Дело № 2-2595/2024
73RS0001-01-2024-003095-25
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2024 года город Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Денисовой М.А.,
при секретарях Айметдиновой А.Э., Платовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салаховой А.М. к обществу с ограниченной ответственностью «МН «Сервис», администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать автомобильную стоянку,
УСТАНОВИЛ:
Салахова А.М. обратилась в суд с иском к ООО «МН «Сервис» о возложении обязанность ликвидировать автомобильную стоянку.
В обоснование требований указала, что она является собственником земельного участка и индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
В нарушение ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, требований таблицы 7.1.1 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, у жилого дома <адрес> собственниками квартир в доме по <адрес> управление которым осуществляет ООО «МН Сервис», организована открытая стоянка автотранспортных средств. При этом разрыв между жилыми помещениями дома <адрес> и открытой автостоянкой составляет менее 10 м, которое является минимально допустимым расстоянием.
Указанный факт нарушает ее права на благополучную экологическую обстановку, так и права несовершеннолетних членов ее семьи, поскольку постоянная работа двигателей припаркованных на указанной автостоянке транспортных средств и идущие от них выхлопные газы поступают в окна жилых помещений в принадлежащим ей индивидуальном жилом доме.
Незаконность размещения автомобильной стоянки подтверждается материалами проверки Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области и прокуратуры Ленинского района г.Ульяновска.
Так, ООО «МН Сервис» Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области 12.09.2023 выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 1022. Прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска в адрес главы г.Ульяновска вносилось представление от 08.11.2023 о необходимости устранения нарушений закона.
Между тем, до настоящего времени нарушения не устранены, стоянка транспортных средств не ликвидирована.
Просит признать незаконными действия ООО «МН Сервис» по размещению автомобильной стоянки на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на границе с земельным участком по адресу: <адрес>; обязать ООО «МН Сервис» ликвидировать автомобильную стоянку транспортных средств на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на границе с земельным участком по адресу: <адрес>
Судом на основании ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация г.Ульяновска, УМС администрации г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Истец Салахова А.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что по сведениям, установленным в рамках проведения проверки по ее обращению в Управление Роспотребнадзора, согласно проектной документации на земельном участке с кадастровым номером :883 под строительство МКД предусмотрена стоянка автомобильного транспорта. Фактически на стоянке размещено 13 парковочных мест, вместо 10, в связи с чем расстояние должно быть не мене 15 м от окон ее дома. Стоянка должна быть охраняемая, обособленная, освещенная, с камерами наблюдения, оборудованным въездом и выездом, при этом в качестве ограждения не должен использоваться ее забор. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска Утриванов Н.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что земельный участок по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования – под строительство многоквартирного жилого дома. На данный земельный участок выдано разрешение на строительство от 19.03.2021, которое оспорено не было. Многоквартирный жилой дом по указанному адресу введен в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также не оспорено. Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке стоянка автомобилей, зарегистрированная как объект недвижимости, отсутствует. Согласно проектной документации многоквартирного жилого дома <адрес>, схемой планировочной организации земельного участка запроектированы гостевые парковочные места, по отношению к которым разрывы до жилых домов не устанавливаются законом. Таким образом, отсутствует нарушение требований законодательства в области санитарных норм. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ООО «МН Сервис» Токарь С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что управляющая компания не является собственником или иным правообладателем земельного участка по адресу<адрес>. ООО «МН Сервис» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> с 01.01.2023 на основании договора решения общего собрания собственников МКД от 26.12.2022. Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдавалось Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска. Застройщиком многоквартирного жилого дома являлось ООО «Волга Строй Спец Тех Монтаж». Согласно проектной документации на земельном участке под строительство многоквартирного жилого дома предусмотрена стоянка автомобильного транспорта на 10 машино-мест. Согласно таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 открытие автостоянки и паркинги вместимостью 10 и менее машино-мест могут быть расположены до 10 м от фасадов жилых домов, что соответствует фактическому расстоянию от автостоянки многоквартирного дома до фасада жилого дома истца. Просил в удовлетворении иска отказать, после перерыва в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска Новикова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что участок автомобильной дороги по <адрес> протяженностью 140 м включен в реестр муниципальной собственности в соответствии с постановлением администрации г.Ульяновска от 12.02.2008 № 1294 и передан в оперативное управление Управлению. Муниципальная стоянка по указанному адресу отсутствует, обращения по вопросу согласования размещения парковочных мест (стоянок) по указанному адресу в адрес Управления не поступали. Таким образом, размещение автомобильной стоянки на земельном участка с кадастровым номером № Управлением не согласовывалось. Просила в удовлетворении исковых требований отказать, после перерыва в судебное заседание не явилась.
Представители ответчиков УМС администрации г.Ульяновска, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено, в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому в ходе рассмотрения обращения Салаховой А.М. по вопросу нарушения градостроительного законодательства при проектировке, оборудовании и обслуживании автомобильной парковки, в соответствии с положениями ч.1 ст. 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 246-ФЗ, в целях профилактики нарушений обязательных требований, ООО «МН Сервис» объявлено и размещено в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» Генеральной прокуратуры РФ предостережение № 1022 от 12.09.2023 о принятии мер по недопущению возможных нарушений требований таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 при эксплуатации автомобильной парковки по адресу: <адрес>. Просят рассмотреть дело без участия своего представителя, решение оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено, в заявлении просят о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, решение оставляют на усмотрение суда.
Представители третьих лиц УМВД России по Ульяновской области, ООО «Волга Строй Спец Тех Монтаж», прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещались надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты нарушенных прав определены в ст. 12 ГК РФ.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право.
Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В обоснование исковых требований Салахова А.М. указала, что с нарушением расстояния, указанного в таблице 7.1.1 Санитарных правил от торца и окон ее дома, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) расположена автостоянка, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду и, как следствие, на ее здоровье.
Разрешая возникший спор, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в Федеральном законе № 52-ФЗ понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, которое обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статьи 1 и 2).
В силу Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания (пункт 1). Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья (пункт 2). Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений (пункт 3).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.), предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.4, 1.5 Санитарных правил).
Требования Санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2 Санитарных правил).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 (далее - Постановление № 74), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 января 2008 г., № 10995, и опубликованным 9 февраля 2008 г. в «Российской газете», № 28, с 1 марта 2008 г. введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - Санитарные правила).
Согласно пункту 11 к таблице 7.1.1 раздела VII «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них», содержащей показатели расстояний разрыва от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки, для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.
Нормы Федерального закона № 52-ФЗ, а также федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» не содержат запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории дворов жилых зданий, и требования к их размещению.
Более того, размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта допускается частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Применительно к сфере градостроительства размещение в жилых зонах автостоянок для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, предусмотрено пунктом 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр.
Согласно представленной в материалы дела проектной документации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» 025-20/20-ПЗУ на территории с северной стороны от здания запроектирована парковка на 10 м/м, из которых 1 м/м для МГН.
Нельзя согласиться с доводами истца о том, что для гостевых автостоянок жилых домов величина разрыва должна устанавливаться параметрами, указанными в таблице 7.1.1 Санитарных правил, поскольку данные параметры установлены для сооружений, используемых для хранения легкового автотранспорта, до объектов застройки, а не для гостевых парковок, предназначенных для временной, а не постоянной парковки автомобилей.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Салаховой А.М. надлежит отказать.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Салаховой А.М. к обществу с ограниченной ответственностью «МН «Сервис», администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконными действий по размещению автомобильной стоянки на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>9, на границе с земельным участком по адресу: <адрес>, возложении обязанности ликвидировать автомобильную стоянку – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Денисова М.А.
Мотивированное решение составлено 19.06.2024.