УИД 11RS0001-01-2023-003145-51 Дело № 2а-4528/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Тебеньковой Н.В.,
при секретаре Чалановой М.В.,
с участием:
административного истца Ламеко С.В.,
представителей административных ответчиков Гиниатулина Е.Ш., Оплесниной В.В.,
рассмотрев 8 августа 2023 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Ламеко Сергея Владимировича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСТН России по Республике Коми, ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации, обязании ежемесячно выдавать разрешение на получение передач с продуктами диетического питания,
установил:
Ламеко С.В. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий по воспрепятствованию в получении дополнительной передачи с продуктами лечебного питания, обязании подписывать заявление на получение дополнительной передачи с медицинским заключением.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в связи с установленным диагнозом ... ему была проведена операция, в ходе которой ему был удален ..., при выписке ему лечащим врачом назначена диета 5 стол, питание в столовой исправительного учреждения не отвечает заявленным требованиям, при этом административный ответчик препятствует в получении истцом диетического питания в дополнительных передачах.
Впоследствии Ламеко С.В. требования административного иска уточнил, заявил об обязании административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми ежемесячно подписывать заявления на получение дополнительной передачи с медицинским заключением по состоянию здоровья истца, с продуктами лечебного питания, составляющими диету 5 стол, взыскании компенсации за нарушение условий содержания административного истца, выразившихся в воспрепятствовании к получению дополнительной передачи в размере 20 000 руб. В обоснование дополнений также указал, что по ранее утвержденному заявлению о получении дополнительной передачи был лишен возможности указанную передачу получить ввиду утери заявления должностными лицами.
В судебном заседании истец требования административного иска и доводы в его обоснование поддержал.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что выдача истцу заключений по решению суда противоречит правилам внутреннего распорядка в исправительном учреждении, при этом по ранее представленным административным истцом заявлениям ему были предоставлены ответы исходя из состояния его здоровья и нуждаемости в дополнительном питании. Все разрешения на получение дополнительных посылок были переданы в комнату для приема посылок исправительного учреждения, в дальнейшем ответственности за их судьбу МСЧ-11 не несет.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми с административным исковым заявлением не согласилась, ссылаясь на отсутствие нарушений со стороны исправительного учреждения.
Заинтересованные лица начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Трефяк М.М. и Кремер И.А. участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, оценив доводы, изложенные в административном иске, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Судом установлено, что Ламеко С.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Медицинская помощь лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Республики Коми, оказывается сотрудниками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, осуществляющим медицинскую деятельность на основании медицинской лицензии, выданной Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.
** ** ** Ламеко С.В. в ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница №...» выполнена операция – ..., выписан ** ** ** с рекомендациями: ...
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами.
Согласно пунктам 57, 59,60 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 осужденные к лишению свободы обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием (при наличии медицинских показаний - пятиразовым питанием). Прием осужденными к лишению свободы пищи производится в часы, установленные их распорядком дня, поотрядно в столовой ИУ. Столовая в ВК оборудуется 4 - 6-местными столами. В рабочее время прием пищи осужденными к лишению свободы производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям помещениях для приема пищи.
Питание осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми организовано в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" (далее постановление № 205) и приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (далее приказа № 189).
В частности постановлением № 205 утверждена минимальная норма питания для осужденных на мирное время.
Дополнительно к данной норме, питание выдается: - осужденным, занятых на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда; - работающим осужденным, имеющим рост 190 сантиметров и выше.
Повышенные нормы питания установлены в отношении: - осужденных беременных женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних, больных, а также для осужденных, являющихся инвалидами I и II групп; - для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений беременных женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних, больных, а также для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, являющихся инвалидами I и II групп; - для больных лиц, подвергнутых административному аресту.
Приказом № 189 также повышенные нормы питания установлены в отношении следующих категорий: - для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений беременных женщин, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений кормящих матерей, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - повышенную норму питания для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, являющихся инвалидами I и II групп, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - повышенную норму питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - больных, находящихся на стационарном лечении в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - больных, находящиеся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, злокачественных новообразований, дистрофии, авитаминоза, анемии, сахарного диабета; - больных ВИЧ-инфекцией вне зависимости от места содержания; - больных, наблюдающиеся по поводу туберкулеза 0, I, II, V групп диспансерного учета, вне зависимости от места содержания; - лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета, вне зависимости от места содержания; - лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза IV группы диспансерного учета, на период проведения химиотерапии вне зависимости от места содержания; - больных сахарным диабетом вне зависимости от места содержания.
Согласно статье 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей, мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемые в соответствии с медицинским заключением. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
На основании пункта 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, Больные осужденные к лишению свободы могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача (фельдшера) медицинской организации УИС.
