РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Носовой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора .... ФИО3,
представителей истца ФИО1 – ФИО14, ФИО10,
представителей ответчика администрации Смоленского муниципального образования – ФИО4, ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 38RS0№-71 (№) по иску ФИО1 к администрации Смоленского муниципального образования о признании результатов аттестации, увольнения незаконным, отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в Иркутский районный суд .... с исковыми требованиями к администрации Смоленского муниципального образования, которыми просила:
признать результаты аттестации, проведенной **/**/**** в отношении начальника финансово-экономического отдела Администрации Смоленского муниципального образования ФИО1, формализованные в протоколе заседания аттестационной комиссии от **/**/****, распоряжении главы Смоленского муниципального образования № от **/**/**** «О результатах аттестации муниципальных служащих администрации смоленского муниципального образования» - незаконными;
признать незаконным увольнение ФИО1 с муниципальной службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК (несоответствие работника занимаемой должности, вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации Смоленского муниципального образования «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» № от **/**/****;
восстановить ФИО1 на муниципальную службу в должности начальника финансово-экономического администрации Смоленского муниципального образования;
взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с **/**/**** по день вынесения решения суда;
взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.;
взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 35 000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что на основании трудового договора от **/**/**** замещала должность начальника финансово-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования - администрации сельского поселения.
**/**/**** была проведена аттестация, по результатам которой истец была признана несоответствующей занимаемой должности, в связи с чем распоряжением главы Смоленского муниципального образования от **/**/**** № «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» уволена вследствие недостаточной квалификации.
Истец считает результаты аттестации и свое увольнение незаконным.
В администрации Смоленского муниципального образования истец проходила муниципальную службу в должности начальника финансово-экономического отдела с **/**/****, т.е. более 17 лет.
Согласно п. 2.4 трудового договора от **/**/**** ФИО1 подлежит аттестации на соответствие занимаемой муниципальной должности муниципальной службы в установленном законом порядке.
12.01.2023 истец была уведомлена о проведении **/**/**** аттестации на предмет соответствия замещаемой должности муниципальной службы в форме устного собеседования.
Главой Смоленского муниципального образования ФИО9 подготовлен отзыв об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период, согласно которого: «текущая работа выполняется в полном объеме, консервативный подход, задачи выполняются в соответствии с должностной инструкцией, имеются проблемы с кредиторской задолженностью, знание нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей присутствует. Вывод - уровень образования муниципального служащего не позволяет занимать данную муниципальную должность».
С представленным отзывом истец была не согласна и представила свои возражения, которые просила учесть при принятии решения комиссией. Так же истец представила характеристику Комитета по финансам администрации .... муниципального образования (в состав которого входит и Смоленское муниципальное образование), согласно которой Истец характеризуется положительно и занимаемой должности соответствует.
была проведена аттестация, по результатам которой аттестационная комиссия приняла решение о несоответствии замещаемой должности.
распоряжением главы Смоленского муниципального образования № «О результатах аттестации муниципальных служащих администрации Смоленского муниципального образования» ФИО1 признана несоответствующей замещаемой должности муниципальной службы начальника финансового-экономического отдела. Ввиду отсутствия вакантных должностей в администрации Смоленского муниципального образования, соответствующих квалификации и уровню образования муниципального служащего ФИО1 старшему инспектору по кадровой работе ФИО6 дано поручение подготовить уведомление о предстоящем увольнении истца.
**/**/**** истец была уведомлена о предстоящем увольнении, и о том, что **/**/**** трудовой договор с ней будет расторгнут на основании п.3 ч.1 cт. 81 ТК РФ.
Распоряжением главы Смоленского муниципального образования от **/**/**** № «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» истец уволена, в связи с несоответствием замещаемой должности муниципальной службы - начальник финансового-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации и отсутствия вакантных должностей.
Стрессовая ситуация ввиду проведения аттестации и дальнейшее увольнение повлекли резкое ухудшение здоровья истца, которая вынуждена была обратиться за медицинской помощью, вследствие чего ей было назначено лечение.
Истец считает, что увольнение является не законным, так как аттестация была проведена с нарушением порядка её проведения.
Постановлением главы Смоленского муниципального образования от **/**/**** № утверждено Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации Смоленского сельского поселения (далее Положение).
В соответствии с п.2 раздела II Положения аттестационная комиссия формируется правовым актом соответствующего органа местного самоуправления. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.
Распоряжением главы Смоленского муниципального образования от **/**/**** № «О создании аттестационной комиссии» в Приложении № утвержден состав аттестационной комиссии:
Председатель комиссии ФИО5 - глава администрации Смоленского сельского поселения;
Заместитель председателя комиссии: ФИО4 - руководитель аппарата администрации Смоленского сельского поселения;
Секретарь комиссии: ФИО6 - главный специалист администрации Смоленского сельского поселения;
Члены комиссии: ФИО7,- депутат Думы Смоленского муниципального образования (по согласованию); ФИО8- депутат .... муниципального образования (по согласованию).
ФИО7 действующий депутат Думы Смоленского муниципального образования, до избрания депутатом был помощником депутата и не является уполномоченным представителем нанимателя муниципальным служащим или специалистом по вопросам, связанным с муниципальной службой, следовательно, не может являться независимым экспертом и членом аттестационной комиссии.
ФИО8 действующий депутат .... муниципального образования седьмого созыва, до избрания в 2022г. депутатом, осуществлял предпринимательскую деятельность и не является уполномоченным представителем нанимателя муниципальным служащим или специалистом по вопросам, связанным с муниципальной службой, следовательно, не может являться независимым экспертом и членом аттестационной комиссии
Таким образом, в состав аттестационной комиссии в нарушение п.2 раздела II Положения включены депутаты, которые не являются уполномоченными представителем нанимателя муниципальными служащими или независимыми экспертами научных, образовательных и других организаций - специалистами по вопросам, связанным с муниципальной службой, в связи с чем результаты аттестации не являются объективными и не могут являться основанием для увольнения Истца.
Более того, истец считает, что нарушен абз.3 п.2 раздела II Положения, так как произошел конфликт интересов, поскольку председатель аттестационной комиссии - глава администрации Смоленского сельского поселения ФИО9, он же руководитель (работодатель) истца был заинтересован в том, чтобы решение аттестационной комиссии было для истца отрицательным.
Так, в отзыве на истца, представленным в аттестационную комиссии, ФИО9 пришел к выводу, что уровень образования не позволяет занимать данную муниципальную должность, что, по сути, свидетельствует о единоличном принятии решения о несоответствии истца занимаемой должности, которое в дальнейшем было поддержано аттестационной комиссией.
Согласно п.4 раздела II Положения график проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя (работодателем) и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
Вместе с тем, в нарушение п.4 раздела II Положения график проведения аттестации был утвержден **/**/**** распоряжением № «О создании аттестационной комиссии» (приложение №), а аттестация Истца была проведена **/**/****, таким образом информация о дате, времени проведения аттестации была доведена до истца с нарушением установленных сроков.
Из представленного на отзыва невозможно определить: за какой период времени проводится аттестация, не указан перечень основных вопросов (документов) в решении (разработке) которых принимала участие истец; к отзыву не приложены сведения о выполненных истцом поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестационный период.
Также аттестационная комиссия не анализировала результаты предыдущей аттестации, по результатам которой было принято решение о соответствии истца замещаемой должности (протокол заседания аттестационной комиссии от **/**/****) и иные обстоятельства, характеризующие профессиональные, личностные качества и результаты профессиональной трудовой деятельности истца.
Более того, ФИО9 был назначен на должность главы Смоленского муниципального образования только с сентября 2022, т е. непосредственным руководителем Истца являлся только 4 месяца, следовательно, дать объективную и мотивированную оценку профессиональных, личных качеств, а также результатов профессиональной трудовой деятельности Истца за весь аттестационный период не мог.
Истец, воспользовалась своим правом и выразила свое несогласие с представленным отзывом. В заявлении указала, что «своевременно изучает изменения в законодательстве, участвует в бесплатных вебинарах на базе 1C, Форус, система Госфинансы, также посещает семинары, которые организовывает ИРМО. В части наличия кредиторской задолженности пояснила, что не несет персональной ответственности за её существование. Её образование наступает при отсутствии денежных средств в бюджете. В части отсутствия высшего образования пояснила, что данное обстоятельство не является причиной отстранения от должности со ссылкой на приказ МФ РФ от **/**/**** №-н».
В аттестационную комиссию истец представила характеристику от Комитета по финансам администрации .... муниципального, согласно которой: «характеризовалась как добросовестный служащий, свои должностные полномочия исполняет своевременно и качественно, проявляет разумную инициативу. Поощрена грамотой .... за добросовестный и высокоэффективный труд. Обеспечивает предоставление необходимой информации внутренним и внешним пользователям в точном соответствии с их запросами и требованиями. К реализации возложенных на нее должностных полномочий относится добросовестно. Управленческие решения принимает верные и быстро. Обладает хорошими навыками организации планирования Своевременно изучает изменения в законодательстве, правильно руководствуется его положениями в работе. При выполнении полномочий начальника финансового отдела проявляет компетентность и пунктуальность. Обладает высокой работоспособностью. Занимаемой должности соответствует».
Вместе с тем, при проведении аттестации данная характеристика членами аттестационной комиссии не была принята во внимание.
В связи с не установлением работодателем аттестационного периода при принятии решение о проведении аттестации, истец также была лишена возможности реализации своего права на предоставление в аттестационную комиссию дополнительных сведений о своей профессиональной трудовой деятельности.
Истцу не был предоставлен примерный перечень вопросов, нормативно-правовых актов в рамках которых планировалось проведение аттестации для самоподготовки к аттестации, на аттестацию были вынесены вопросы о порядке, принципах организации местного самоуправления, не относящиеся непосредственно к профессиональной деятельности начальника финансового отдела, что в свою очередь также свидетельствует о необъективности результатов проведенной аттестации.
Профессиональная трудовая деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед Администрацией Смоленского сельского поселения, задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов и обязательств, установленных законодательством о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, также организаторские способности.
Согласно должностной инструкции на начальника финансового отдела возлагаются следующие функции: организация управления движением финансовых ресурсов предприятия; обеспечение своевременного перечисления налогов и сборов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды, выплат заработной платы рабочим и служащим. учет движения финансовых средств и представления отчетности; - организация работы по повышению квалификации работников отдела; обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных работников.
Вместе с тем, в отзыве не отражено, что за 35 лет общего трудового стажа и 17 лет муниципальной службы Истец к дисциплинарной и иной ответственности ни разу не привлекалась, ограничения соблюдала, запреты и обязательства, установленные законодательством о муниципальной службе не нарушала.
По мнению главы Смоленского муниципального образования уровень образования Истца не позволяет занимать данную муниципальную должность, в связи с чем истцу было рекомендовано получить первое высшее образование.
Таким образом, отзыв непосредственного руководителя носит формальный характер и не отражает объективность и обоснованность излагаемых в нем выводов.
По сути, аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии истца занимаемой должности, основываясь лишь на отсутствии у нее высшего образования.
Однако, ответчик не учитывает, что в соответствии со ст. 9 Закона о муниципальной службе для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
На момент поступления на муниципальную службу истец имела среднее профессиональное образование (диплом МТ № Иркутского учетно-кредитного техникума) и стаж работы по специальности 18 лет (1988г.), следовательно, соответствовала и соответствует квалификационным требованиям к замещению должности руководителя финансового органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
В рассматриваемом случае аттестация истца **/**/**** была проведена формально и необъективно, неполномочной аттестационной комиссией, сформированной с нарушением п.2 раздела II Положения, информация о дате, времени проведения аттестации была доведена до Истца с нарушением установленных сроков. Аттестационной комиссией не были приняты во внимание и не отражены существенные фактические обстоятельства, положительно характеризующие истца, вместе с тем с момента приема на работу регулярно (распоряжения № от **/**/****, № от **/**/****, №а от **/**/****) присваивались классные чины по должности, она успешно проходила курсы повышения квалификации по занимаемой должности, заявлений и жалоб граждан на работу не поступало, запреты и ограничения, установленные законодательством о муниципальной службе соблюдала, к дисциплинарной ответственности за 17 лет муниципальной службы не привлекалась, напротив за добросовестный труд неоднократно премировалась.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец на протяжении 17 лет муниципальной службы в должности начальника финансового отдела должностные обязанности исполняла надлежащим образом, квалификации было достаточно, в связи с чем полагаем, что одного отрицательного решения аттестационной комиссии для увольнения по п.3 ч.1 ст. 81 ТК РФ явно недостаточно.
Тем более увольнение работника по результатам аттестации является правом, а не обязанностью работодателя и в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности по результатам аттестации работодатель вправе направить работника на обучение, курсы повышения квалификации, провести повторную внеплановую аттестацию и т.п.
Истец была уволена вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Согласно штатному расписанию, на дату увольнения Истца в штате администрации Смоленского муниципального образования в финансово-экономическом отделе имелась вакансия бухгалтера - кассира, а также в Муниципальном казенном учреждении «Хозяйственно-эксплуатационная служба «Смоленского муниципального образования» имелась вакансия ведущего бухгалтера.
В силу закона на работодателя возложена обязанность по предложению работнику вакантных должностей до момента прекращения между сторонами трудовых отношений.
Вместе с тем никакая другая, в том числе и нижестоящая должность ФИО1 не предлагалась.
Не соблюдение порядка расторжения трудового договора по инициативе работодателя, является грубым нарушением, влекущим незаконность соответствующего приказа об увольнении.
Учитывая вышеизложенное, считает, что увольнение было произведено ответчиком в отсутствие законных оснований и с нарушением установленного порядка увольнения, в связи с чем Истец подлежит восстановлению на прежней работе. Кроме того, с ответчика подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда, судебные расходы.
В связи с незаконным увольнением истец просит взыскать компенсацию морального вреда, поскольку это нарушило ее конституционное право на труд, причинило физические и нравственные страдания, которую оценивает в 100 000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 35 000 руб., которые просит взыскать с ответчика.
Истец ФИО1 просила требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ:
взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с **/**/**** по **/**/**** в сумме 125 139,96 руб., в том числе НДФЛ,
взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.,
взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 35 000 руб.
Истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители истца ФИО1 - ФИО14, ФИО10 исковые требования поддержали по изложенным доводам, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика администрации Смоленского муниципального образования - ФИО4, ФИО11 исковые требования не признали, полагали требования истца необоснованными, представили возражения, приобщенные к материалам гражданского дела.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося истца.
Заслушав мнение представителей истца и представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора .... ФИО3, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от **/**/**** № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») (далее Закон о муниципальной службе).
В силу части 2 статьи 3 Закона о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Как предусмотрено в пункте 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
В силу п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от **/**/**** «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 18 Закона о муниципальной службе аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).
По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования.
В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.
Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главы Смоленского муниципального образования от **/**/**** № утверждено Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации Смоленского поселения, согласно пункту 2 раздела ш которого аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы, один раз в три года.
В силу пункта 1 раздела II Положения для проведения аттестации муниципальных служащих по решению представителя нанимателя (работодателя) издается правовой акт соответствующего органа местного самоуправления, содержащий положения:
а) о формировании аттестационной комиссии;
б) об утверждении графика проведения аттестации;
в) о составлении списков муниципальных служащих, подлежащих аттестации,
г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия формируется правовым актом соответствующего органа местного самоуправления. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы (п. 2), указано, кто включается в состав комиссии.
Согласно пункту 4 график проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя (работодателем) и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
Исходя из пункта 6 не позднее, чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем по форме согласно приложению № к настоящему Положению.
Как предусмотрено в пункте 7 раздела II Положения отзыв, предусмотренный пунктом 9 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая должность муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов (документов) в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной трудовой деятельности муниципального служащего.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что к отзыву об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных муниципальным служащим поручениях и подготовленных им проектов документов за указанный период.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации.
В разделе III, в пункте 9 Положения предусмотрено, что в случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
В судебном заседании установлено, что **/**/**** между администрацией Смоленского муниципального образования – администрацией сельского поселения и ФИО1 заключен трудовой договор, в соответствии с которым ФИО1 принимается на должность начальника финансово-экономического отдела Администрации Смоленского МО. ФИО1 обязана приступить к работе с **/**/**** ФИО1 подлежит аттестации на соответствие занимаемой муниципальной должности муниципальной служб в установленном законом порядке.
На основании личного заявления ФИО1 и трудового договора, распоряжения Главы Смоленского муниципального образования от **/**/**** ФИО1 принята на должность начальника финансового отдела администрации Смоленского муниципального образования с **/**/**** с оплатой согласно штатному расписанию с выплатой 30% надбавки за работу в южных районах .....
Истцом в материалы дела представлена копия диплома МТ №, выданного ФИО12, об окончании в 1988 году Иркутского учетно-кредитного техникума, по специальности учет и оперативная техника в Госбанке, решением Государственной квалификационной комиссии от **/**/**** ФИО1 присвоена квалификация «Бухгалтер» и документы, подтверждающие изменение фамилии истца на ФИО1
Согласно должностной инструкции начальника финансового отдела администрации Смоленского муниципального образования – сельского поселения от **/**/**** №, начальник финансового отдела относится к категории руководителей (ведущая должность). На должность начальника финансового отдела назначается лицо, имеющее высшее экономического образование и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 3 лет, или среднее профессиональное экономическое образование и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 5 лет.
С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена **/**/****.
Согласно должностной инструкции начальника финансового отдела Администрации Смоленского муниципального образования от 390.05.218 №б/н, начальник финансового отдела относится к категории руководителей. На должность начальника финансовой отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 3 лет, или среднее профессиональное экономическое образование и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 5 лет (п.1.3).
С инструкцией ознакомлена ФИО1 **/**/****, о чем имеется роспись.
Согласно должностной инструкции начальника финансового отдела Администрации Смоленского муниципального образования от **/**/**** №б/н, назначение на должность начальника финансового отдела и освобождение от нее производится распоряжением Главы Смоленского МО. На должность начальника финансового отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 3 лет или среднее специальное экономическое образование и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 5 лет (п.1.2, п.1.3).
С инструкцией ознакомлена ФИО1 **/**/****.
Из штатного расписания на период 2022 – 2023 г. – **/**/****, утвержденного распоряжением Главы № от **/**/****, в администрации Смоленского муниципального образования – Администрации сельского поселения предусмотрено структурное подразделение «Финансово-экономический отдел», должность начальника – 0,97 штатной единицы.
Таким образом, из представленных доказательств установлено, что ФИО1 в 2006 году была принята на должность начальника финансового отдела, заключен трудовой договор по должности начальника финансово-экономического отдела. При этом представленными должностными инструкциями за период с 2006 г. по 2020 г. квалификационные требования к замещению должностей предусматривали возможность занятия должности специалистом со средним специальным экономическим образованием и стажем работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 5 лет.
Как установлено из представленных доказательств, распоряжением администрации Смоленского муниципального образования от **/**/**** №, утвержден состав аттестационной комиссии по аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации Смоленского сельского поселения. Утверждены сроки и порядок работы аттестационной комиссии, график проведения аттестации.
В состав аттестационной комиссии включены: председатель ФИО9 – глава администрации Смоленского сельского поселения, заместитель председателя комиссии: ФИО4 – руководитель аппарата администрации Смоленского сельского поселения, секретарь комиссии: ФИО6 – главный специалист администрации Смоленского сельского поселения, члены комиссии: ФИО7 – депутат Думы Смоленского муниципального образования, ФИО8 – депутат .... муниципального образования (Приложение№).
В соответствии с Приложением №, срок работы аттестационной комиссии с **/**/**** по **/**/****.
В приложении № утвержден график проведения аттестации муниципальных служащих администрации Смоленского сельского поселения, согласно которому ФИО1, начальник ФЭО, Финансово-экономического отдела, срок проведения аттестации – **/**/****, 10.00 часов в здании Администрации кабинет №.
Согласно представленному уведомлению № о проведении аттестации от **/**/****, ФИО1 уведомлена о проведении **/**/**** в 10-00 аттестации на предмет соответствия замещаемой должности муниципальной службы – начальник ФЭО администрации Смоленского муниципального образования. Отражено, что аттестация будет проведена в форме устного собеседования. ФИО1 ознакомлена **/**/****.
В Отзыве об исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период ФИО1 - начальника ФЭО администрации Смоленского муниципального образования, подготовленным Главой Смоленского муниципального образования содержится вывод, что уровень образования муниципального служащего не позволяет занимать данную муниципальную должность.
С отзывом ознакомлена ФИО1 **/**/****.
**/**/**** ФИО1, замещающей должность ведущего специалиста – начальника ФЭО администрации представлено заявление о несогласии с представленным отзывом непосредственного руководителя, что просила учесть при принятии решения комиссией.
В материалы гражданского дела представлен лист с наименованием: Начальник финансово-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования (ФИО1), ответы на вопросы, выносимые на аттестацию муниципального служащего, в котором напротив цифр проставлены знаки: «-» и «+», или «-»/«+». Указано: Конституция РФ – 2 вопроса, Федеральный закон от **/**/**** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» - проставлены номера: 1,2,5,6,8,10,12,13,14,17,22,23,26,27, Федеральный закон от **/**/**** №25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации» - 1,2,4,5,6,7,8,9,10,11,12, Федеральный закон от **/**/**** № ФЗ «О противодействии коррупции» - 1,2,3,4,5,6,7, вопросы по специализации (начальник ФЭО) – 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20, практические задачи – 1,2,3,4,5.
При этом краткая суть вопроса, практической задачи и краткий ответ, данный аттестуемым не отражен, в связи с чем оценить ответ и объективность оценки не представляется возможным.
Представлен аттестационный лист муниципального служащего ФИО1, в пункте 10 которого отражено, что решением аттестационной комиссии не соответствует занимаемой должности (замещаемой должности начальника финансово-экономического дела) (п. 10), дана рекомендация – получить первое высшее профессиональной образование. С аттестационным листом ознакомлена **/**/****. Печатью администрации аттестационный лист не заверен.
Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии от **/**/**** «О проведении аттестации муниципальных служащих Администрации Смоленского МО», в составе председателя ФИО9, заместителя председателя аттестационной комиссии: ФИО4, секретаря аттестационной комиссии: ФИО6, членов: ФИО7, ФИО8, аттестационная комиссия приняла решение по пункту 1 - о несоответствии замещаемой должности муниципальной службы муниципального служащего ФИО1
**/**/**** ФИО1 выдано уведомление о предстоящем сокращении в связи с несоответствием замещаемой должности муниципальной службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, указано, что **/**/**** трудовой договор будет расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.
С уведомлением ознакомлена ФИО1, о чем имеется роспись.
Распоряжением Главы администрации Смоленского МО от **/**/**** №, муниципальный служащий ФИО1, признана несоответствующей замещаемой должности муниципальной службы – начальник финансово-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования (п. 2). Старшему инспектору по кадровой работа ФИО6 в виду отсутствия вакантных должностей в администрации Смоленского муниципального образования, соответствующих квалификации и уровню образования муниципального служащего ФИО1, подготовить уведомление о ее предстоящем увольнении в связи с несоответствием замещаемой должности муниципальной службы – начальник финансово-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, а также отсутствием обязательного уровня образования для замещения ведущей группы должностей муниципальной службы.
Распоряжением Главы администрации Смоленского муниципального образования от **/**/**** №, уволена муниципальный служащий ФИО1, в связи с несоответствием замещаемой должности муниципальной службы – начальник финансово-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации и отсутствия вакантных должностей в администрации Смоленского муниципального образования в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Оценивая представленные доказательства на соответствие Положению о порядке проведения аттестации и муниципальных служащих суд исходит из того, что работодателем нарушен пункт 4 раздела II Положения, предусматривающий заблаговременное извещение работника о предстоящей аттестации – при назначенной аттестации на **/**/****, распоряжение издано **/**/****, в этот же день ознакомлен работник.
Суд учитывает, что отражено, что аттестация будет проведена в форме устного собеседования, при этом доказательств того, что работник уведомлен о вопросах, темах собеседования суду не представлено, кроме того, до работника не доведен и перечень нормативных правовых актов, знания по которым будут оцениваться в ходе собеседования.
Представленный в материалы гражданского дела Отзыв на аттестуемого ФИО1 не отвечает:
- требованиям пункта 7 раздела II Положения, поскольку не отражает:
в) перечень основных вопросов (документов) в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;
г) мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной трудовой деятельности муниципального служащего,
- пункту 8 предусматривающего, что к отзыву об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных муниципальным служащим поручениях и подготовленных им проектов документов за указанный период;
- не представлен также аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации.
Суд учитывает, что исходя из Положения, аттестация проводится за три предыдущих года, при этом представитель работодателя представил в суд сведения о прохождении ФИО1 аттестации в 2010 г., согласно аттестационному листу от **/**/****, ФИО1 решением аттестационной комиссии признана соответствующей замещаемой должности муниципальной службы.
Как установлено из справки Главы Смоленского муниципального образования в личном деле ФИО1 замещающей ведущую группу должностей муниципальной службы в должности начальника финансово-экономического отдела администрации Смоленского МО, поступившей на муниципальную службу **/**/**** и уволенной в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ **/**/**** копии нормативно-правовых актов о дисциплинарных взысканиях отсутствуют (справка от **/**/**** №).
Следовательно, представленными доказательствами подтверждается, что в период работы к ФИО1 работодателем дисциплинарные взыскания не применялись.
Кроме того, разрешая требования суд учитывает, что представленный аттестационный лист не содержит оснований принятого решения о не соответствии ФИО1 замещаемой должности по уровню образования, поскольку исходя из сведений должностной инструкции, как было указано выше, работник со средним образованием отвечал квалификационным требованиям для замещения должности начальника финансового отдела. Отсутствует правовое обоснование и в представленном решении аттестационной комиссии.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях, допущенных работодателем при проведении аттестации муниципального служащего, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в части признании результатов аттестации, проведенной **/**/**** незаконным, признании распоряжении главы администрации Смоленского муниципального образования «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № от **/**/**** незаконным и восстановлении истца на должности муниципальной службы.
При этом доводы истца относительно незаконности состава аттестационной комиссии, суд находит не подлежащим оценке при разрешении требований по существу, поскольку оценка соответствующего решения работодателя предметом настоящих требований не является.
В соответствии с положениями статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Из части второй статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Согласно части первой статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от **/**/**** № «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно пункту 9 названного постановления при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Исходя из представленных сведений ответчика, за период с февраля 2022 г. по январь 2023 г. размер заработной платы составил 771 452,56 руб., с учетом отработанных 203 дней, средний дневной заработок составил 3 792,12 руб., в связи с чем за период с **/**/**** по **/**/**** с работодателя подлежит взысканию за 35 дней вынужденного прогула средний заработок в размере 132 723, 85 руб.
В соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса РФ немедленному исполнению подлежит решение суда о восстановлении на работе, выплате заработной платы в течение трех месяцев.
В силу части 1 статьи 237 ТК РФ, абзаца 2 пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в незаконном увольнении, непроизведенных выплатах и доплатах, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
С учетом установленных по делу обстоятельств, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, отсутствия возможности трудиться, внутренних душевных переживаний, учитывая период вынужденного прогула, степень вины работодателя, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и взыскании с работодателя в его пользу компенсации морального вреда в размере 7 000 руб.
В соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, по основаниям статьи 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из представленного Договора на оказание юридических услуг № от **/**/****, заключенного между ФИО14 и ФИО1, исполнитель обязуется по заданию Заказчика обеспечить юридическое сопровождение в суд первой инстанции по делу об обжаловании результатов аттестации, признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, а Заказчик обязуется принять эту услугу и оплатить исполнителю цену, предусмотренную настоящим договором. Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что Заказчик выплачивает исполнителю вознаграждение в размере 35 000 руб.
Несение расходов на оплату услуг представителя истец подтвердил соответствующими документами на сумму 20 000 руб., 15 000 руб.
Принимая во внимание продолжительность рассмотрения, а также категорию дела, с учетом обстоятельств дела, объема оказанной представителем юридической помощи, принципов разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика администрации Смоленского муниципального образования в пользу истца ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
При этом, оснований для удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в большем размере у суда не имеется.
Согласно положений ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из размера удовлетворенных требований, с администрации Смоленского муниципального образования в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд.
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Смоленского муниципального образования – удовлетворить частично.
Признать результаты аттестации, проведенной **/**/**** в отношении начальника финансово-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования ФИО1, незаконными.
Признать распоряжение главы администрации Смоленского муниципального образования « О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № от **/**/**** незаконным.
Восставить ФИО1 на должность муниципальной службы начальника финансово-экономического отдела администрации Смоленского муниципального образования.
Взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 среднюю заработную плату за время вынужденного прогула в размере 132 723, 85 руб.
Решение суда о выплате заработной платы, восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 7000 руб., судебные расходы в размере 20 000 руб.
В остальной части исковых требований ФИО1 к администрации Смоленского муниципального образования отказать.
Взыскать с администрации Смоленского муниципального образования в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1200 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме **/**/****
Судья Ю.В. Суровцева