№ 21-672/2022
УИД 38RS0032-01-2022-000973-62
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 21 июня 2022 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Хабеевой А.Н. на решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением №Номер изъят начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Хабеевой А.Н. от 7 февраля 2022 г. СХПК «Усольский свинокомплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. постановление начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Хабеевой А.Н. от 7 февраля 2022 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, начальник отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Хабеева А.Н. не соглашаясь с решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г., просит данный судебный акт признать незаконным.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы генеральный директор СХПК «Усольский свинокомплекс» С., П., Р., С., начальник отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Хабеева А.Н. извещены надлежаще, однако, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные материалы, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника Р., действующую на основании доверенности, возражавшую в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, что СХПК «Усольский свинокомплекс», находящийся по адресу: <адрес изъят>, осуществляет хозяйственную деятельность, а именно содержание свиней, что сопровождается образованием отходов жизнедеятельности - навоза, для удаления продуктов жизнедеятельности животных СХПК «Усольский свинокомплекс» использует систему гидросплава, принцип работы которой основан на непрерывном самотечном перемещении дисперсных масс.
Здания содержания животных, в количестве 58 корпусов, оборудованы щелевыми пластиковыми полами. Через щели, которых продукты жизнедеятельности животных поступают в накопительные емкости, размещенные под полами. Удаление образованных продуктов жизнедеятельности свиней из накопительных емкостей корпусов содержания животных проводится не реже, чем 2 раза в сутки. Для удаления отходов жизнедеятельности свиней предусмотрена смывная система удаления отходов, через самотечные и напорные коллекторы, по которым отходы жизнедеятельности свиней поступают на очистные сооружения цеха переработки и утилизации стоков, которые предназначены для приема, накопления, очистки и переработки производственных сточных вод, а также образующегося свиного навоза, с целью дальнейшего их использования в качестве органических удобрений для повышения плодородия почв.
Согласно данным представленным в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), на СХПК «Усольский свинокомплекс» предусмотрена общая система канализации производственных стоков по самотечным и напорным коллекторам на очистные сооружения. Производственные стоки формируются из смеси стоков, загрязненных органическими веществами природного происхождения (безподстилочный навоз, жидкий безподстилочный навоз, навозные стоки) и стоков иного происхождения: хозфекальных, бытовых и малозагрязненных стоков после охлаждения и мойки оборудования (далее по тексту - производственные стоки).
Согласно представленной СХПК «Усольский свинокомплекс» справке численность работающих на предприятии, в результате жизнедеятельности, которых образуются хозфекальные отходы, составляла от 969 чел. по состоянию на 1 августа 2018 г. до 1063 чел. по состоянию на 1 апреля 2021 г.
Передвигаясь по коллекторам, стоки перемешиваются между собой и поступают в приемный резервуар объемом 2000 м3. Далее смесь производственных стоков поступает на разделение и механическую очистку на фракции - твердую и жидкую, которая проводится в здании № 54 (далее также - твердая и жидкая фракции соответственно).
Очистные сооружения, согласно Технологическому регламенту работы Цеха переработки и утилизации промышленных и бытовых стоков СХПК «Усольский свинокомплекс», утвержденному генеральным директором С. в 2016 году, и Технологическому регламенту использования сточных вод, их осадков, переработанного навоза в качестве органических удобрений, утвержденному генеральным директором С. в 2019 г., представляют собой комплекс инженерных сооружений и технологических процессов, условно разделенный на следующие стадии:
- сбор и транспортировка хозяйственно-бытовых и производственных стоков от подразделений предприятия;
- механическая очистка и разделение гомогенизированных производственных стоков на твердые и жидкие фракции навоза свиного;
- переработка твердой фракции навоза свиного в органическое удобрение;
- переработка смеси жидкой фракции навоза свиного и производственных стоков в органическое удобрение. (стр. 27 Проекта ПНООЛР).
СХПК «Усольский свинокомплекс» от 10 мая 2021 г. № б/н, в период 2010-2015 г.г. предприятием проведены работы по внесению изменений в систему навозоудаления в зданиях содержания животных, с заменой гидросмыва на гидросплав, путем установки бетонно-щелевых полов, что позволило сократить расход воды на 600 м3/сутки. При этом, произведенные работы не требовали разработки проектно-сметной документации, так как при проведении работ, изменения в основные конструкции зданий не вносились.
При этом, по результатам проведенной проверки установлено, что фактически имеет место применение технологии переработки навоза свиного для получения из него органических удобрений, предусмотренной Технологическим регламентом использования сточных вод, их осадков, переработанного навоза в качестве органических удобрений, утвержденным генеральным СХПК «Усольский свинокомплекс».
ГОСТ Р 54651-2011 Национальный стандарт РФ «Удобрения органические на основе осадков вод. Технические условия» (далее - Стандарт) допускает выпуск органических удобрений, производимых на основе осадков сточных вод, в том числе осадков первичных отстойников, избыточного активного ила, смеси осадка первичных отстойников и избыточного активного ила, с использованием либо без применения влагопоглощающих материалов растительного происхождения (торфа, соломы, опилок, коры, стружек и пр.), соответствующих по своему составу отходам 4 класса опасности по ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (с Изменениями №1, 2)».
В тоже время, учитывая толкование, которое дается термину - «органическое удобрение» в соответствии с ГОСТ 34103-2017 «Межгосударственный стандарт. Удобрения органические, Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.08.2017 № 857-ст): удобрение, содержащее органические вещества растительного или животного происхождения. К органическим удобрениям отнесен навоз - смесь твердых и жидких экскрементов сельскохозяйственных животных.
Таким образом, установлено, что Стандарт распространяется на технологии обращения с отходами разведения свиней.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242) к отходам разведения свиней относятся навоз свиней свежий, навоз свиней перепревший. Стандарт не распространяется на осадки производственных стоков предприятий, в сточных водах которых содержатся стоки иного происхождения (хозфекальные и малозагрязненные).
Соответственно, вышеуказанный Стандарт не распространяется на Технологию переработки отходов и стоков из общей системы канализации хозяйственно-бытовых и производственных стоков СХПК «Усольский свинокомплекс». Следовательно, технология, применяемая кооперативом при переработке отходов общей системы канализации не может регламентироваться указанным Стандартом, в виду чего является новой технологией.
По данному факту на основании акта проверки от 18 мая 2021 г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды Хинхаевым А.Н. в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс»23 сентября 2021 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, СХПК «Усольский свинокомплекс» административным органом было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. постановление административного органа отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Отменяя постановление начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Хабеевой А.Н. от 7 февраля 2022 г., судья городского суда указал, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя СХПК «Усольский свинокомплекс», при этом сведений об его надлежащем извещении, о времени и месте составления протокола не содержат.
Данные выводы судьи городско суда являются обоснованными и подтверждаются материалами дела.
Вместе с тем, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. подлежит изменению в части определения дальнейшей судьбы дела.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Событие, ставшее основанием для возбуждения в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс» дела об административном правонарушении, имело место 18 мая 2021 г., следовательно, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения СХПК «Усольский свинокомплекс» к административной ответственности истек 18 мая 2022 г.
После истечения срока давности привлечения СХПК «Усольский свинокомплекс» к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обсуждение вопроса о виновности СХПК «Усольский свинокомплекс» в совершении административного правонарушения возобновлено быть не может. Следовательно, отсутствуют основания для нового рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. подлежит изменению путем исключения из него указания на возвращение дела на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за истечением срока давности привлечения СХПК «Усольский свинокомплекс» к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс» изменить путем исключения из решения указания о возвращении дела на новое рассмотрение, производство по делу в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс» прекратить за истечением срока давности привлечения его к административной ответственности.
В остальной части это же решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2022 г. оставить без изменения, жалобу начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегонального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Хабеевой А.Н. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв