№2-1145/2023
70RS0004-01-2023-000634-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Галицкой С.В.,
с участием:
истца Юркова М.Б.,
представителя истца Сугаковой О.А., действующей по устному ходатайству,
помощника прокурора Советского района г.Томска Литвиненко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, ФИО8 ФИО9, в лице законного представителя ФИО1, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен аварийного,
установил:
Колесова Н.В., Юрков М.Б., ФИО3, в лице законного представителя Юркова М.Б., обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,9 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>. Также просили взыскать с ответчика в пользу Юркова М.Б. судебные расходы в размере 3998 руб. 24 коп., из которых: 300 рублей- расходы по уплате государственной пошлины, 3698 руб. 24 коп. – расходы по оплате выписки из БТИ.
В обоснование иска указано, что истец Юрков М.Б. является нанимателем жилого помещения, расположенного в коммунальной <адрес> по адресу: <адрес>, на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ №». В указанном жилом помещении истец Юрков М.Б. зарегистрирован вместе с супругой Колесовой Н.В. и сыном ФИО3 Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Ленинского района г.Томск, в том числе, и Комитет жилищной политики администрации Города Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц; также после окончательного отселения жильцов принять меры к сносу многоквартирных домов, указанных в п.5 настоящего постановления. Во исполнение постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Юркову М.Б. из маневренного фонда представлено жилое помещение – <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из 1 комнаты, общей площадью 13,0 кв.м. для временного проживания в нем. На сегодняшний день администрацией г.Томска благоустроенное жилое помещение взамен аварийного истцам не предоставлено.
Истец Колесова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Истец Юрков М.Б., представитель истца поддержали в судебном заседании исковые требования, по основаниям изложенным в иске. Истец дополнительно пояснил, что с 2015 года проживает с семьей в маневренном жилом помещении. В договоре найма жилого помещения маневренного фонда срок не указан.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. От представителя поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик просит отказать в удовлетворении иска, поскольку доказательств того, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в материалы дела не представлено.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения истца, представителя истца, заключение помощника прокурора, изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч. 2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ №» ФИО1 признан нанимателем жилого помещения, жилой площадью 19,2 кв.м., расположенного в коммунальной квартире по адресу: <адрес>.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «УК «Правобережная», следует, что наниматель Юрков М.Б. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, совместно с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы: Колесова Н.В. (супруга) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт родственных отношений подтверждается свидетельством о заключении брака I-OM №, свидетельством о рождении II-OM №.
Согласно ст.54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
По смыслу приведенных положений закона непригодность жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для выселения граждан из такого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с постановлением мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес>.
Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 7 указанного постановления на администрацию района возложена обязанность совместно с комитетом жилищной политики администрации <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещения, расположенных в многоквартирных домах, указанных в пункте 5 постановления.
Многоквартирный дом по указанному адресу был признан аварийным на основании отчета МБУ «Проектно-сметное бюро» в 2011 году. Согласно выводам эксперта, указанных в заключении Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, крыша, фундамент, стены, перекрытия жилого дома находятся в недопустимом состоянии, выявленные деформации свидетельствуют о снижении несущей способности конструктивных элементов и эксплуатационных характеристик.
Иного жилого помещения у истцов в собственности не имеется, что подтверждается ответом из Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из информационного письма администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, Юрков М.Б. с составом семьи: Колесовой Н.В., ФИО3 были признаны малоимущими гражданами в соответствии с Законом Томской области «О порядке признания граждан малоимущими гражданами в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2, п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании ч.6 ст.4 Закона Томской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ. Учетный номер в едином списке учета – 2614, в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит -204.
Согласно договору социального найма жилого помещения маневренного № от ДД.ММ.ГГГГ Юркову М.Б. в связи с признанием дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, предоставлено в найм жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью 13 кв.м. по адресу: <адрес>.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцом жилого помещения на протяжении уже длительного времени, суд приходит к выводу, что поскольку <адрес> в <адрес> еще в 2013 году признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
При этом доказательств принятых органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома, суду не представлено.
Более того, из вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья, регулируется специальными нормами, в связи с чем, в случае объективной нуждаемости в обеспечении жильем в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем требованиям безопасности, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ, не требуется.
При признании дома аварийным выселение из него согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ производится в обязательном порядке в целях охраны жизни и здоровья проживающих в нем граждан с предоставлением всем лицам, имеющим право пользования жилым помещением, иного жилого помещения.
Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.
Доказательств отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
При этом следует учитывать, что Жилищный кодекс РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма, а потому суд приходит к выводу на необходимость применения в данном случае в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ по аналогии положений статей 15, 16, 42 Жилищного кодекса РФ.
Исходя из содержания положений названных статей Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
При определении площади подлежащего предоставлению истцам жилого помещения суд руководствуется техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с экспликацией к поэтажному плану строения, согласно которому общая площадь <адрес> доме по <адрес> составляет 61,4 кв.м. (жилая площадь 42,3 кв.м., площадь в местах общего пользования 19,1 кв.м).
Поскольку данная квартира является коммунальной, расчет площади помещения, подлежащего предоставлению истцам взамен аварийного, производится следующим образом:
19,2 кв.м. (площадь комнаты истцов) * 100 (%)/ 42,3 кв.м. (общая площадь жилых помещений) = 45,4 %
Следовательно, площадь мест общего пользования, приходящаяся на квартиру истцов, составляет:
19,1 кв.м. (площадь мест общего пользования) х 45,4%/100 = 8,7 кв.м. (доля истцов в площади мест общего пользования пропорционально их доле в жилой площади квартиры).
Таким образом, площадь помещения, подлежащего предоставлению истцам взамен аварийного, составляет 27,9 кв.м. (19,2 кв.м. + 8,7 кв.м.).
Принимая во внимание то обстоятельство, что в указанном жилом помещении зарегистрированы члены семьи нанимателя при предоставлении жилого помещения необходимо учитывать право пользования жилым помещением ФИО2, ФИО8 Артёма ФИО3.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности по предоставлению истцу, с учетом права пользования жилым помещением ФИО2, ФИО8 Артёма ФИО3 вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 27,9 кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, взамен аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Согласно ч.1 ст.98 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, и другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно разъяснениям, данным в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
При обращении в суд истцом Юрковым М.Б. уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб., что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку государственная пошлина оплачена самим Юрковым М.Б., данные расходы по уплате госпошлины подлежат возмещению ответчиком в размере 300 руб. в пользу Юркова М.Б.
Как установлено в судебном заседании, в целях судебной защиты своих прав истец Юрков М.Б. был вынужден понести расходы по оплате выписки из ООО «Ростехинвентаризация- БТИ» в размере 3698 руб. 24 коп., что подтверждается самой выпиской, чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные расходы иначе как необходимые расценены быть не могут, поскольку понесены истцом для защиты своего нарушенного права и явились основанием для инициирования судебного процесса, а потому, с учетом удовлетворения судом исковых требований, подлежат возмещению ответчиком в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2, ФИО1, ФИО10, в лице законного представителя ФИО1, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г.Томска предоставить ФИО1 с учетом права пользования ФИО2, ФИО11 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 27,9 кв.м взамен аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Взыскать с Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счет средств муниципальной казны в пользу Юркова Максима Борисовича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт №, выдан ... ДД.ММ.ГГГГ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате выписки из ООО «Ростехинвентаризация- БТИ» в размере 3698 руб. 24 коп.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30.03.2023
Судья (подпись)