РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 г. город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титовой А.И.,
представителя ответчика бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» по доверенности Никишовой С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волобуевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Пугачевой С.С. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами,
установил:
Мценский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в интересах Пугачевой С.С. с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области (далее Департамент) и бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Мценская ЦРБ») о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению Пугачевой С.С. по вопросу её льготного обеспечения лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Пугачева С.С. является <...>. Пугачева С.С. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в частности лекарственными средствами «ФИО8» и «ФИО9». Данные препараты назначены ей по жизненным показаниям, в связи с наличием тяжелого заболевания. В ходе проверки установлено, что, несмотря на наличие медицинских показаний, Пугачева С.С. указанными лекарственными средствами не обеспечена в полном объеме, рецепты выписываются в недостаточном количестве, на момент подачи иска рецепты от 29 октября 2021 г. находятся на отсроченном обслуживании, рецепты от 27 января 2022 г. не обеспечены. Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» нарушены права Пугачевой С.С. на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
По данным основаниям Мценский межрайонный прокурор просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Пугачеву С.С. лекарственными средствами «ФИО8» и «ФИО9» в соответствии с медицинскими показаниями и назначенной схемой лечения, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» производить своевременную выписку Пугачевой С.С. рецептов на указанные лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями и назначенной схемой лечения, вплоть до их отмены лечащим врачом.
В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Титова А.И. поддержала заявленные требования.
Пугачева С.С., в интересах которой подан иск, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по доверенности Никишова С.А. иск не признала. Пояснила, что факт необходимости препаратов «ФИО8» и «ФИО9» для лечения Пугачевой С.С. и наличие права на их бесплатное получение, медицинским учреждением не оспаривается. Рецепты на лекарственные средства выписываются, однако, в связи с недостаточным финансированием со стороны Департамента здравоохранения Орловской области, предоставление лекарственных средств в надлежащем объеме не обеспечено.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на иск указал, что средства на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению лекарственными средствами и медицинскими изделиями предусматриваются в виде субвенций из Федерального бюджета, объем которых определяется, в том числе, исходя из нормативов финансовых затрат на одного человека в месяц, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2021 г. № 869. Законодательством не предусмотрено, что назначение лекарственных средств гражданам, имеющим право на их бесплатное получение, и оформление рецептурного бланка лечащим врачом должно осуществляться в годовой потребности гражданина в лекарственных средствах. Выписанные в 2022 г. рецепты обеспечены, в связи с этим отсутствует возможность угрозы жизни и здоровью истца, поэтому полагает, что оснований для обращения решения к немедленному исполнению не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 929н/1345н (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (подпункт 1 пункта 1).
За предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (пункт 12).
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) (пункт 14).
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (пункт 19).
Аналогичные нормы были предусмотрены ранее действовавшим Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно сведениям, представленным Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», Пугачева С.С. состоит на учете в Мценской городской поликлинике БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарственных средств, является <...>. Пугачева С.С. имеет ряд заболеваний, <...>
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р, «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 3073-р), лекарственные средства с международным непатентованным наименованием «ФИО8» и «ФИО9» включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», в 2021 году рецепты выписывались не в достаточном количестве, на отсроченном обеспечении находятся рецепты от 29 октября 2021 г., по которым лекарственные средства не выданы.
Таким образом, установлен факт нарушения ответчиками прав Пугачевой С.С. на своевременное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Процедура получения инвалидами бесплатно лекарственных средств не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым иск удовлетворить и возложить на БУЗ ООО «Мценская ЦРБ» обязанность производить своевременную выписку Пугачевой С.В. рецептов на лекарственные средства «ФИО8» и «ФИО9» в соответствии с медицинскими показаниями и назначенной схемой лечения, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом, а на Департамент здравоохранения Орловской области возложить обязанность обеспечить Пугачеву С.С. указанными лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями и назначенной схемой лечения, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судрешил:
исковые требования Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Пугачевой С.С. удовлетворить.
Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» производить своевременную выписку Пугачевой С.С. рецептов на лекарственные средства «ФИО8» и «ФИО9» в соответствии с медицинскими показаниями и назначенной схемой лечения, вплоть до их отмены лечащим врачом.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Пугачеву С.С. лекарственными средствами «ФИО8» и «ФИО9» в соответствии с медицинскими показаниями и назначенной схемой лечения, вплоть до их отмены лечащим врачом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2022 г.
Судья О.О. Ноздрина