Гражданское дело <данные изъяты>
УИД: <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Октябрьский районный суд <данные изъяты> в составе:
председательствующего судьи Земцовой Е.Д.,
при секретаре Ерошине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ТОГКУ «Тамбовавтодор» о возложении обязанности по проведению работ по ремонту автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТОГКУ «Тамбовавтодор» о возложении обязанности по проведению работ по ремонту автомобильной дороги.
В обоснование исковых требований указав, что прокуратурой <данные изъяты> в соответствии с поручением прокуратуры <данные изъяты> проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности в части надлежащего содержания и эксплуатации автомобильных дорог. На поднадзорной истцу территории проходит автомобильная дорога регионального значения Транзитные улицы <данные изъяты> протяженностью 2,950 км.
Автомобильная дорога Транзитные улицы г<данные изъяты>, идентификационный <данные изъяты> входит в перечень автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения и находится в собственности <данные изъяты> (Постановление администрации <данные изъяты>
Приказом Комитета по управлению имуществом <данные изъяты> данная автодорога передана на баланс ТОГКУ "Тамбовавтодор" и закреплена за учреждением на праве оперативного управления.
Согласно п.2.1 Устава ТОГКУ "Тамбовавтодор" целью создания учреждения является обеспечение и реализация полномочий <данные изъяты> в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения.
Для достижения данной цели учреждение осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, в том числе, по ремонту и содержанию автомобильных дорог в строгом соответствии с утвержденными государственными программами, а также работ по контролю качества и своевременности их выполнения (п.2.2.1. Устава).
Проверка показала, что обслуживание и содержание данной дороги на протяжении последних пяти лет осуществляет ООО «Моршанскдорстрой» в соответствии с государственным контрактом <данные изъяты> на выполнение комплекса работ по содержанию дорог регионального значения и искусственных сооружений (на период с <данные изъяты> на основании государственного контракта <данные изъяты>
Систематическое осуществление надзора за состоянием указанной автодороги показывает, что на протяжении длительного периода времени проводимые работы по содержанию дороги носят неэффективный характер.
Мониторинг состояния автомобильных дорог, проводимый прокуратурой <данные изъяты> ежегодно в весенний период, показывает ненадлежащие состояние дорог, что в свою очередь не обеспечивает безопасность дорожного движения, и способствует повышению аварийности на дорогах.
<данные изъяты> прокуратурой <данные изъяты> с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Моршанский», было проведено обследование автомобильных дорог, расположенных на поднадзорной территории. По результатам которого установлено, что на всей протяженности имеет место разрушение верхнего слоя одежды, в виде выбоин, просадок, проломов, колей, трещины, сдвиги, шелушений и иных повреждений. Отдельно взятые выбоины значительно превышают предельно допустимые размеры. При проведении ямочного ремонта устранение выбоин, ям осуществлялось без применения фрезерования, что привело к образованию неровной поверхности в виде волны. Проведение ямочного ремонта в рамках контракта на содержание нецелесообразно. Более того, в связи с невозможностью осуществлять движение по автомобильной дороге, водители вынуждены использовать обочину, что привело к образованию колейности, разрушению края проезжей части и ее занижению. Выявленные нарушения не соответствуют требованиям п.<данные изъяты>
Приложением <данные изъяты> постановления администрации <данные изъяты> определены нормативные межремонтные сроки, согласно которому для 3,4 категории дороги ремонтные работы проводятся через 12 лет, по капитальному ремонту - 24 года. С целью соблюдения межремонтных сроков проведения работ в адрес учреждения <данные изъяты> был направлен соответствующий запрос.
Из информации ТОГКУ "Тамбовавтодор" <данные изъяты> усматривается, что работы по ремонту или капитальному ремонту автомобильной дороги Транзитные улицы <данные изъяты> не проводились.
Как показала проверка, какие-либо ремонтные работы за период с 2011 г. по настоящее время не проводились, содержание данного участка дороги осуществлялось в рамках государственных контрактов, в том числе и указанного выше. В настоящее время не представляется возможным определить соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, поскольку в нарушение действующего законодательства оценка технического состояния данного участка автомобильной дороги специализированной организацией не проводилась.
