Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-451/2023 (2-3438/2022;) ~ М-3358/2022 от 26.12.2022

УИД: 66RS0009-01-2022-004225-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2023 года                               город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего Ершовой Т.Е.,

при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,

с участием прокурора Дягилевой М.В.,

представителя ответчика Яговкина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-451/2023 по исковому заявлению прокурора Пригородного района Свердловской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа об устранении нарушений законодательства о порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Пригородного района Свердловской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа, в котором просит обязать Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства о порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории <адрес>, а именно:

-    назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

-    оформить паспорта ЗС ГО, в которых указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения (при отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО);

-    провести работы по ремонту систем жизнеобеспечения укрытий с целью обеспечения возможности непрерывного пребывания в них укрываемых в течение 12 часов;

-    провести работы по обеспечению сохранности защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, ‘ герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;

-    создать звенья по обслуживанию ЗС ГО для обслуживания ЗС ГО в мирное время;

-    осуществить проверку состояния защитных сооружений ГО с записью в журнале;

-    провести работы по планово-предупредительному ремонту строительных конструкций ЗС;

-    окрасить стены и потолки защитного сооружения;

-    провести ремонтные работы по приведению инженерно-техническое оборудования (система вентиляции воздуха) в ЗС ГО исправное состояние;

-    обозначить направление пути к ЗСГО путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ПРУ;

-    произвести нумерацию дверей защитного сооружения белой краской с наружной и внутренней сторон;

-    провести расчистку путей движения, входов в ЗС ГО от посторонних предметов;

-    произвести работы по закрытию и опечатыванию санузлов, не используемых в хозяйственных целях;

-    провести работы по окраске инженерных систем внутри ЗС ГО, в том числе ЗГД, ГД, в цвета в соответствии с требованиями Приказа МЧС России ;

-    сформировать и хранить в ЗСГО документацию в соответствии с требованиями Приказа МЧС России ;

-    провести ремонт труб, расположенных в ЗС ГО;

-    провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами;

-    провести ремонт изоляции электропроводов, эксплуатируемых в ЗС ГО;

-     провести работы по обеспечению эксплуатации светильников, размещенных в ЗСГО в соответствии с предусмотренной конструкцией светильника (с предусмотренными колпаками (рассеивателями).

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Пригородного района Свердловской области совместно с сотрудниками ОНД и ПР г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории Горноуральского городского округа Свердловской области.

В ходе проведения проверки защитных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>, выявлены нарушения требований Федерального закона «О гражданской обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ (далее - Федерального закона № 28-ФЗ), Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказа МЧС РФ № 583), Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 (далее - Правил противопожарного режима в РФ), СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны», а именно:

    в нарушение п.1.3 Приказа МЧС РФ № 583, в организации, эксплуатирующей ЗС ГО, не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

    в нарушение п. 2.2 Приказа МЧС РФ № 583, для ведения учета ЗС ГО отсутствует паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения (при отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО);

-в нарушение п. 3.4.6 Приказа МЧС РФ № 583, п. 4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны», системы жизнеобеспечения укрытия не обеспечивают непрерывное пребывание в них укрываемых в течение 12 часов (частично отсутствует освещение, нарушена целостность стен, перегородок, перекрытий помещений, имеются разрушения в полу, все коммуникации жизнеобеспечения демонтированы);

    в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п.3.2.1 Приказа МЧС России № 583, не обеспечена сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитногерметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;

    в нарушение п.1.4 Приказа МЧС России № 583, для обслуживания ЗС ГО в мирное время не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО;

    в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п.4.1.1, ч. 4.1 Приказа МЧС России № 583, не осуществляется проверка состояния защитного сооружения ГО путем ежегодных осмотров с записью в журнале;

    в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; ч. 5.2 Приказа МЧС

    России № 583, не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций ЗС;

                - в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п.3.2.8 Приказа МЧС России № 583, в защитном сооружении гражданской обороны потолки и стены оштукатурены;

          - в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п.3.2.11. Приказа МЧС России № 583, инженерно-техническое оборудование (система вентиляции Правил воздуха) в ЗС ГО содержатся в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению;

