозу неблагоприятного воздействия стоков на окружающую среду (почву) среду жизнедеятельности граждан.
До настоящего времени ответчиками вышеуказанные нарушения требований природоохранного законодательства не устранены.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимая во внимание, что собственником очистных сооружений является администрация Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР, а также учитывая полномочия и функции МУП «Управляющая компания города Цивильска», суд приходит к выводу о том, что обязанность по выполнению заявленных в иске прокурора действий по обеспечению очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Малый Цивиль на очистных сооружениях г. Цивильск, должна быть возложена на обоих ответчиков.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Цивильского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст.314 ГК РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, суд считает необходимым установить срок для устранения ответчиками допущенных нарушений закона в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики и МУП «Управляющая компания города Цивильск» обеспечить очистку сбрасываемых в водный объект – реку Малый Цивиль сточных вод в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Цивильский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2021 года.
Председательствующий, судья В.М. Крылова