Основным мотивом предоставления осужденному права на получение дополнительных посылок и передач с запрашиваемыми продуктами питания в данном случае является наличие потребности особым образом поддерживать здоровье осужденного в связи с имеющимися у него заболеваниями, но только при наличии медицинского заключения (заключения врачебной комиссии или заключения лечащего врача), дающего административному истцу право получать дополнительные посылки с указанными им продуктами питания.
Как установлено, Ламеко С.В. в соответствии с установленным порядком обращался к медицинскому работнику ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с заявлением о разрешении дополнительной передачи ** ** **, по результатам рассмотрения указанного заявления врачебной комиссией принято решение о разрешении истцу на получение дополнительной посылки.
Данное медицинское заключение с заявлением Ламеко С.В. было передано уполномоченному лицу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в комнату для приема передачи посылок.
Согласно ответу УФСИН России по Республике Коми от ** ** **, в рамках проведенной проверки установлено, что после поступления указанного выше заявления в комнату приема и передачи посылок местонахождение его не установлено, сотрудникам МСЧ-11 рекомендовано выписать дубликат медицинского заключения и повторно направить его сотрудникам комнаты приема и передачи посылок ФКУ ИК-1.
Данным правом на выдачу дубликата медицинского заключения административный истец не воспользовался, обратившись к медицинским работникам с новым заявлением о получении дополнительной передачи ** ** **, на данное заявление также было выдано разрешение на получение дополнительной передачи. Как пояснил административный истец, дополнительную посылку в рамках указанного обращения он получил.
В последующем Ламеко С.В. вновь обратился с заявлением о получении дополнительной передачи ** ** **, заключением врачебной комиссии от ** ** ** истцу было отказано в получении дополнительной передачи ввиду отсутствия медицинских к тому показаний.
Как пояснила в судебном заседании председатель врачебной комиссии Кремер И.А., данное решение принято на основании анамнеза, проведенных анализов, объективных данных истца, а также ввиду того, что запрашиваемые административным истцом продукты питания не являются диетическими по своим характеристикам.
Таким образом, административный истец пользовался своим правом на получение дополнительных посылок в установленном законом порядке, поступившие от него заявления медицинскими работниками ФКУЗ МСЧ-11 рассмотрены, по каждому из них принято процессуальное решение.
Законность отказа в выдаче разрешения на получение посылки по заявлению от ** ** ** административным истцом в иске не оспаривалась.
При этом, суд не усматривает правовых оснований для возложения на ФКУЗ МСЧ-11 обязательства ежемесячно подписывать истцу разрешения на получение дополнительных передач, поскольку данная обязанность противоречила бы порядку получения такого разрешения, установленному Правилам внутреннего распорядка исправительного учреждения.
При этом, суд критически относится к рекомендациям врача ФГБУ «52 консультативно-диагностический центр» Министерства обороны РФ от ** ** **, рекомендовавшего передачу диетических продуктов 1 раз в месяц, поскольку принятие такого решения отнесено к компетенции врачебной комиссии медицинской организации уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем, суд полагает доводы административного иска в части признания незаконным бездействия административных ответчиков по получению истцом согласованной передачи по заявлению от ** ** ** заслуживающими внимания.
Как установлено и не оспаривалось сторонами, правом на получение указанной передачи административный истец воспользоваться не смог по причине утраты его заявления уполномоченными лицами комнаты приема и передачи посылок ФКУ ИК-1 УФСИН России.
Данный факт установлен проведенной УФСИН России по Республике Коми проверкой и не оспаривался сторонами в судебном заседании.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом установлен факт бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившийся в утрате разрешения на получение истцом передачи по заявлению от ** ** **, согласованного в установленном порядке медицинским работником ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по имеющимся у Ламеко С.В. медицинским показаниям.
При этом, восстановления нарушенного права по данному заявлению не последовало, поскольку посылку истец получил на основании согласованного им заявления от ** ** **.
Разрешая заявленные требования с учетом фактических обстоятельств и требований закона, представленной в материалы дела совокупности доказательств, установленного нарушения условий содержания административного истца в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В силу установленного законом порядка при определении размера компенсации учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При это характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно п.п. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания Ламеко С.В. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в размере 2 000 рублей.
руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое Ламеко Сергея Владимировича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСТН России по Республике Коми, ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации, обязании ежемесячно выдавать разрешение на получение передач с продуктами диетического питания, удовлетворить частично.
Признать действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по утере медицинского заключения на дополнительную посылку Ламеко Сергею Владимировичу незаконным.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ламеко Сергея Владимировича компенсацию в размере 2 000 рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Ламеко Сергея Владимировича по следующим реквизитам:
...
...
...
В удовлетворении требований к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации, о признании бездействия незаконным, обязании ежемесячно выдавать разрешение на получение передач с продуктами диетического питания - отказать.
В удовлетворении требований к ФКУ ИК-1 УФСТН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации - отказать.
В удовлетворении требований к ФСИН России о признании бездействия незаконным - отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Тебенькова