В настоящее время истец просит обязать ТОГКУ "Тамбовавтодор" обеспечить проведение работ по ремонту автомобильной дороги Транзитные улицы г<данные изъяты> протяженностью 2,950 км. идентификационный номер <данные изъяты> в соответствии с требованиями технического регламента <данные изъяты> обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильной дороги Транзитные улицы г. <данные изъяты> идентификационный <данные изъяты> после проведения ремонтных работ.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО «Моршанскдорстрой» и Министерство транспорта и автомобильных дорог <данные изъяты>.
Помощник прокурора <данные изъяты> Левчук В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ТОГКУ «Тамбовавтодор» - Филимонов И.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал и возражал против их удовлетворения, указав, что ТОГКУ «Тамбовавтодор» своевременно и надлежащим образом осуществляется контроль за исполнением Государственного контракта.
Представители третьих лиц ООО «Моршанскдорстрой» и Министерство транспорта и автомобильных дорог <данные изъяты>, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Представитель ООО «Моршанскдорстрой» просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставив в материалы дела соответствующее заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона <данные изъяты> «О безопасности дорожного движения», ст. 17 Федерального закона <данные изъяты>Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации (<данные изъяты>) «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <данные изъяты>
Указанные мероприятия, в соответствии со ст. 42 Федерального закона от <данные изъяты> «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <данные изъяты> дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 Федерального закона от <данные изъяты> содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу ч.1 <данные изъяты> «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в <данные изъяты>» ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с государственной программой «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства <данные изъяты>» с целью восстановления транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения <данные изъяты> при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог, работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании постановления <данные изъяты> администрации <данные изъяты> было создано Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Тамбовавтодор», целью создания которого являлась реализация полномочий <данные изъяты> в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Аналогичные цели и виды деятельности закреплены в Уставе ТОГКУ «Тамбовавтодор».
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой <данные изъяты> в соответствии с поручением прокуратуры <данные изъяты> проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности в части надлежащего содержания и эксплуатации автомобильных дорог. На поднадзорной истцу территории проходит автомобильная дорога регионального значения Транзитные улицы <данные изъяты>, протяженностью 2,950 км.
Автомобильная дорога Транзитные улицы <данные изъяты> идентификационный <данные изъяты>, входит в перечень автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения и находится в собственности <данные изъяты> (Постановление администрации <данные изъяты>
Приказом Комитета по управлению имуществом <данные изъяты> данная автодорога передана на баланс ТОГКУ «Тамбовавтодор» и закреплена за учреждением на праве оперативного управления.
Проверка показала, что обслуживание и содержание данной дороги на протяжении последних пяти лет осуществляет ООО «Моршанскдорстрой» в соответствии с государственным контрактом <данные изъяты> на выполнение комплекса работ по содержанию дорог регионального значения и искусственных сооружений (на период с <данные изъяты> на основании государственного контракта от <данные изъяты>).
Систематическое осуществление надзора за состоянием указанной автодороги показывает, что на протяжении длительного периода времени проводимые работы по содержанию дороги носят неэффективный характер.
Мониторинг состояния автомобильных дорог, проводимый прокуратурой <данные изъяты> ежегодно в весенний период, показывает ненадлежащие состояние дорог, что в свою очередь не обеспечивает безопасность дорожного движения, и способствует повышению аварийности на дорогах.
<данные изъяты> прокуратурой <данные изъяты> с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Моршанский» было проведено обследование автомобильных дорог, расположенных на поднадзорной территории. По результатам которого установлено, что на всей протяженности имеет место разрушение верхнего слоя одежды, в виде выбоин, просадок, проломов, колей, трещины, сдвиги, шелушений и иных повреждений. Отдельно взятые выбоины значительно превышают предельно допустимые размеры. При проведении ямочного ремонта устранение выбоин, ям осуществлялось без применения фрезерования, что привело к образованию неровной поверхности, в виде волны. Проведение ямочного ремонта в рамках контракта на содержание нецелесообразно. Более того, в связи с невозможностью осуществлять движение по автомобильной дороге, водители вынуждены использовать обочину, что привело к образованию колейности, разрушению края проезжей части и ее занижению. Выявленные нарушения не соответствуют требованиям <данные изъяты>
Наличие указанных нарушений также подтверждено актом проверки от <данные изъяты>, составленного с участием заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России «Моршанский» Симонова А.В., заместителя начальника отдела содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений ТОГКУ «Тамбовавтодор» Крючковой Т.Н., начальника ПТО ООО «Моршанскдорстрой» Петрова А.В.
Приложением <данные изъяты> постановления администрации <данные изъяты> определены нормативные межремонтные сроки, согласно которому для 3,4 категории дороги ремонтные работы проводятся через 12 лет, по капитальному ремонту - 24 года. С целью соблюдения межремонтных сроков проведения работ в адрес учреждения <данные изъяты> был направлен соответствующий запрос.
Из информации ТОГКУ «Тамбовавтодор» от <данные изъяты> усматривается, что работы по ремонту или капитальному ремонту автомобильной дороги Транзитные улицы г<данные изъяты> не проводились.
Согласно п.2.1 устава ТОГКУ «Тамбовавтодор» целью создания учреждения является обеспечение и реализация полномочий <данные изъяты> в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения.
Для достижения данной цели учреждение осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных Дорог в строгом соответствии с утвержденными государственными программами, а также работ по контролю качества и своевременности их выполнения (п.2.2.1. Устава).
Как показала, проверка какие-либо ремонтные работы за период с 2011 г. по настоящее время не проводились, содержание данного участка дороги осуществлялось в рамках государственных контрактов, в том числе и указанного выше. В настоящее время не представляется возможным определить соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, поскольку в нарушение действующего законодательства оценка технического состояния данного участка автомобильной дороги специализированной организацией не проводилась.
Вместе с тем, как следует из вышеизложенных документов и норм права, именно, ТОГКУ «Тамбовавтодор» в рамках предоставленных ему полномочий должно своевременно выявлять переданные ему в оперативное управление объекты, нуждающиеся в ремонте или профилактических мероприятиях.
Приказом Минтранса РФ от <данные изъяты> утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», согласно которой определены виды работ по содержанию автомобильных дорог.
Одним из основных видов работ по надлежащему содержанию автомобильных дорог является проведение работ по земляному полотну и системе водоотвода, в целях восстановления дренажных, защитных и укрепительных устройств, ливневой канализации, а также укрепление обочин, очистка их от мусора и посторонних предметов с их вывозом. Кроме того, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий; устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностей обработки дорожного покрытия.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному приказом Минтранса России от <данные изъяты>, при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования; 2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); 3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) (пункт 4).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог устанавливает <данные изъяты> «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от <данные изъяты>, согласно пункту 4.2 которого в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 (пункт 5.2.4). Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица <данные изъяты>
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Таким образом, техническое состояние автомобильной дороги не позволяет в должной мере обеспечить требуемые потребительские свойства автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
При этом указанная автомобильная дорога имеет большое социальное значение, так как связывает между собой муниципальные образования района, по автомобильной дороге осуществляется проезд по вызовам экстренных служб. Неисполнение вышеизложенных требований законодательства влечет опасность возникновения аварий, рост травматизма и дорожно-транспортных происшествий, а также нарушение прав и законных интересов граждан, пользователей автомобильных дорог.
Согласно п.6.2. Контракта на заказчике в лице - ТОГКУ «Тамбовавтодор» лежит обязанность по осуществлению контроля за ходом исполнения контракта, включая, в том числе соответствие оказанных услуг и выполненных работ положениям Технического задания.
Проведенная прокуратурой <данные изъяты> проверка показала, что выявленные нарушения свидетельствует о ненадлежащем выполнении ООО «Моршанскдорстрой» условий контракта по обеспечению надлежащего состояния указанного участка дороги и отсутствии соответствующего контроля ТОГКУ «Тамбовавтодор» за исполнением государственного контракта.
Доводы представителя ТОГКУ «Тамбовавтодор» о том, что они своевременно и надлежащим образом осуществляют контроль за исполнением Государственного контракта, суд не может принять во внимание, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами.
Исковые требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения оценки технического состояния автомобильной дороги Транзитные улицы <данные изъяты> после проведения ремонтных работ суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку после ремонта автомобильной дороги ТОГКУ «Тамбовавтодор» обязано провести ее приемочное обследование, в том числе в части определения соответствия состояния автомобильной дороги Транзитные улицы <данные изъяты> требованиям технического регламента <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.<данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Тамбовавтодор» обеспечить проведение работ по ремонту автомобильной дороги Транзитные улицы г. <данные изъяты> (от Красной площади до <данные изъяты>. идентификационный <данные изъяты> в соответствии с требованиями технического регламента <данные изъяты>.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <данные изъяты> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Е.Д. Земцова
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>
Судья: Е.Д. Земцова