Дело № 2-2790/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2018 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Прытковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Валеевой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарипова Алмаза Тагировича к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» о взыскании задолженности по оплате труда за работу в праздничные дни, компенсацию за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Шарипов А.Т. обратился в суд с иском к ООО «Агроторг» о взыскании задолженности по оплате труда за работу в праздничные дни, компенсацию за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец работает в ООО «Агроторг» в обособленном структурном подразделении – распределительный центр «Лаишево» в должности специалиста. Трудовым договором истцу установлен размере должностного оклада в 19 900 рублей, с мая 2017 года размер должностного оклада истца составляет 27 000 рублей. За период с марта 2017 года по март 2018 года истец работал в выходные и праздничные дни, оплата труда за указанные дни была произведена в одинарном размере. Ссылаясь на нарушение прав работника, с учетом уточненных требований, истец просил: взыскать с ответчика задолженность по оплате труда за работу в праздничные дни 08 марта 2017 года, 08 мая 2017 года, 12 и 25 июня 2017 года, 30 августа 2017 года, 01 сентября 2017 года, 02, 05, 08 января 2018 года, 23 февраля 2018 года, 08 марта 2018 года в общем размере 19 643 рубля 09 копеек, компенсацию за задержку выплаты в размере 1 927 рублей 39 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Хайруллин А.Ф. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Агроторг» Ерулаева С.А. в судебном заседании иск не признала, заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 22, 56 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату за выполненную им работу в полном размере.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (частями первой и второй статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Материалами дела установлено, что согласно условиям трудового договора от 31 декабря 2015 года Шарипов А.Т. принят на работу в ООО «Агроторг», структурное подразделение Группа управления товарными запасами/Распределительный центр «Лаишево» на должность специалиста. Пунктом 5.2.1 трудового договора истцу за выполнение трудовых обязанностей установлена заработная плата в виде должностного оклада в размере 19 900 рублей.
Пунктом 4.1 трудового договора работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодов один календарный год, нормальное число рабочих часов за указанный учетный период определяется исходя из еженедельной продолжительности рабочего времени равной 40 часам.
Как следует из табелей учета рабочего времени и расчетных листков Шарипов А.Т. осуществлял работу по графику сменности, при этом оплата труда рассчитывалась исходя из количества отработанных работником часов по дневным и часовым тарифным ставкам.
Из табелей учета рабочего времени и расчетных листков за спорный период следует, что истец осуществлял работу в праздничные дни 08 марта 2017 года, 12 июня 2017 года, 30 августа 2017 года, 02 января 2018 года, 05 января 2018 года, 23 февраля 2018 года, оплата за работу в которые произведена работодателем в одинарном размере. Оставшиеся, заявленные истцом дни: 08 мая 2017 года, 26 июня 2017 года, 01 сентября 2017 года, 08 января 2018 года, 08 марта 2018 года, для истца рабочими днями не являлись, что следует из табелей учета рабочего времени.
В ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации сказано, что выполнение работы в нерабочий праздничный день является разновидностью работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в связи с чем работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации сказано, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
Перечень праздничных дней установлен в ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Также к нерабочим праздничным дням относятся религиозные праздники, объявленные в субъекте РФ (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; разд. 1 Рекомендаций Роструда, утвержденных Протоколом от 02.06.2014 N 1; Постановление Президиума ВС РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11). При этом действие законов субъекта Российской Федерации распространяется на все организации, включая филиалы, осуществляющие деятельность в данном субъекте Российской Федерации.
Гарантии, установленные ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяются на всех работников независимо от режима рабочего времени (пятидневной рабочей недели, сменной работы и т.д.).
Таким образом, если рабочая смена по графику совпала с нерабочим праздничным днем, в этом случае работа в праздники оплачивается в соответствии с нормами ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, так как они установлены для всех работников без исключения.
Исходя из вышеприведенных положений закона, оплата труда в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате труда за работу в выходные дни 08 марта 2017 года, 12 июня 2017 года, 30 августа 2017 года, 02 января 2018 года, 05 января 2018 года, 23 февраля 2018 года, являются обоснованными. Расчет задолженности за указанные дни истец произвел исходя из размера почасовой ставки, определенной количеством часов, отработанных в соответствующем месяца по данным расчетных листков и размера произведенных за них выплат, что, в общем, составляет 12 588 рублей 98 копеек. Суд перепроверил расчет, произведенный истцом, и установил, что расчет арифметически и методологически верен, соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, оснований не согласиться с расчетом не имеется, ввиду изложенного, требования истца о взыскании задолженности по оплате труда в праздничные дни в размере подлежат удовлетворению в размере 12 588 рублей 98 копеек.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора.
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно условиям п. 5. 4 трудового договора заработная плата выплачивается каждые полмесяца за фактически отработанное время работником время в следующие сроки: за первую половину месяца – 28 числа текущего месяца, за вторую половину месяца – 13 числа месяца, следующего за отработанным.
Учитывая, что обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности по оплате труда, истец мог узнать о нарушении своих прав еще в установленный день её выплаты, то на момент обращения в суд с иском 05 апреля 2018 года, с учетом применения положений закона, по заявленным требованиям о взыскании задолженности по заработной плате за работу в праздничные дни за период с марта 2017 года по февраль 2018 года, срок для защиты прав не пропущен.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При установленном нарушении сроков выплаты заработной платы, в соответствии по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежат частичному удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплаты заработной платы за работу в праздничные дни 08 марта 2017 года, 12 июня 2017 года, 30 августа 2017 года, 02 января 2018 года, 05 января 2018 года, 23 февраля 2018 года исходя из установленных трудовым договором сроков выплаты заработной платы, что составляет 1 364 рубля 13 копеек:
оплата за 08 марта 2017 года срок задержки выплаты в размере 531 рубль 11 копеек за период с 13 апреля 2017 года по 05 июня 2018 года – 123 рубля 23 копейки;
оплата за 12 июня 2017 года срок задержки выплаты в размере 2 391 рубль 48 копеек за период с 13 июля 2017 года по 05 июня 2018 года – 410 рублей 14 копеек;
оплата за 30 августа 2017 года срок задержки выплаты в размере 2 221 руль 38 копеек за период с 13 сентября 2017 года по 05 июня 2018 года – 307 рублей 62 копейки;
оплата за 02 и 05 января 2018 года срок задержки выплаты в размере 8 789 рублей 69 копеек за период с 13 февраля 2018 года по 05 июня 2018 года – 486 рублей 07 копеек;
оплата за 23 февраля 2018 года срок задержки выплаты в размере 655 рублей 33 копейки за период с 13 марта 2018 года по 05 июня 2018 года – 27 рублей 07 копеек.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что нарушены трудовые права истца, в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости и полагает необходимым взыскать 2 000 рублей, отказав во взыскании в остальной части, заявленной истцом.
Таким образом, исходя из всей совокупности установленных по делу фактов и обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу части 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом заявлено требование о возмещении ответчиком расходов, понесенных в связи с настоящим делом на оплату юридических услуг в размере 15 000 рублей.
Расходы подтверждены допустимыми доказательствами – договором оказания юридических услуг от 05 марта 2018 года и распиской от 05 марта 2018 года о получении денежных средств в счет оплаты по договору.
Принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены частично, то истец вправе требовать от ответчика возмещения расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При определении критериев разумности суммы в возмещение расходов на оплату услуг представителя, суд принимает во внимание количество и объем подготовленных им процессуальных документов, характер и сложность дела, продолжительность его рассмотрения, количество судебных заседаний, соотношение судебных расходов с объемом защищаемого права, и с учетом всех этих обстоятельств, полагает, что расходы подлежат возмещению в размере 15 000 рублей.
На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом частичного удовлетворения требований истца, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования подлежит взысканию госпошлина в размере 858 рублей 12 копеек (300 рублей+558 рублей 12 копеек), от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Шарипова Алмаза Тагировича к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» о взыскании задолженности по оплате труда за работу в праздничные дни, компенсацию за задержку выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» в пользу Шарипова Алмаза Тагировича задолженность по оплате труда за работу в праздничные дни в размере 12 588 рублей 98 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период в размере 1 364 рублей 13 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» в пользу бюджета муниципального образования госпошлину в размере 858 рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Прыткова Е.В.