УИД № 10RS0017-01-2021-001567-50
Дело №12-214/2021
Р Е Ш Е Н И Е
27 декабря 2021 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ефременко А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского муниципальных районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Поташева Д.С. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении в отношении Ефременко А.В., предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского муниципальных районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (Управление Росреестра по Республике Карелия) Поташева Д.С. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Ефременко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб., по тем основаниям, что Ефременко А.В. самовольно, без законных на то оснований, без ведома других собственников, установил за пределами земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, принадлежащего собственникам квартир многоквартирного <Адрес обезличен>, хозяйственные постройки и теплицы. Площадь занимаемого участка – 73,42 кв.м.
Ефременко А.В. с постановлением не согласен, в связи с чем обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, ссылаясь на то, что оно вынесено при отсутствии события административного правонарушения, с нарушением процессуальных требований. Указывает, что хозяйственные постройки и теплицы за пределами земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> были возведены до приобретения им квартиры в <Адрес обезличен> и восстановлены им, поскольку данный земельный участок оформляется в аренду к дому <Адрес обезличен>.
В судебное заседание Ефременко А.В. не явился, извещен надлежащим образом о его дате, времени и месте, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие, доводы жалобы поддержал.
Заместителя главного государственного инспектора Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского муниципальных районов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Карелия Поташев Д.С. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился. Указал, что Ефременко А.В. был правомерно привлечен к административной ответственности за самовольное возведение строений на территории, которая ему не принадлежит. При этом были соблюдены все процессуальных требований. Полагал, что правовых оснований для удовлетворения жалобы Ефременко А.В. и отмены постановления, не имеется.
Суд, заслушав Поташева Д.С., проверив материалы дела и доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что жалоба на постановление подана в суд в пределах срока, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (ч.2), при этом, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3).
На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения, в силу п.п. 1, 3 ч.1 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
На основании части 3 статьи 6 и части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Как следует из ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Подпунктом «а» п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства от 02 января 2015 года №2, предусмотрено, что федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе, использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, наступает административная ответственность по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая включена в главу 7 названного Кодекса «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за совершение вышеперечисленных действий при отсутствии воли собственника этого земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по РК В.В. Карвонен от <Дата обезличена> в рамках государственного земельного надзора в отношении Ефременко А.В. проведена внеплановая выездная проверка в районе земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>
По результатам проверки, произведенной <Дата обезличена>, установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> определен порядок использования территории многоквартирного дома (земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>) и принято решение о согласовании Ефременко А.В. и Осминкину А.Г. строительства гаража, котельной и подсобного помещения.
С целью установления площади используемой территории, были произведены ее замеры лазерным дальномером Disto D5, свидетельство о поверке действительно до <Дата обезличена>.
В ходе замера было установлено, что часть хозяйственных построек в северной части земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> выходит за его пределы; а в южной части указанного земельного участка находятся теплицы, которые также частично выходят за пределы земельного участка. В районе западной стороны земельного участка установлен металлический забор, вдоль которого складированы различные вещи, припаркованы личные автомобили жильцов дома. Общая площадь используемой территории составила 2439,48 кв.м. При этом, площадь земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> составляет 2320 кв.м.
Площадь самовольно занятого земельного участка и используемого в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на земельный участок, расположенный за пределами земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> составляет 73,42 кв. м, что подтверждается обмером площади к акту проверки.
Установлено, что хозяйственные постройки и теплицы за пределами земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> возвел Еферменко А.В. без ведома других собственников. При этом никаких правоустанавливающих документов на этот земельный участок, он не имел.
<Дата обезличена> Ефременко А.В. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которое было получено Ефременко А.В. <Дата обезличена>.
Должностным лицом был получен ответ на запрос из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <Дата обезличена> из которого следует, что Министерством не принималось решение о предоставлении земельного участка Ефременко А.В. в районе земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>
Таким образом, Ефременко А.В. допустил нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в занятии территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером <Номер обезличен>, без оформленных в установленном порядке документов на землю.
Факт совершения Ефременко А.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, содержащихся в материалах дела, а именно: актом проверки от <Дата обезличена>, обмером площади земельного участка к акту проверки, предписанием об устранении выявленного правонарушения от <Дата обезличена>, ответом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <Дата обезличена>, протоколом об административном правонарушении от <Дата обезличена>, фототаблицей.
Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доказательств, подтверждающих, что Ефременко А.В. предпринимал все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и совершал какие-либо действия, направленные на оформление права на земельный участок, в материалах дела не содержится и подателем жалобы не представлено.
Вопреки доводам жалобы пользование земельным участком без разрешения собственника этого участка (иного управомоченного им лица), равно как и при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды, является основанием для привлечения к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что отсутствует вина заявителя в совершении административного правонарушения, также не могут служить основанием к отмене принятого постановления, поскольку материалами дела об административном правонарушении вина Ефременко А.В. установлена.
Кроме того вина Ефременко А.В. подтверждается пояснениями самого подателя жалобы от <Дата обезличена>, согласно которых он подтвердил, что построил сарай и теплицы, выходящие за пределы границ участка многоквартирного дома, без ведома других собственников.
Суд также принимает во внимание, что после вынесения должностным лицом оспариваемого постановления Ефременко А.В. не обращался в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о выдаче разрешения на размещение теплицы и хозяйственных построек на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном в кадастровом квартале <Номер обезличен> возле земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.
В ответ на запрос судьи от <Дата обезличена> Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия <Дата обезличена> дан ответ о том, что Ефременко А.В. в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, не обращался.
Кроме того, из материалов дела следует, что на основании разрешения <Номер обезличен>-м от <Дата обезличена> Осминкиной А.С. дано разрешение на использование земель, государственная собственность на которые на разграничена, в кадастровом квартале <Номер обезличен>, площадью 979 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) – <Адрес обезличен>, в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель на кадастром плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, являющейся неотъемлемой часть разрешения (Приложение), в целях «Проезды, в том числе, вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство», шириной 4 -6 м.
Суд, приняв во внимание обстоятельства совершения правонарушения, направленного против собственности, наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, выразившееся в пренебрежительном отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административно правонарушении, к исполнению предусмотренных законом обязанностей, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу Ефременко А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Сортавальского, Питкярантского и Лахденпохского муниципальных районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Поташева Д.С. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> оставить без удовлетворения, постановление без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня его получения.
Судья Л.П. Вакуленко