- в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ»; п. 6.2.1 Приказа МЧС России № 583, обозначение ЗС ГО не осуществлено путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ПРУ;

в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28 - ФЗ, п. 6.2.2 Приказа МЧС России № 583, не произведена нумерация дверей защитного сооружения белой краской с наружной и внутренней сторон;

в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28 - ФЗ, п. 3.2.3. Приказа МЧС России № 583, пути движения, входы в ЗС ГО загромождены различными вещами мебели;

- в нарушение п.3.2.24. Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583, санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны;

- в нарушение п. 3.2.10 Приказа МЧС России № 583, инженерные системы внутри ЗС ГО, в том числе ЗГД, ГД, не окрашены в цвета в соответствии с требованиями Приказа МЧС России № 583;

- в нарушение п.3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583, в ЗС ГО отсутствует документация в соответствии с требованиями Приказа МЧС России № 583;

- в нарушение п.3.2.7 Приказа МЧС России № 583, помещения ЗС ГО сырые (капает с труб);

- в нарушение п. 15 Правил противопожарного режима в РФ, в подвальном этаже здания руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами;

                   - в нарушение п. 3.5.1 Приказа МЧС России № 583, пп. «а» п.35 Правил противопожарного режима в РФ, в ЗС ГО электропровода эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции;

                    - в нарушение пп. «в» п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, на объекте защиты в помещении укрытия светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Согласно информации Территориального управления Федерального по управлению государственным имуществом в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресам: <адрес>, исключены из реестра федерального имущества, по причине передачи в муниципальную собственность.

Не устранение указанных нарушений может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения требований являются существенными и создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан при возникновении пожара в помещении защитного сооружения.

Помощник прокурора Пригородного района Свердловской области Дягилева М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Яговкин А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что паспорта защитных сооружений имеются, в них отражены технические характеристики сооружений. Дополнительно указал, что в настоящее время ведутся работы по исключения сооружения расположенного в <адрес> из реестра защитных сооружений, в связи с ежегодным подтоплением сооружения талыми водами. Остальные объекты не соответствуют требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям, и расходование средств на их ремонт приведет к не целевому использованию бюджетных средств. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица ОНД города Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам вручены копия искового заявления и приложенные к ним документы, обосновывающие исковые требования, копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие или учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением имущества.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28 - ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28 - ФЗ), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу ст. 2 Федерального закона от 12.02 Л998 № 28 - ФЗ, одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28 - ФЗ, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

        В пункте 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - 131-ФЗ) предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиям для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

        В соответствии с п. 1.3 Правил, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Пунктом 1.4. правил установлено, что для обслуживания ЗС ГО в мирное |время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по назначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.

        На основании п. 2.2. Правил, документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных донов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию;

при изменении типа ЗС ГО;

при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.

При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, дозволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.

Согласно п. 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитных сооружений донской обороны (далее - ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности выполняться требования по обеспечению постоянной готовности умещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с п. 3.2.3 Правил, пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.

Согласно п. 3.2.7. Правил, помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

На основании п. 3.2.8. Правил, оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона.

Согласно п. 3.2.10 Правил, стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.

Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно- технического оборудования.

Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:

в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;

в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;

в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;

в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;

в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;

в коричневый - трубы системы отопления;

в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы.

В соответствии с 3.2.11 Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Пунктом 3.2.24 Правил установлено, что санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт.

Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

Расконсервация санузлов должна выполняться в установленные сроки при переводе ЗС ГО на режим убежища (укрытия).

На основании п. 3.4.6. Правил, с введением режима ЧС (при их угрозе и возникновении), в случае необходимости,» организуется укрытие людей в ЗС ГО.

Системы жизнеобеспечения ЗС ГО должны обеспечивать непрерывное пребывание в них укрываемых: в ПРУ и убежищах - в течение 48 часов, в укрытиях -12 часов, а на АЭС - до 5 суток.

Воздухоснабжение, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В убежищах, расположенных в зонах возможных опасных концентраций АХОВ, возможных массовых пожаров, возможных сильных разрушений атомных станций и возможного

катастрофического затопления, должен обеспечиваться режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.

На основании п. 3.5.1 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" 1, в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.

Согласно п. 3.6. Правил, в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.

Пунктом 4.1.1. Правил установлено, что оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО.

Специальные осмотры проводятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.

Пунктом 5.2.1 Правил установлено, что в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.

К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации.

К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов.

При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.

Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.

Согласно пункту 5.2.3 Правил, окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью:

при клеевой окраске - не более 3 лет;

при масляной окраске - не более 5 лет;

при известковой окраске - не более 3 лет.

Окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год.

Окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды,

    - не менее 2 раз в год.

В соответствии с пунктом 5.2.4. Правил, перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов.

В первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения.

Ликвидация течей может быть осуществлена путем устройства защитных гидроизоляционных покрытий; восстановления поврежденных участков гидроизоляции; устройства дренажа вокруг сооружения; уплотнения бетонных и железобетонных конструкций инъекцированием (нагнетанием в трещины и другие дефектные места тампонажной смеси). Состав тампонажной смеси подбирается в зависимости от обводненности ограждающих конструкций и размера трещин.

Могут быть применены и другие способы восстановления гидроизоляционных свойств ограждающих конструкций.

Согласно пункту 6.2.1. Правил, обозначению подлежат все ЗС ГО.

Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО.

Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 х 60 см, внутри которого указываются: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должности и фамилии ответственных лиц).

Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см (Приложение N 4).

В соответствии с пунктом 6.2.2. Правил, на всех защитных и защитногерметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней сторон: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения.

В соответствии с п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе объектов с массовым пребыванием людей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

На основании п. 3 ст. 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер и не преследует цель защиты исключительно прав хозяйствующих субъектов.

Судом установлено, что прокуратурой Пригородного района Свердловской области совместно с сотрудниками ОНД и ПР г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории Горноуральского городского округа Свердловской области.

В ходе проведения проверки защитных сооружений, расположенных по адресам: <адрес>, выявлены нарушения требований Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ (далее - Федерального закона № 28-ФЗ), Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказа МЧС РФ № 583), Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 (далее - Правил противопожарного режима в РФ), СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны», а именно:

    в нарушение п.1.3 Приказа МЧС РФ № 583, в организации, эксплуатирующей ЗС ГО, не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

    в нарушение п. 2.2 Приказа МЧС РФ № 583, для ведения учета ЗС ГО отсутствует паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения (при отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО);

-в нарушение п. 3.4.6 Приказа МЧС РФ № 583, п. 4.1 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны», системы жизнеобеспечения укрытия не обеспечивают непрерывное пребывание в них укрываемых в течение 12 часов (частично отсутствует освещение, нарушена целостность стен, перегородок, перекрытий помещений, имеются разрушения в полу, все коммуникации жизнеобеспечения демонтированы);

    в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п.3.2.1 Приказа МЧС России № 583, не обеспечена сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитногерметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;

    в нарушение п.1.4 Приказа МЧС России № 583, для обслуживания ЗС ГО в мирное время не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО;

    в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п.4.1.1, ч. 4.1 Приказа МЧС России № 583, не осуществляется проверка состояния защитного сооружения ГО путем ежегодных осмотров с записью в журнале;

    в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; ч. 5.2 Приказа МЧС

    России № 583, не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций ЗС;

                - в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п.3.2.8 Приказа МЧС России № 583, в защитном сооружении гражданской обороны потолки и стены оштукатурены;

          - в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п.3.2.11. Приказа МЧС России № 583, инженерно-техническое оборудование (система вентиляции Правил воздуха) в ЗС ГО содержатся в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению;

- в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ»; п. 6.2.1 Приказа МЧС России № 583, обозначение ЗС ГО не осуществлено путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ПРУ;

в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28 - ФЗ, п. 6.2.2 Приказа МЧС России № 583, не произведена нумерация дверей защитного сооружения белой краской с наружной и внутренней сторон;

