Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7591/2023 от 26.06.2023

УИД 11RS0001-01-2023-003145-51 Дело № 2а-4528/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Тебеньковой Н.В.,

при секретаре Чалановой М.В.,

с участием:

административного истца Ламеко С.В.,

представителей административных ответчиков Гиниатулина Е.Ш., Оплесниной В.В.,

рассмотрев 8 августа 2023 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Ламеко Сергея Владимировича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСТН России по Республике Коми, ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации, обязании ежемесячно выдавать разрешение на получение передач с продуктами диетического питания,

установил:

Ламеко С.В. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий по воспрепятствованию в получении дополнительной передачи с продуктами лечебного питания, обязании подписывать заявление на получение дополнительной передачи с медицинским заключением.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в связи с установленным диагнозом ... ему была проведена операция, в ходе которой ему был удален ..., при выписке ему лечащим врачом назначена диета 5 стол, питание в столовой исправительного учреждения не отвечает заявленным требованиям, при этом административный ответчик препятствует в получении истцом диетического питания в дополнительных передачах.

Впоследствии Ламеко С.В. требования административного иска уточнил, заявил об обязании административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми ежемесячно подписывать заявления на получение дополнительной передачи с медицинским заключением по состоянию здоровья истца, с продуктами лечебного питания, составляющими диету 5 стол, взыскании компенсации за нарушение условий содержания административного истца, выразившихся в воспрепятствовании к получению дополнительной передачи в размере 20 000 руб. В обоснование дополнений также указал, что по ранее утвержденному заявлению о получении дополнительной передачи был лишен возможности указанную передачу получить ввиду утери заявления должностными лицами.

В судебном заседании истец требования административного иска и доводы в его обоснование поддержал.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что выдача истцу заключений по решению суда противоречит правилам внутреннего распорядка в исправительном учреждении, при этом по ранее представленным административным истцом заявлениям ему были предоставлены ответы исходя из состояния его здоровья и нуждаемости в дополнительном питании. Все разрешения на получение дополнительных посылок были переданы в комнату для приема посылок исправительного учреждения, в дальнейшем ответственности за их судьбу МСЧ-11 не несет.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми с административным исковым заявлением не согласилась, ссылаясь на отсутствие нарушений со стороны исправительного учреждения.

Заинтересованные лица начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Трефяк М.М. и Кремер И.А. участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, оценив доводы, изложенные в административном иске, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Судом установлено, что Ламеко С.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Медицинская помощь лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Республики Коми, оказывается сотрудниками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, осуществляющим медицинскую деятельность на основании медицинской лицензии, выданной Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.

** ** ** Ламеко С.В. в ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница №...» выполнена операция – ..., выписан ** ** ** с рекомендациями: ...

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами.

Согласно пунктам 57, 59,60 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 осужденные к лишению свободы обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием (при наличии медицинских показаний - пятиразовым питанием). Прием осужденными к лишению свободы пищи производится в часы, установленные их распорядком дня, поотрядно в столовой ИУ. Столовая в ВК оборудуется 4 - 6-местными столами. В рабочее время прием пищи осужденными к лишению свободы производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям помещениях для приема пищи.

Питание осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми организовано в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" (далее постановление № 205) и приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (далее приказа № 189).

В частности постановлением № 205 утверждена минимальная норма питания для осужденных на мирное время.

Дополнительно к данной норме, питание выдается: - осужденным, занятых на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда; - работающим осужденным, имеющим рост 190 сантиметров и выше.

Повышенные нормы питания установлены в отношении: - осужденных беременных женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних, больных, а также для осужденных, являющихся инвалидами I и II групп; - для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений беременных женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних, больных, а также для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, являющихся инвалидами I и II групп; - для больных лиц, подвергнутых административному аресту.

Приказом № 189 также повышенные нормы питания установлены в отношении следующих категорий: - для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений беременных женщин, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений кормящих матерей, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - повышенную норму питания для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, являющихся инвалидами I и II групп, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - повышенную норму питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - больных, находящихся на стационарном лечении в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; - больных, находящиеся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, злокачественных новообразований, дистрофии, авитаминоза, анемии, сахарного диабета; - больных ВИЧ-инфекцией вне зависимости от места содержания; - больных, наблюдающиеся по поводу туберкулеза 0, I, II, V групп диспансерного учета, вне зависимости от места содержания; - лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета, вне зависимости от места содержания; - лиц, наблюдающихся по поводу туберкулеза IV группы диспансерного учета, на период проведения химиотерапии вне зависимости от места содержания; - больных сахарным диабетом вне зависимости от места содержания.

Согласно статье 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей, мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемые в соответствии с медицинским заключением. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

На основании пункта 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, Больные осужденные к лишению свободы могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача (фельдшера) медицинской организации УИС.

Основным мотивом предоставления осужденному права на получение дополнительных посылок и передач с запрашиваемыми продуктами питания в данном случае является наличие потребности особым образом поддерживать здоровье осужденного в связи с имеющимися у него заболеваниями, но только при наличии медицинского заключения (заключения врачебной комиссии или заключения лечащего врача), дающего административному истцу право получать дополнительные посылки с указанными им продуктами питания.

