Гражданское дело № 2-490/2023
УИД 17RS0008-01-2023-000387-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Туран 13 ноября 2023 года
Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Сергеева К.А., при секретаре Байкара Р.В., с участием помощника прокурора Пий-Хемского р-на Ооржак Ш.М., представителя ответчика Золотухиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пий-Хемского района к администрации муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" об обязании заключить с МУП "Тепловик" концессионное соглашение на сети тепло и водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пий-Хемского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Муниципального образования «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее - Администрация Пий-Хемского кожууна) о возложении обязанности заключить концессионное соглашение с МУП "Тепловик" на сети тепло и водоснабжения. В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Пий-Хемского района проведена проверка соблюдения ответчиком федерального законодательства о концессионных соглашениях, по результатам которой установлено следующее. Администрация Пий-Хемского кожууна является владельцем объектов инфраструктуры – сетей тепло и водоснабжения, расположенных:
Сети теплоснабжения:
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, ул. Кочетова, сквозь школу №2, №1 с выходом на ул. Ленина протяженностью 1473,3 м., год ввода в эксплуатацию 1966.
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, от ул. Космонавтов, вдоль ул. Ленина, протяженностью 756,5 м, год ввода в эксплуатацию 1988.
Сети водоснабжения:
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, ул. Кочетова, сквозь школу №2, №1 с выходом на ул. Ленина протяженностью 1474,6 м., год ввода в эксплуатацию 1966.
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, от ул. Космонавтов, вдоль ул. Ленина, протяженностью 971,9 м, год ввода в эксплуатацию 1988.
Законом № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что указанное муниципальное имущество должно быть передано по концессионному соглашению третьему лицу, в данном случае МУП "Тепловик".
В 2018 году данные объекты сняты с баланса администрации Пий-Хемского кожууна и переданы МУП "Тепловик". Однако до настоящего времени концессионное соглашение с МУП "Тепловик" на объекты тепло и водоснабжения не заключено, что нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся потребителями услуг. Обстоятельств, объективно препятствующих осуществить мероприятия по передаче имущества по концессионному соглашению, не имеется, в связи с чем прокурор просит суд обязать ответчика заключить концессионное соглашение с МУП "Тепловик".
В судебном заседании помощник прокурора Ооржак Ш.М., исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО «Пий-Хемский кожуун» Золотухина Т.И., в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила, что на территории Пий-Хемского кожууна, МУП "Тепловик" является единственной организацией занимающейся тепло и водоснабжением населения, т.е. по сути является естественным монополистом в этой области, других конкурирующих организаций не имеется, в связи с чем оснований для заключения концессионного соглашения на передачу указанного имущества не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МУП «Тепловик», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом просил рассмотреть дело в его отсутствие. Правовой позиции по иску не представил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности является вопросом местного значения поселения.
Муниципальное имущество, в соответствии со статьей 49 Федерального закона № 131-ФЗ, составляет экономическую основу местного самоуправления.
Статьей 51 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
21.07.2005 года был принят Федеральный закон № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", целями которого, согласно ст. 1 закона, является как привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, так и обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 4 указанного закона установлено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В соответствии с п. 1 ст. 3 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из содержания ч. 3 ст. 28.1 ФЗ "О теплоснабжении", ч. 3 ст. 41.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии со ст. 13 Закона, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. ст. 21 - 22 Закона, конкурс на право заключения концессионного соглашения (далее - конкурс) может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).
Решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию принимается органом местного самоуправления.
Также Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно ч. 4.1 ст. 37 указанного Закона о концессии допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Также, согласно ч. 2 ст. 37, Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:
1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;
2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в силу действующего законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения на территории соответствующего муниципального образования.
Постановлением администрации Пий-Хемского кожууна № 437 от 30.10.2018 одобрена передача МУП "Тепловик" администрацией Пий-Хемского кожууна сетей теплоснабжения и водоснабжения, а решением Хурала представителей № 223 от 30.11.2018 утверждена передача следующих муниципальных объектов:
Сети теплоснабжения:
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, ул. Кочетова, сквозь школу №2, №1 с выходом на ул. Ленина протяженностью 1473,3 м., год ввода в эксплуатацию 1966.
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, от ул. Космонавтов, вдоль ул. Ленина, протяженностью 756,5 м, год ввода в эксплуатацию 1988.
Сети водоснабжения:
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, ул. Кочетова, сквозь школу №2, №1 с выходом на ул. Ленина протяженностью 1474,6 м., год ввода в эксплуатацию 1966.
- Республика Тыва, Пий-Хемский кожууна, г. Туран, от ул. Космонавтов, вдоль ул. Ленина, протяженностью 971,9 м, год ввода в эксплуатацию 1988.
Однако, при этом, ни стороной истца, ни стороной ответчика договора аренды на указанное передаваемое имущество, заключенного между Администрацией Пий-Хемского кожууна и МУП "Тепловик", предоставлено не было. Представитель ответчика пояснила, что не может сказать, заключался ли такой договор, при поиске документов, он не был обнаружен. Таким образом, доказательств заключения договора аренды указанного муниципального имущество, предоставлено не было.
Также следует отметить, что решение собственником имущества о передаче муниципального имущества МУП "Тепловик" по договору аренды, было принято в 2018 г., следовательно, договор аренды сторонами мог быть заключен только после этой даты. Между тем в указанной выше норме закона о концессиях, установлено, что заключение концессионного соглашения без проведения торгов, возможно в случае заключения между сторонами договора аренды имущества, заключенного до 1 июля 2010 года, что не позволяет заключить концессионное соглашение без проведения торгов.
По настоящее время Администрацией муниципального образования «Пий-Хемский кожуун» в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций», Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса, находящихся на территории муниципального образования «Пий-Хемский район» (объекты теплоснабжения, водоснабжения) не объявлен, конкурсная документация не утверждена, требования законодательства в этой части не выполняются.
Однако, возложение на ответчика – администрацию Пий-Хемского кожууна РТ обязанности заключить концессионное соглашение на использование объектов тепло и водоснабжения с конкретным лицом – МУП "Тепловик", в отсутствие, предусмотренных законом и обязательных в таком случае конкурсных процедур, как то следует из смысла закона "О концессионных соглашениях", при условии отсутствия обстоятельств, дающих возможность заключения договора концессии в без проведения торгов, означает нарушение принципа конкуренции, ограничение права других лиц на участие в проводимом конкурсе, что является недопустимым.
Исходя из изложенных обстоятельств дела, суд не усматривает правовых оснований для заключения концессионного соглашения с МУП "Тепловик" без проведения торгов, поскольку не имеется обстоятельств, дающих право на такое заключения, и указанных в ст. 37 Закона о концессиях, а именно отсутствие договора аренды на указанное имущества с МУП "Тепловик", который был бы заключен до 01 июля 2010 года, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих об инициативе сторон направленной на заключение такого соглашения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку при установленных по делу обстоятельствах надлежащим способом защиты нарушенного права является не возложение на ответчика обязанности заключить концессионное соглашение с МУП "Тепловик", а возложить обязанность провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение, однако таких требований прокурором заявлено не было.
При этом представителем истца в судебном заседании была взыскана позиция, что уточнять исковые требования истец не будет, настаивает на рассмотрении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. В отношении возникших правоотношений, такой обязанности на суд законом не возложено.
По указанным основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовелтворении заявленных требвоаний.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора Пий-Хемского района к администрации муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" об обязании заключить с МУП "Тепловик" концессионное соглашение на сети тепло и водоснабжения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Пий-Хемский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 года.
Председательствующий К.А. Сергеев