Дело № 2-302/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
5 мая 2022 года г. Ейск
Ейский районный суд Краснодарского края в составе
судьи Супрун А.В.,
при секретаре Морковкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козенцев А.Ю. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Администрации муниципального образования Ейский район, об обязании предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение,
установил:
Козенцев А.Ю. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, обосновывая их тем, что он обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № Козенцев А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Однако, договор найма специализированного жилого помещения по месту жительства с Козенцев А.Ю. не заключен. Фактически жилое помещение данному лицу не предоставлено. Полагает, что непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления ему по месту жительства благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, влечет за собой нарушение его прав и законных интересов.
В связи с чем, истец просит обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края выделить денежные средства из бюджета Краснодарского края и перечислить их в бюджет муниципального образования Ейский район для приобретения и предоставления Козенцев А.Ю. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Обязать Администрацию муниципального образования Ейский район предоставить Козенцев А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебное заседание истец Козенцев А.Ю. и его представитель действующая на основании доверенности Козенцева Ю.И. не явились, о дате, месте и времени заседания уведомлены надлежащим образом, согласно письменному заявлению представитель истца просила рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении исковых требований Козенцев А.Ю. Указал, что Министерство в полном объеме осуществляет мероприятия по ежегодному предоставлению субвенций бюджету МО Ейский район для осуществления отдельных государственных полномочий в части обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в 2022 году МО Ейский район предоставлены средства в размере 64679,4 тыс. рублей для приобретения 24 жилых помещений. Выделение министерством денежных средств, необходимых для предоставления жилых помещений конкретным лицам, действующим законодательством не предусмотрено. Жилое помещение будет предоставлено Козенцев А.Ю. исходя из даты принятия заявления о включении в список.
Ответчик – представитель МО <адрес> в судебное заседание не явился, представил отзыв. Указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МО Ейский район состоит 188 человек из категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Скляренко А.Ю. находится в списке под номером 31. Формирование муниципального специализированного жилищного фонда и расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляются за счет средств краевого бюджета, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. В соответствии с законом КК от ДД.ММ.ГГГГ №О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2022 году муниципальному образованию Ейский район предоставлены средства из краевого бюджета в размере - 64 679 400 рублей для приобретения - 24 жилых помещений.
Выделение денежных средств Министерством финансов и Министерством труда и социального развития Краснодарского края муниципальному образованию Ейский район, необходимых для предоставления жилых помещений конкретным лицам, действующим законодательством, не предусмотрено.
Однако, Козенцев А.Ю. будет обеспечен жилым помещением исходя из даты включения в список, по мере выделения муниципальному образованию Ейский район денежных средств из краевого бюджета на приобретение жилых помещений данной категории лиц. Предоставление Козенцев А.Ю. жилого помещения без учета даты включения в список, нарушит законные права и интересы других граждан, включенных в список более ранней датой.
Право на обеспечение жилым помещением за Козенцев А.Ю. сохраняется до фактического обеспечения его жилым помещением, жилое помещение будет предоставлено исходя из даты включения его в список.
Изучив материалы дела, представленные отзывы, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что Козенцев А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – Никитченко О.И. и отец Козенцев Ю.И. - лишены родительских прав по решению Ейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. № Козенцев А.Ю. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 12), однако, до настоящего времени, жилым помещением истец не обеспечен.
Как следует из выписки из ЕГРН, то истец собственником жилого помещения на территории РФ не является и не являлся с апреля 2017 года по настоящее время (л.д.111).
Согласно Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Согласно представленных суду сведений о гражданах, включенных в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в администрации МО Ейский район состоит 188 человек по указанной категории, из них Козенцев А.Ю. значится под номером 31 (л.д. 88-92).
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно сведений Администрации МО Ейский район в соответствии с законом КК от ДД.ММ.ГГГГ № «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в 2022 году МО Ейский район будут предоставлены средства из краевого бюджета в размере 64679400 рублей для приобретения 24 жилых помещений. При этом как указывают в представленном отзыве ответчики, предоставление жилого помещения истцу будет осуществляться исходя из даты принятия его заявления о включении в список, иное нарушит законные права граждан, включенных в список с более ранней датой. При этом выделение денежных средств для предоставления жилых помещений конкретным лицам действующим законодательством не предусмотрено.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 (п. 1) Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, как установлено судом, формируемый Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Доводы ответчиков, что удовлетворение исковых требований Козенцев А.Ю. о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не может быть принят во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что установлено ч.3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В судебном заседании доказано, что до настоящего времени Козенцев А.Ю., как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, договор социального найма с ним не заключался, что суд расценивает как нарушение его жилищных прав, установленных государством для данной категории граждан.
Действующее федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в ст.Закона Краснодарского края №159-ФЗ от 21.12.1996 года, на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов РФ, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов или муниципальных образований РФ, свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов недвижимости и иных условий, не предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно ст.2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст.1 настоящего закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
Суд считает не подлежащими удовлетворению требования, регулирующие вопросы предоставления жилых помещений за счет субвенций, путем указания на выделение бюджетных средств в необходимом объеме в части обязания Министерства труда и социального развития выделения бюджетных средств в необходимом объеме, и непосредственно на обеспечение жильем Козенцев А.Ю., так как данный термин является неопределенным, поскольку число лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, постоянно меняется в зависимости от достижения ими совершеннолетнего возраста, принятия решений об исключении и о включении в сводный список лиц указанной категории либо решений о предоставлении жилых помещений. Вопрос правового регулирования выделения бюджетных средств на обеспечение определенных расходных обязательств не входит в предмет настоящего спора.
На основании изложенного руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Законом Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», ст. 57 ЖК РФ, ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Козенцев А.Ю. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Администрации муниципального образования Ейский район, об обязании предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Ейский район предоставить Козенцев А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворении исковых требований о понуждении Министерства труда и социального развития Краснодарского края по выделению и перечислению денежных средств в бюджет МО Ейский район для приобретения жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Ейский районный суд Краснодарского края в течение месяца.
При подаче апелляционной жалобы в соответствии со ст.49 ГПК РФ адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.
Судья Ейского районного суда А.В. Супрун