Как установлено, Ламеко С.В. в соответствии с установленным порядком обращался к медицинскому работнику ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с заявлением о разрешении дополнительной передачи ** ** **, по результатам рассмотрения указанного заявления врачебной комиссией принято решение о разрешении истцу на получение дополнительной посылки.

Данное медицинское заключение с заявлением Ламеко С.В. было передано уполномоченному лицу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в комнату для приема передачи посылок.

Согласно ответу УФСИН России по Республике Коми от ** ** **, в рамках проведенной проверки установлено, что после поступления указанного выше заявления в комнату приема и передачи посылок местонахождение его не установлено, сотрудникам МСЧ-11 рекомендовано выписать дубликат медицинского заключения и повторно направить его сотрудникам комнаты приема и передачи посылок ФКУ ИК-1.

Данным правом на выдачу дубликата медицинского заключения административный истец не воспользовался, обратившись к медицинским работникам с новым заявлением о получении дополнительной передачи ** ** **, на данное заявление также было выдано разрешение на получение дополнительной передачи. Как пояснил административный истец, дополнительную посылку в рамках указанного обращения он получил.

В последующем Ламеко С.В. вновь обратился с заявлением о получении дополнительной передачи ** ** **, заключением врачебной комиссии от ** ** ** истцу было отказано в получении дополнительной передачи ввиду отсутствия медицинских к тому показаний.

Как пояснила в судебном заседании председатель врачебной комиссии Кремер И.А., данное решение принято на основании анамнеза, проведенных анализов, объективных данных истца, а также ввиду того, что запрашиваемые административным истцом продукты питания не являются диетическими по своим характеристикам.

Таким образом, административный истец пользовался своим правом на получение дополнительных посылок в установленном законом порядке, поступившие от него заявления медицинскими работниками ФКУЗ МСЧ-11 рассмотрены, по каждому из них принято процессуальное решение.

Законность отказа в выдаче разрешения на получение посылки по заявлению от ** ** ** административным истцом в иске не оспаривалась.

При этом, суд не усматривает правовых оснований для возложения на ФКУЗ МСЧ-11 обязательства ежемесячно подписывать истцу разрешения на получение дополнительных передач, поскольку данная обязанность противоречила бы порядку получения такого разрешения, установленному Правилам внутреннего распорядка исправительного учреждения.

При этом, суд критически относится к рекомендациям врача ФГБУ «52 консультативно-диагностический центр» Министерства обороны РФ от ** ** **, рекомендовавшего передачу диетических продуктов 1 раз в месяц, поскольку принятие такого решения отнесено к компетенции врачебной комиссии медицинской организации уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, суд полагает доводы административного иска в части признания незаконным бездействия административных ответчиков по получению истцом согласованной передачи по заявлению от ** ** ** заслуживающими внимания.

Как установлено и не оспаривалось сторонами, правом на получение указанной передачи административный истец воспользоваться не смог по причине утраты его заявления уполномоченными лицами комнаты приема и передачи посылок ФКУ ИК-1 УФСИН России.

Данный факт установлен проведенной УФСИН России по Республике Коми проверкой и не оспаривался сторонами в судебном заседании.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом установлен факт бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившийся в утрате разрешения на получение истцом передачи по заявлению от ** ** **, согласованного в установленном порядке медицинским работником ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по имеющимся у Ламеко С.В. медицинским показаниям.

При этом, восстановления нарушенного права по данному заявлению не последовало, поскольку посылку истец получил на основании согласованного им заявления от ** ** **.

Разрешая заявленные требования с учетом фактических обстоятельств и требований закона, представленной в материалы дела совокупности доказательств, установленного нарушения условий содержания административного истца в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В силу установленного законом порядка при определении размера компенсации учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При это характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно п.п. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания Ламеко С.В. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в размере 2 000 рублей.

руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое Ламеко Сергея Владимировича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСТН России по Республике Коми, ФСИН России о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации, обязании ежемесячно выдавать разрешение на получение передач с продуктами диетического питания, удовлетворить частично.

Признать действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по утере медицинского заключения на дополнительную посылку Ламеко Сергею Владимировичу незаконным.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ламеко Сергея Владимировича компенсацию в размере 2 000 рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Ламеко Сергея Владимировича по следующим реквизитам:

...

...

...

В удовлетворении требований к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации, о признании бездействия незаконным, обязании ежемесячно выдавать разрешение на получение передач с продуктами диетического питания - отказать.

В удовлетворении требований к ФКУ ИК-1 УФСТН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации - отказать.

В удовлетворении требований к ФСИН России о признании бездействия незаконным - отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Н.В. Тебенькова

2-7591/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Логвинов Виктор Васильевич
Ответчики
Министерство Финансов Россйиской Федерации
УФК по РК
Другие
Адвокат Туркин Станислав Александрович
Прокуратура Республики Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Григорьева Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее