№ 2-1563/2023
21RS0025-01-2022-008812-39
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Гусева Е.В., при секретаре судебного заседания Рыбаковой Н.В., с участием истца Ахлестной Х.Т., ее представителя Миронова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ахлестиной Х.Т. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, о признании незаконным решения, включении в страховой стаж периодов нахождения по уходу за ребенком и работы, возложении обязанности назначить досрочную пенсию,
у с т а н о в и л :
Ахлестина Х.Т. обратилась в суд с указанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее пенсионный орган), мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано. Из указанного решения следует, что
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
При этом пенсионным органом не включены в специальный стаж периоды ухода за детьми до достижения им возраста 3-х лет
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
что составляет <данные изъяты>
Не соглашаясь с указанным решением указала, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж поскольку предусмотрены ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции до 25.09.1992 г., а так же Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей". Кроме того в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного «отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а так же в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; при этом, статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г.
С учетом уточнений просила суд признать Решение Отделения Пенсионного фонда РФ Республики Чувашия № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе назначении трудовой пенсии по старости незаконным.
Включить периоды отпуска по уходу за детьми в страховой стаж, как дающий мне право на досрочный выход на пенсию по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии назначить Ахлестиной Х.Т. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Ахлестина Х.Т. и ее представитель Миронов А.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Колесникова А.Г. в судебном заседании просила отказать в иске по основаниям, изложенным в письменном заявлении, указывая на то, что согласно документам отказного выплатного дела с заявлением о назначении пенсии по старости Ахлестина Х.Т. обращалась дважды ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Решениями отделения от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ № Х.Т. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (возраст выхода на пенсию для женщин 1966 года рождения - 58 лет); отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 37 лет. Согласно части 1 статьи и закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом 400-ФЗ, а также при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N° 400-ФЗ, к таковым не относится. Таким образом, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не может быть учтен при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на досрочный выход на пенсию лицами, имеющими длительный страховой стаж (42 и 37 лет соответственно мужчины и женщины). Назначение пенсии по иным основаниям также невозможно в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста на момент обращения.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее закон о страховых пенсиях, Закон № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)
Согласно п. 1.2. ст. 8 данного закона, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Судом установлено, что Ахлестина Х.Т. с заявлением о назначении страховой пенсии в пенсионный орган обращалась дважды - ДД.ММ.ГГГГ (на <данные изъяты>) и ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано истцу так же отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 4000-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 37 лет; отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (л.д. 42-43).
В страховой стаж заявителя для установления страховой пенсии по старости не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением истца в отпусках по уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, так как в соответствии с ч. 9 ст. 13 ФЗ N 400-ФЗ период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не засчитывается в страховой стаж при определении права на страховую пенсию в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 указанного закона;
Согласно спарвки <данные изъяты>», Ахлестина Х.Т., в периоды с ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (л.д. 18).
В силу ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 11 ФЗ от Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
При этом в части 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ указано, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 13 указанного закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ.
Учитывая, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ ограничен и расширению не подлежит, а периоды ухода за ребенком в данный перечень не входят, равно как и исключена возможность применения при исчислении стажа прежнего законодательства, действовавшего в период такого отпуска, суд не находит правовых оснований для включения периодов нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком в страховой стаж.
Доводы истца о необходимости применения законодательства, действовавшего в периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком и включении данных периодов в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм права.
В соответствии со ст. 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от т ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу п. 20 указанной статьи решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Поскольку нет правовых оснований для включения в страховой стаж Ахлестиной Х.Т. спорных периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а истцом не соблюдены условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, а именно отсутствует необходимый стаж работы - 37 лет для женщин, судом установлено, что решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости вынесено в соответствии с законодательством РФ, следовательно, заявленные требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Ахлестиной Х.Т. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения ГУ ОПФР по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включении периода нахождения в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ, а так же периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить Ахлестиной Х.Т. трудовую пенсию по старости, с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Гусев Е.В.
Мотивированное решение принято судом ДД.ММ.ГГГГ.