РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кирилловой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 77RS0016-02-2023-015377-48 (2-1747/2024) по иску Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «ФИО1 железные дороги» в лице структурного подразделения Центральной дирекции управления движением о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд <адрес обезличен> по подсудности из Басманного районного суда <адрес обезличен> поступило гражданское дело по иску Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ФИО1 железные дороги» в лице структурного подразделения Центральной дирекции управления движением о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности.
В обоснование иска указано,чтоИркутской транспортной прокуратурой по поручению Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от <Дата обезличена> <Номер обезличен> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки деятельности Восточно-Сибирской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» выявлены нарушения требований Федерального закона РФ от<Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ «О транспортной безопасности»), Постановления Правительства РФ от<Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» (далее - ПостановлениеПравительства <Номер обезличен>).
В ходе проведенной проверки установлено, что железнодорожная <адрес обезличен>-Сибирской железной дороги <Дата обезличена> внесена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, <Дата обезличена> ейприсвоена 2 категория.
План обеспечения транспортной безопасности станции утвержден<Дата обезличена>, указанным планом предусмотрено привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в течение 4-х месяцев. Вместе с тем, проверочными мероприятиями, проведенными в феврале 2023 года, установлено отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности.
По фактам допущенных нарушений <Дата обезличена> начальнику Восточно-Сибирской дирекции управления движением внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения меры прокурорского реагирования <Дата обезличена> получен ответ о привлечении сил обеспечения транспортной безопасности для охраны <адрес обезличен> только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Учитывая изложенное, в настоящий момент на категорированной <адрес обезличен> в полном объеме не соблюдаются требования по обеспечению транспортной безопасности.
Указанные нарушения в виде отсутствия охраны могут повлечь совершение актов незаконного вмешательства и, как следствие, большое количество человеческих жертв, причинение вреда жизни и здоровью людей, возникновение аварий и чрезвычайных ситуаций в транспортной сфере.
На основании вышеизложенного, истец просит суд обязать ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции управлениядвижением в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «в» п. 5 Постановления Правительства РФ от<Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности дляразличных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» образовать и привлечь для защиты <адрес обезличен>-Сибирской железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник Иркутского транспортного прокурораФИО3 поддержал требования искового заявления, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО4 с исковым заявлением не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, приказом ФСТ России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-т «О включении организаций в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте» Общество включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности регламентированы Федеральным законом от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Пунктами 1 и 10 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности (состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (часть 9 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Подпунктом «а» части 5 статьи 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.
В соответствии с частью 3 статьи 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что железнодорожная станция Кая Восточно-Сибирской железной дороги включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (реестровый номер ЖСГ506179), <Дата обезличена> указанному объекту присвоена 2 категория опасности.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу части 1.2 статьи 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» план обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры определяет меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроков их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от <Дата обезличена> N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
В целях реализации положений Федерального закона «О транспортной безопасности» Правительством Российской Федерации утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Так, подпунктом «в» пункта 5 вышеуказанных Требований предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:
- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Подпунктом «ж» пункта 5 Требований установлена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки.
Судом установлено, что план обеспечения транспортной безопасности станции утвержден<Дата обезличена>, указанным планом предусмотрено привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры в течение 4-х месяцев. Вместе с тем, проверочными мероприятиями, проведенными в феврале 2023 года, установлено отсутствие привлеченных сил обеспечения транспортной безопасности.
Из информации Восточно-Сибирской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от 28.02.2023№ исх-1303/ВСИБ Дследует, что привлечение сил обеспечения транспортной безопасности для охраны <адрес обезличен> предусмотрено только после полного оснащения железнодорожной станции техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности в соответствии п. 2 ст. 9, пп. 1 п. 2 ст. 13 ФЗ «О транспортной безопасности». Законодатель не требует одномоментного исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности по всем объектам, оснащение объектов проводится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД».
Вместе с тем, из представленных материалов дела судом установлено, что до настоящего времени транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Кая Восточно-Сибирской железной дороги не обеспечена, подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> для защиты железнодорожной станции Игирма не образованы и не привлечены.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией ОАО «РЖД» от <Дата обезличена>, направленной в адрес Иркутского транспортного прокурора, а равно возражениями представителя ответчика, подтвердившего факт того, что к реализации утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности в отношении станции Кая Общество до настоящего времени не приступило.
В то же время, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, является одной из задач противодействия терроризму (п. п. «д» п. 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации <Дата обезличена>).
Таким образом, судом достоверно установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, ответчиком не образованы и не привлечены для защиты железнодорожной станции Кая Восточно-Сибирской железной дороги (реестровый номер ЖСГ506179) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.
При этом указанное бездействие ответчика создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на иск, о том, что, поскольку, реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, поэтому они не могут быть выполнены одновременно в отношении всех объектов транспортной инфраструктуры, суд находит несостоятельными, поскольку указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц, а также непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, а также создают угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, что подтверждает необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер по обеспечению требований транспортной безопасности.
В соответствии со статьей 206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Вместе с тем, рассматривая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд, учитываяхарактер нарушенных обязанностей, важности защищаемых отношений и объектов, пояснения представителя ответчика о необходимости обеспечения транспортной безопасностьюбольшого количества объектов транспортной инфраструктуры,полагает возможным установить срок для исполнения обязательства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом видов подлежащих выполнению работ.
Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности, так и в совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд считает необходимым исковые требования Иркутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «ФИО1 железные дороги» о возложении обязанности по обеспечению транспортной безопасности спорного объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.
Согласно ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, чтоИркутский транспортный прокурор освобожден от обязанности уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, и его исковые требования удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образованиягосударственная пошлина в размере 300 руб., исчисленная в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать ОАО «ФИО1 железные дороги» в лице Центральной дирекции управлениядвижением в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «в» п. 5 Постановления Правительства РФ от<Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортнойинфраструктуры железнодорожного транспорта» образовать и привлечь для защиты <адрес обезличен>-Сибирской железной дороги в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
Взыскать с ОАО «ФИО1 железные дороги» в лице Центральной дирекции управлениядвижением(ИНН 7708503727) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Т.В. Кириллова
Мотивированное решение суда изготовлено <Дата обезличена>.
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....