Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-475/2024 ~ М-272/2024 от 03.04.2024

УИД 74RS0009-01-2024-000417-44

Дело № 2-475/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    24 июня 2024 года      с.Аргаяш Челябинская область

Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Меркуловой Н.М.,

при секретаре Хабибуллиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, обществу с ограниченной ответственностью «Жилтехсервис» о возложении обязанности утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы, обеспечении её согласования, разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с иском к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Жилтехсервис», обеспечить утверждение и согласование данной инвестиционной программы; к ООО «Жилтехсервис» о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента получения технического задания из администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории Кулуевского сельского поселения в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разработать и направить на согласование и утверждение инвестиционную программу ООО «Жилтехсервис».

В обосновании иска указано, что ООО «Жилтехсервис» является организацией, осуществляющей тепло-, водоснабжение и водоотведение потребителей Кулуевского сельского поселения. Объекты коммунальной инфраструктуры, используемые для предоставления коммунальных услуг, эксплуатируются ООО «Жилтехсервис» на основании концессионных соглашений № № 1, 2 от 24 августа 2016 года, заключенных с администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области. ООО «Жилтехсервис» при осуществлении хозяйственной деятельности не реализованы полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно не разработана инвестиционная программа. Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации в 2023 – 2024 годах и ранее администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области не разрабатывалось и не утверждалось, в ООО «Жилтехсервис» не направлялось. Таким образом, план мероприятий по обеспечению качества питьевой в соответствии с установленными требованиями на территории Кулуевского сельского поселения фактически уполномоченными органом и организацией не утвержден, необходимые меры по улучшению качества поставляемой воды не приняты. ООО «Жилтехсервис» в течение длительного периода времени мер по обеспечению надлежащего качества поставляемой населению питьевой воды, а также направленных на улучшение ее качества и безопасности, не принято. Администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области не приняты своевременные меры по утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации и не обеспечено утверждение непосредственно самой инвестиционной программы указанной организации, поскольку согласованная инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на территории Кулуевского сельского поселения отсутствует. Отсутствие инвестиционной программы может привести к несоблюдению санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, возникновению массовых инфекционных заболеваний населения. Несоблюдение указанных требований нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Кулуевского сельского поселения, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, на благоприятную окружающую среду.

Представитель истца помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представители ответчиков администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, ООО «Жилтехсервис», представитель третьего лица администрации Кулуевского сельского поселения в судебном заседании участия не принимали, извещались надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению»: питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

Пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение») устанавливает, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами (далее - концессионное соглашение), должно соответствовать условиям концессионного соглашения.

Таким образом, действия по разработке и утверждению технического задания осуществляет орган местного самоуправления поселения.

Согласно п. 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 641, орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

В силу ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям; органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

В соответствии с п. 11 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом результатов технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения; порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» собственники централизованных систем холодного водоснабжения, организации, осуществляющие холодное водоснабжение принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно пунктам 1.3 и 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой; питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у населения.

Судом установлено, что администрация Аргаяшского района Челябинской области является юридическим лицом, осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с Уставом Аргаяшского муниципального района Челябинской области, находящимся в границах Аргаяшского муниципального района Челябинской области, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Челябинской области.

Согласно Устава к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах сельсовета водоснабжения населения.

В соответствии с п. 24 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, Министерство утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Инвестиционная программа регулируемой организации не может быть разработана и утверждена без разработки органом местного самоуправления муниципального района технического задания. В случае разработки соответствующей инвестиционной программы регулируемая организация обязана ее согласовать с органом местного самоуправления муниципального района, после чего такая программа подлежит направлению для утверждения в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

В судебном заседании установлено, что ООО «Жилтехсервис» является организацией, осуществляющей тепло-, водоснабжение и водоотведение потребителей Кулуевского сельского поселения. Объекты коммунальной инфраструктуры, используемые для предоставления коммунальных услуг, эксплуатируются ООО «Жилтехсервис» на основании концессионных соглашений № № 1, 2 от 24 августа 2016 года, заключенных с администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области в лице Комитета по управлению имуществом.

В связи с отсутствием инвестиционной программы, 30 сентября 2022 года в адрес администрации Аргаяшского муниципального района <адрес> прокурором <адрес> ФИО3 направлено представление об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, согласно которому администрацией Аргаяшского муниципального района не разработано и не утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Жилтехсервис» в установленный срок.

02 ноября 2022 года по результатам рассмотрения представления прокурора администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области дан ответ о проведенных ООО «Жилтехсервис» мероприятиях по исполнению соглашений, указано, что планируется разработка инвестиционной программы, планируется в срок до 12 декабря 2022 года.

В ответе администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области на требование прокуратуры от 20 февраля 2024 года № 31-2023/27-24-20750004 указано, что инвестиционная программа ООО «Жилтехсервис» не разработана и не утверждена.

Поскольку установлено, что поступившее в администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области представление от 30 сентября 2022 гола об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, которое оставлено без исполнения, основания освобождать ответчика от исполнения обязанности, предусмотренной Законом и необходимой для выполнения мероприятий по поддержанию должного качества питьевой воды отсутствуют, поскольку обратный подход может привести к не восстановлению нарушенных прав на получение населением качественной воды. В отсутствие доказательств разработки ответчиком инвестиционной программы у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требований.

В нарушение указанных требований закона, ООО «Жилтехсервис» в течение длительного периода времени мер по обеспечению надлежащего качества поставляемой населению питьевой воды, а также направленных на улучшение ее качества и безопасности, не принято.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью первой указанной статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Ответчиками не представлено доказательств, исполнения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно разработки и утверждения технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, поскольку, обязанность по обеспечению качественной питьевой водой населения на территории Кулуевского сельского совета Аргаяшского района ответчиками не исполнена, требования истца являются законными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений санитарного законодательства, суд принимает во внимание требуемое количество и объем необходимых работ.

руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Жилтехсервис», обеспечить утверждение и согласование данной инвестиционной программы.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Жилтехсервис» обязанность в течение шести месяцев с момента получения технического задания из администрации Аргаяшского муниципального района разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории Кулуевского сельского поселения в соответствии с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разработать и направить на согласование и утверждение инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью «Жилтехсервис».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий                    Н.М.Меркулова

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме «01» июля 2024 года.

2-475/2024 ~ М-272/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Аргаяшского района
Ответчики
Администрация Аргаяшского муниципального района
ООО "Жилтехсервис"
Другие
Администрация Кулуевского сельского поселения
Суд
Аргаяшский районный суд Челябинской области
Судья
Меркулова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
arg--chel.sudrf.ru
03.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее