47RS0004-01-2020-004564-22
Дело № 2-857/2021 (2-6875/2020;) | 23 июня 2021 г. |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составепредседательствующего судьи Курбатовой Э.В.,
при ведении протокола секретарем Наймович В.В.,
с участием представителя Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности от 20 января 2021 года Костровой Е.А., представляющей также интересы Главного управления МЧС России по Ленинградской области по доверенности от 13 января 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серова Сергея Владимировича к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Ленинградской области о признании подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, признании права на меры социальной поддержки как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получение компенсаций в связи с нахождением в зоне повышенного радиационного риска в период ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, обязании выдать удостоверение с указанием полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л :
Серов С.В. обратился в суд, указывая, что он родился в октябре 1971 года в Усть-Каменогорске Восточно-Казахской области, где проживал до 31 декабря 1991 года; поскольку данная местность является зоной радиационного риска в связи с нахождением в непосредственной близости с Семипалатинским испытательным ядерным полигоном, считает, что получил дозу облучения, в связи с чем, имеет право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний, в чем ему было отказано; полагая свои права нарушенными, обратился в суд.
В судебное заседание истец, надлежаще извещенный, не явился. Представил ходатайство об отложении судебного процесса ввиду прохождения амбулаторного лечения, нуждаемости в медицинских исследованиях после дорожно-транспортного происшествия.
Представитель МЧС России, а также ГУ МЧС России по Ленинградской области возражает против отложения судебного разбирательства.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В подтверждение уважительности причин неявки, истцом представлена незаверенная копия сигнального талона станции скорой медицинской помощи с сообщением в поликлинику о вызове бригады в связи с получением истцом повреждений в дорожно-транспортном происшествии, произошедшем 5 июня 2021 года.
Иных документов, в том числе указывающих на невозможность истца по состоянию здоровья, а также в связи с прохождением медицинского обследования присутствовать в судебном заседании 23 июня 2021 года не представлено.
При этом, истец лично 11 июня 2021 года явился в суд и ознакомился с материалами гражданского дела, о чем имеется отметка.
Кроме того, интересы истца в ходе его рассмотрения представлялись Федоровым Д.А. по доверенности от 28 июня 2020 года, выданной сроком на три года. Данных об отзыве истцом доверенности у Федорова Д.А. не имеется; о невозможности представителя по уважительным причинам присутствовать в судебном заседании 23 июня 2021 года суду не сообщено.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки истца в судебное заседание 23 июня 2021 года, суд, признав представленные доказательства достаточными для принятия решения по делу, учитывая также длительность нахождения дела на рассмотрении суда, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель МЧС России, а также ГУ МЧС России по Ленинградской области поддержала возражения, просит в иске отказать; указала, что ГУ МЧС России по Ленинградской области является по настоящему гражданскому делу ненадлежащим ответчиком, поскольку не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу удостоверений; кроме того указала, что права истца данными органами не нарушены, поскольку истец с какими-либо требованиями к ним не обращался; также указала, что перечисленные истцом обстоятельства не относятся к значимым для предоставления мер социальной поддержки в связи с претерпеванием им радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, истец ни по территориальному, ни по временному критерию не подпадает под субъекта предоставления указанных мер социальной поддержки, кроме того, указывает представитель ответчика, истцом не представлено подтверждение получения им суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв (бэр); просит в иске отказать.
Представитель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области представил аналогичные по содержанию возражения, просит в иске отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, оценив доказательства, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что Серов С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1 октября 1971 года до 31 декабря 1990 года проживал в <адрес>.
Ответом Комитета социальной защиты населения Ленинградской области № 02-21/2020 от 9 января 2020 года истцу отказано в включении в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее Закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным законом.
Меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 5 Закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. п. 2, 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС России.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется МЧС России. Таким образом, законодателем определены критерии предоставления мер социальной поддержки, а также полномочия федеральных органов власти по определению перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и порядка расчета суммарных (накопленных) эффективных дозы облучения.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р.
Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.
В Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р, <адрес> не включен.
Ссылка истца на Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года N 960-О-П, согласно которому невключение населенного пункта в соответствующий перечень не имеет юридического значения на существо настоящего спора не влияет, поскольку одним из критерием предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ является получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).
В силу положений приведенных выше нормативных актов, для приобретения права на меры социальной поддержки, установленные для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо не просто проживание в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень, а получение лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) в период его проживания в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При этом включение того или иного населенного пункта в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, само по себе не является безусловным свидетельством получения конкретным лицом, не проживавшем в соответствующем населенном пункте на момент проведения ядерных испытаний, суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более установленной предельной нормы, так как уровень радиационного воздействия в результате радиоактивных выпадений с течением времени объективно изменялся, в связи с чем факт того, что лица, прибывшие в соответствующий населенный пункт после проведения ядерных испытаний, получили суммарную дозу облучения более 5 сЗв, подлежит установлению с учетом результатов специальных научных исследований, послуживших основанием для официального определения доз облучения жителей населенных пунктов, пострадавших от ядерных испытаний, проведенных на Семипалатинском полигоне.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 ("МУ 2.6.1.2574-2010. Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), согласно пункту 1.1. которых указания МУ 2.6.1.2574-2010 (далее - МУ) предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения).
В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается (пункт 1.2 Методических указаний).
В силу пункта 1.3. Методических указаний дозы облучения определяются для расчетной модели человека из наиболее облучаемой группы. Выбор наиболее облучаемой группы осуществляется по соотношению времени пребывания на открытом воздухе (без ослабления дозы) и внутри строений (с частичным ослаблением дозы) с учетом видов занятости населения городской и сельской местности. При расчетах доз облучения всех групп населения по пероральному пути поступления радионуклидов учитываются сведения о сроках проведения основных сельскохозяйственных работ и рационах питания.
В результате судебной радиологической экспертизы, проведенной Краевым государственным бюджетным учреждением «НИИ региональных медико-экологических проблем» (<адрес>), Серов С.В., проживая в <адрес> с 1 октября 1971 года по 31 декабря 1990 года, мог получить суммарную (накопительную) эффективную дозу не более 5 сЗв. – 0,02 сЗв, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Этот вывод, как следует из заключения экспертизы, подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в <адрес> в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв. при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Предоставленное истцом в материалы дела удостоверение, выданное в Республике Казахстан о праве на получение льгот гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний, как лицу, проживавшему на территории Республики Казахстан в зоне максимального риска, с установленной дозой воздействия от 7 до 35 бэр, не может свидетельствовать о наличии у истца суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, так как предоставление в Российской Федерации на основании указанного удостоверения мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
Статья 13 Конвенции Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) и не дает права гражданам требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством другого государства.
Также, суд находит обоснованными доводы возражений представителя ответчиков МЧС России и ГУ МЧС России по Ленинградской области об отсутствии со стороны данных органов нарушений прав истца.
Согласно пункту 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являющемуся приложением к Приказу МЧС России от 18 сентябре 2009 N 540 для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
В соответствии с п.4 Порядка, уполномоченными органами осуществляется: прием документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителям); в месячный срок со дня приема от граждан заявлений (при соблюдении заявителями условий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка) принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - реестр), по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; создание комиссии для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, и подготовки решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестров, копии протоколов решений комиссий, а также копии представленных гражданами документов; после получения от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформленных (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) удостоверений проставление в них и в графе "Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения" реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителям; представление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченные органы оформленных удостоверений копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов (пункт 5).
Истец с требованиями в МЧС России и ГУ МЧС России по Ленинградской области не обращался, соответственно, его права данными органами не нарушены.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении иска Серова Сергея Владимировича к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Ленинградской области о признании подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, признании права на меры социальной поддержки как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получение компенсаций в связи с нахождением в зоне повышенного радиационного риска в период ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, обязании выдать удостоверение с указанием полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 29 июня 2021 года.