51RS0021-01-2022-000518-36
Дело № 2-637/2022
Принято в окончательной форме:
22.03.2022.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при ведении протокола помощником судьи Рахметовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск к обществу с ограниченной ответственностью «СЕВЕРНАЯ ЖИЛИЩНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ» о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КРГХ Администрации ЗАТО г. Североморск) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СЕВЕРНАЯ ЖИЛИЩНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ» (далее – ООО «Северная ЖКХ») о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что управление многоквартирным домом *** на основании соответствующего договора управления от 27.05.2015 осуществляет ООО «Северная ЖКХ».
На основании обращения, поступившего от Мукаедовой О.А., проживающей в квартире *** указанного многоквартирного дома, в отношении ООО «Северная ЖКХ» проведена внеплановая выездная проверка с целью выявления фактов нарушения Правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, о чем составлен акт от 06.10.2021 № 446. По итогам проведенной проверки установлен ряд нарушений, в связи с чем 06.10.2021 ООО «Северная ЖКХ» выдано предписание №215 с требованием об их устранении. ООО «Северная ЖКХ» было обязано: восстановить разрушенный фасад, восстановить гидроизоляцию межпанельных швов в районе кв.*** (срок исполнения 10.11.2021).
Управляющая организация обратилась в адрес КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до 13.12.2021. Данное ходатайство удовлетворено: продлено до 13.12.2021. В удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания до 11.01.2022 отказано.
17.12.2021 в ходе проверки исполнения предписания установлено, что требования предписания от 06.10.2021 № 215 не исполнены.
Просит обязать ООО «Северная ЖКХ» в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требование предписания от 06.10.2021 № 215, а именно: п. 1 - восстановить разрушенный фасад, восстановить гидроизоляцию межпанельных швов в районе кв. ***.
В судебное заседание представитель истца не прибыла, представила заявление, в котором заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя КРГХ Администрации ЗАТО г. Североморск. Возражала против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда сроком на 45 дней. В материалы дела представлен акт осмотра многоквартирного дома *** от 17.12.2021, в соответствии с которым п.1 предписания от 06.10.2021 № 215 не исполнен в полном объеме, а именно: не выполнен ремонт разрушенного фасада в районе кв. ***, не восстановлена гидроизоляция межпанельных швов по периметру кв. ***.
Ответчик ООО «Северная ЖКХ» в судебное заседание не прибыл, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Мнение по иску суду не представил. В связи с имущественным положением ответчика просил снизить размер государственной пошлины.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.
Пунктами 1.1, 4.24, 4.27 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденного решением Совета депутатов от 10.07.2018 № 410 «Об утверждении Положения «О Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск» (с учетом изменений от 29.01.2019), предусмотрено, что комитет является структурным подразделением администрации ЗАТО г. Североморск и осуществляет муниципальные функции, в том числе, по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории ЗАТО г. Североморск, принимает участие в осуществлении контроля за использованием муниципального жилищного фонда и соответствии жилых помещений данного фонда санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как следует из статьи 3 Закона Мурманской области от 18.12.2012 №1553-01-ЗМО «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Мурманской области» муниципальный жилищный контроль осуществляется в соответствие с Федеральным законом от 26.12.2006 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с подпунктом «а» п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме определяется состав общего имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (п. 10 данных Правил).
В соответствии с подпунктом «а» п. 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Судом установлено, что с 27.05.2015 ООО «Северная ЖКХ» (ранее - ООО «Североморскжилкомхоз») на основании договора управления многоквартирным домом приняло на себя обязательство по заданию собственника в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ***, предоставлять коммунальные услуги собственнику и иным пользователям путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании поступившего обращения Мукаедовой О.А., проживающей в квартире ***, по вопросу ремонта фасада, примыкающего к её жилому помещению, Комитетом проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлены нарушения пунктов п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170; пункта 10 (г), пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Установлено, что происходит залитие жилого помещения №95 многоквартирного дома №23 по ул. Адмирала Чабаненко в г. Североморске в результате разрушения фасада (отслоение плиток), нарушения гидроизоляции и разрушения межпанельных швов. В жилом помещении №95 на стенах сухие следы залития, в комнате меньшего метража со стороны торцевого фасада, в комнате большего метража со стороны торцевого фасада. В комнатах происходит отслоение обоев, на стенах черная плесень.
06.10.2021 ООО «Северная ЖКХ» выдано предписание № 215 с требованием об устранении нарушений, а именно: п.1 – восстановить разрушенный фасад, восстановить гидроизоляцию межпанельных швов в районе кв.*** (срок исполнения 10.11.2021).
17.12.2021 в ходе осуществления проверки исполнения предписания, установлено, что требования предписания от 06.10.2021 № 215 не исполнены, что подтверждается соответствующим актом, стороной ответчика не опровергнуто.
Сведений об обжаловании выданного ответчику предписания материалы гражданского дела не содержат, доказательств обратному суду не представлено.
В силу положений ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в числе прочего, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), являющимися обязательными для организаций, занятых обслуживанием жилищного фонда. В данных Правилах предусмотрены виды работ, которые должны быть включены в перечень работ по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления, заключенный с управляющей организацией.
Таким образом, ответчик как управляющая организация в период действия договора управления обязан поддерживать общее имущество указанного жилого многоквартирного дома в надлежащем состоянии, проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия, следить за техническим состоянием дома и общедомового имущества, своевременно осуществлять ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поддерживать его исправное состояние.
Пунктом 4.2.1.1 Правил № 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.2.1.7. Правил № 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30 - 50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Пунктом 4.2.3.1. Правил № 170 предусмотрено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Пунктом 4.2.3.1. Правил № 170 предусмотрено, что с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение неудовлетворительное состояние общего имущества многоквартирного дома ***, доказательств обратного ответчиком в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК Российской Федерации не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих устранение полностью выявленных нарушений в содержании общего имущества по предписанию органов муниципального контроля в период действия договора управления.
Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ООО «Северная ЖКХ» обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома ***, уклонения от выполнения в полном объеме предписания Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, вынесенного в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание необходимость осуществление ряда мероприятий, направленных на непосредственное выполнение работ, в целях реального исполнения судебного акта, суд устанавливает срок исполнения решения суда – в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу, полагая, что установленный срок является разумным.
В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу положений пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден, размер который суд полагает возможным снизить в порядке пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации до 300 рублей, удовлетворив заявленное ответчиком ходатайство.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст. 56 ГПК Российской Федерации и в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск обществу с ограниченной ответственностью «СЕВЕРНАЯ ЖИЛИЩНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ» о возложении обязанности исполнить предписание об устранении нарушений законодательства, – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «СЕВЕРНАЯ ЖИЛИЩНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН 1135110000520, ИНН/КПП 5110004455/511001001, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 7 ноября 2013 года) в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования предписания Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 06.10.2021 № 215, а именно: п. 1 – восстановить разрушенный фасад, восстановить гидроизоляцию межпанельных швов в районе кв.***.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «СЕВЕРНАЯ ЖИЛИЩНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова