УИД 61RS0040-01-2023-000480-73
Дело № 2-477/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2023 года сл. Большая Мартыновна
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Галимуллиной Н.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Мартыновского района Ростовской области ФИО2,
при секретаре Талалайко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мартыновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – основной общеобразовательной школе № <адрес> об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к образовательному учреждению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области обратился в суд в интересах неограниченного числа лиц с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – основной общеобразовательной школе № <адрес> (далее – МБОУ ООШ № <адрес>) об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к образовательному учреждению, указав, что прокуратурой Мартыновского района проведена проверка исполнения образовательными организациями Мартыновского района законодательства об образовании и защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства работодатель МБОУ ООШ № <адрес> не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению: при входе в МБОУ ООШ № <адрес> отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, что влечет за собой нарушение права указанных лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Просит обязать МБОУ ООШ № <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению путем установления при входе в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБОУ ООШ № <адрес> информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Представитель истца – старший помощник прокурора Мартыновского района Ростовской области ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ ООШ № <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Представитель отдела образования администрации Мартыновского района Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, а также возражение ответчика, суд приходит к следующему.
Статья 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) предусмотрено, что одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В соответствии со ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, а также материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В частности, в силу п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержаться в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (утверждены и введены в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020). В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.
В силу пп. «а» п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Проверкой установлено, что МБОУ СОШ № <адрес> не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, так при входе в МБОУ ООШ № <адрес> отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, что влечет за собой нарушение права указанных лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Отдела образования администрации Мартыновского района, выполняющего функции учредителя образовательной организации направлено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов. Однако, устранение нарушения не обеспечено в связи с отсутствием необходимых финансовых средств.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей и не должны влиять на права детей, обучающихся в данной образовательной организации.
Таким образом, в силу действующего законодательства в области соблюдения требований законодательства об образовании и защите прав инвалидов в деятельности образовательных организаций Мартыновского района требования прокурора, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Мартыновского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа № <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления при входе в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа № <адрес> информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Галимуллина Н.Ф.
Решение в окончательной форме принято 26.07.2023