в нарушение п. 1, ст. 9 Федерального закона № 28 - ФЗ, п. 3.2.3. Приказа МЧС России № 583, пути движения, входы в ЗС ГО загромождены различными вещами мебели;

- в нарушение п.3.2.24. Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583, санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны;

- в нарушение п. 3.2.10 Приказа МЧС России № 583, инженерные системы внутри ЗС ГО, в том числе ЗГД, ГД, не окрашены в цвета в соответствии с требованиями Приказа МЧС России № 583;

- в нарушение п.3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583, в ЗС ГО отсутствует документация в соответствии с требованиями Приказа МЧС России № 583;

- в нарушение п.3.2.7 Приказа МЧС России № 583, помещения ЗС ГО сырые (капает с труб);

- в нарушение п. 15 Правил противопожарного режима в РФ, в подвальном этаже здания руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами;

                   - в нарушение п. 3.5.1 Приказа МЧС России № 583, пп. «а» п.35 Правил противопожарного режима в РФ, в ЗС ГО электропровода эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции;

                    - в нарушение пп. «в» п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, на объекте защиты в помещении укрытия светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Согласно информации Территориального управления Федерального по управлению государственным имуществом в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресам: <адрес>, исключены из реестра федерального имущества, по причине передачи в муниципальную собственность.

В материалы дела представлены паспорта убежищ, расположенных по адресам: <адрес>.

Факт выявленных нарушений подтверждается сведениями ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области № 1554-4-34-10 от 27.10.2022 г.

Наличие и объем выявленных нарушений ответчиком не оспаривается.

Доказательств устранения, выявленных нарушений, суду на момент рассмотрения дела не представлено.

С учетом указанных обстоятельств, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Предложенный прокурором срок устранения нарушений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным с учетом значимости объекта, объема необходимых денежных средств, заключения договоров на выполнение работ, производства работ. При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной, сумма государственной пошлины взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 12, 209, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений законодательства о порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны удовлетворить.

Обязать Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства о порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Горноуральского городского округа <адрес>, а именно:

-    назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

-    провести работы по ремонту систем жизнеобеспечения укрытий с целью обеспечения возможности непрерывного пребывания в них укрываемых в течение 12 часов;

-    провести работы по обеспечению сохранности защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, ‘ герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;

-    создать звенья по обслуживанию ЗС ГО для обслуживания ЗС ГО в мирное время;

-    осуществить проверку состояния защитных сооружений ГО с записью в журнале;

-    провести работы по планово-предупредительному ремонту строительных конструкций ЗС;

-    окрасить стены и потолки защитного сооружения;

-    провести ремонтные работы по приведению инженерно-техническое оборудования (система вентиляции воздуха) в ЗС ГО исправное состояние;

-    обозначить направление пути к ЗСГО путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ПРУ;

-    произвести нумерацию дверей защитного сооружения белой краской с наружной и внутренней сторон;

-    провести расчистку путей движения, входов в ЗС ГО от посторонних предметов;

-    произвести работы по закрытию и опечатыванию санузлов, не используемых в хозяйственных целях;

-    провести работы по окраске инженерных систем внутри ЗС ГО, в том числе ЗГД, ГД, в цвета в соответствии с требованиями Приказа МЧС России № 583;

-    сформировать и хранить в ЗСГО документацию в соответствии с требованиями Приказа МЧС России № 583;

-    провести ремонт труб, расположенных в ЗС ГО;

-    провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами;

-    провести ремонт изоляции электропроводов, эксплуатируемых в ЗС ГО;

-     провести работы по обеспечению эксплуатации светильников, размещенных в ЗСГО в соответствии с предусмотренной конструкцией светильника (с предусмотренными колпаками (рассеивателями).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и/или принесения апелляционного представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Мотивированное решение по делу изготовлено 25 января 2023 года.

<...>

<...>

Судья                                        Ершова Т.Е.

2-451/2023 (2-3438/2022;) ~ М-3358/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пригородного района Свердловской области
Ответчики
Администрация ГГО
Другие
ОНД города Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Ершова Т.Е.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
30.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2023Судебное заседание
25.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2024Дело оформлено
19.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее