Судья: Андреев А.П. адм.дело N 33А-480/2020 (N 33А-16044/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Сивохина Д.А. и Клюева С.Б.,
при секретаре Туроншоевой М.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-8453/2019 по апелляционной жалобе Варфоламеева Д.В. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 октября 2019 г. по делу по административному исковому заявлению Варлофомеева Д.В. об оспаривании отказа от 20 мая 2019 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Варфоломеева Д.В. – Чистякова В.М., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Аладдина В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Варфоломеев Д.В. обратился в Автозаводский районный суд г.Самары с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным уведомления от 20 мая 2019 г. за N63/009/350/2018-2988 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> мотивированного тем, что в установленный в решении от 20 ноября 2018 г. срок не устранены причины приостановления государственной регистрации прав, препятствующих осуществлению государственной регистрации, в том числе, содержание предоставленных для осуществления государственной регистрации права документов, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации..
Административное исковое заявление также содержит требование об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды от 27 ноября 2017 года N3721 земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований Варфоломеев Д.В. ссылается на то, что им были устранены причины приостановления 20 ноября 2018 г. осуществления действий по государственной регистрации права в отношении земельного участка. Все необходимые для регистрации права документы представлены, истребование иных документов Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) не допускается, оспариваемый отказ нарушает их права.
Вышеуказанным решением суда в удовлетворении требований административного истца отказано.
В апелляционной жалобе представителем Варфаломеева Д.В. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что Управление Росреестра по Самарской области на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ уведомлением от 20 мая 2019 г. за N 63/009/350/2018-2988 отказало в государственной регистрации права Варфоломееву Д.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
В качестве основания для проведения регистрационных действий администрацией г.о. Тольятти был представлен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому администрация г.о. Тольятти на основании своего постановления № 1897-п/1 от 18 июня 2017 г., в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39,6 ЗК РФ предоставляет в аренду Варфоломееву Д.В. указанный земельный участок с разрешенным использованием - склады, сроком на 49 лет.
Согласно сведениям ЕГРН на спорном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 10,8 кв.м., которое принадлежит на праве собственности Варфоломееву Д.В. При этом большая часть указанного земельного участка не занята объектами капитального строительства, а площадь предоставляемого земельного участка значительно превышает площадь объекта недвижимости, находящемся на нем.
Из ответа администрации г.о. Тольятти от 19 декабря 2018 г. № 10242/5 также следует, что на земельном участке с кадастровым номером № помимо объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 10,8 кв.м., также расположены щебеночные и цементные площадки, на которых размещены открытые склады полимерных автокомпонентов.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст.1, 30, 38 Градостроительного кодекса РФ, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков определяются соответствующими градостроительными регламентами применительно к установленным этими регламентами видам разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Варфоломеев Д.В., ссылаясь на необходимость получения в аренду земельного участка площадью 8 267 кв.м., ссылается на то, что размер испрашиваемого в аренду земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества (объекта логистической деятельности), при этом в качестве доказательства указывает на заключение ООО «СТС».
В представленном заключении ООО «СТС» обоснование площади спорного участка приводятся с учетом щебеночных и цементных площадок, на которых размещены открытые склады полимерных автокомпонентов, в числе площади застройки капитальными строениями. Однако, данные площадки не являются собственностью административного истца и их нахождение на спорном земельном участке не может служить основанием для приобретения Варфоломеевым Д.В. на льготных условиях прав на публичный земельный участок площадью 8 267 кв.м.
Само по себе безосновательное использования земельного участка не может являться основанием для реализации исключительного права на приобретение публичного земельного участка на льготных условиях без торгов и обоснованием необходимости приобретения прав на земельный участок именно такой площадью.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся в ведении г.о. Тольятти, осуществляется в соответствии с Положением о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением мэра г.о. Тольятти от 21 сентября 2007 г. № 2835-1/П.
В соответствии с указанным Положением предоставление земельных участков для организации площадок по отстою служебного автотранспорта, погрузочно- разгрузочных, разворотных площадок осуществляется в аренду с соблюдением предусмотренной Положением процедуры, а именно, информирование населения, и при наличии двух и более заявлений в отношении одного земельного участка - предоставление его по результатам проведения торгов.
Статьей 39.6 ЗК РФ также предусмотрено предоставление публичных земельных участков в аренду для подобных целей на торгах.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, пришел к выводу о том, что решение Управления Росреестра по Самарской области по отказу Варфоломееву Д.В. в государственной регистрации права от 20 мая 2019 г. за N 63/009/350/2018-2988 в отношении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> соответствуют закону, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требований Варфоломеева Д.В. в признании оспариваемого отказа незаконным и возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности устранить нарушения его прав путем регистрации права на названный выше объект недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приведенные в оспариваемом решении Управления Росреестра по Самарской области основания к отказу в регистрации права административного истца не являются препятствием для осуществления государственной регистрации, основаны на неверном толковании норм материального права.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: