Судья Солодовник Е.С. Дело № 21-769/2022
РЕШЕНИЕ
г. Симферополе 30 мая 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым ФИО11 на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации Белогорского района Республики Крым,
установил:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкина В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Белогорского района Республики Крым признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе представителя администрации Белогорского района Республики Крым Касеевой Е.Н. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Белогорского районного суда Республики Крым 21 марта 2022 года постановлено решение, которым удовлетворена жалоба представителя администрации Белогорского района Республики Крым Касеевой Е.Н, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкина В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением судьи районного суда, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкин В.Н. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил его отменить, в удовлетворении жалобы администрации Белогорского района Республики Крым отказать. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель администрации Белогорского района Республики Крым Касеева Е.Н. пред началом рассмотрения настоящего дела посредством электронной почты обратилась с ходатайством об отложении рассмотрения жалобы, сославшись на служебную загруженность. Считаю данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, кроме того, расцениваю его как способ затягивания рассмотрения дела.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Белогорским районным судом Республики Крым по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Белогорского района Республики Крым в пользу взыскателя ФИО5, предмет исполнения: обязать администрацию Белогорского района Республики Крым предоставить ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, в связи с неисполнением администрацией Белогорского района Республики Крым требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 79, 79 об).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями ч.1 ст.105, ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей (л.д. 80).
Не согласившись с постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкина В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании с администрации Белогорского района Республики Крым исполнительского сбора, администрация Белогорского района Республики Крым обратилась в Белогорский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, заинтересованные лица: ФИО5, прокуратура Белогорского района Республики Крым, об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым по административному делу № от ДД.ММ.ГГГГ административный иск администрации Белогорского района Республики Крым оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2020 года, решение Белогорского районного суда Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Курочкина В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Белогорского района Республики Крым привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 99-100).
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкиным В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ должнику - администрации Белогорского района Республики Крым установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения-старшим судебным приставом ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым лейтенантом внутренней службы Курочкиным В.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым администрация Белогорского района Республики Крым признается виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера» и назначается наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением Белогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника отделения-старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкина В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрации Белогорского района Республики Крым к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ отменено, направлено дело на новое рассмотрение в ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республики Крым Курочкиным В.Н. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Белогорского района Республики Крым в Белогорский районный суд Республики Крым подано заявление об отсрочке исполнения решения суда. Определением Белогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отсрочке исполнения решения суда отказано. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № определение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Белогорского района Республики Крым в ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым направлено ходатайство об отложении исполнительных действий по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения-старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым лейтенантом внутренней службы Курочкиным В.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым глава администрация Белогорского района Республики Крым Перелович Г.Я. признается виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера» и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения-старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым лейтенантом внутренней службы Курочкиным В.Н. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП до ДД.ММ.ГГГГ.
Из оспариваемого постановления следует, что администрация Белогорского района Республики Крым не исполнила требований исполнительного документа, нарушила законодательство об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Белогорскому району Курочкина В.Н. администрация Белогорского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, по тем основаниям, что администрация Белогорского района Республики Крым не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Ч.2 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Представитель администрации Белогорского района Республики Крым Касеева Е.Н., не согласившись с постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкина В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с жалобой в Белогорский районный суд Республики Крым.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.1 ст.11 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (ред. от 01.04.2019 г.) (далее - Закон) финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Согласно ч.1 ст.9 Закона, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских поселений наделены полномочиями по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июля 2016 года № 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
В силу пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом, п.6 данного Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном п.4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные п.6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Обязательство органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан напрямую связано с необходимостью предоставления органами государственной власти соответствующих субвенций, так как данное полномочие является государственным и делегировано органам местного самоуправления на основании ст. 9 Закона.
Местная администрация предоставляет благоустроенное жилье исключительно после его приобретения за счет выделенных в виде субвенции денежных средств местному бюджету.
Объективная сторона правонарушения по ч.2 ст.17,15 КоАП РФ выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Субъективная сторона правонарушения по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией Белогорского района Республики Крым, выделена субвенция из бюджета Республики Крым в сумме <данные изъяты> рублей бюджету муниципального образования Белогорский район Республики Крым на предоставление в 2021 году жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе для приобретения жилья Усеиновой Л.Э.
После заключения Соглашения, главой администрации издано 26 распорядительных актов, постановлений об утверждении документации об аукционе по объекту закупки «Приобретение жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Белогорского района Республики Крым». Из объявленных 25 аукционов состоялось семь аукционов ввиду отсутствия предложений, соответствующих требованиям к объекту и участникам закупки, установленных ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений».
Кроме того, в 2019 году администрацией Белогорского района Республики Крым было предложено ФИО5 жилое помещение, от которого она отказалась в связи с нахождением жилого дома на удаленной территории от места ее работы (л.д.10). В 2020 году администрацией Белогорского района Республики Крым повторно было предложено ФИО5 жилое помещение, в ходе осмотра которого она отказалась от заключения договора найма, поскольку жилой дом находится на удалении от места ее работы, кроме того в доме печное отопление (л.д.11). ФИО5 в 2021 году также отказалась от предложенного жилья в <адрес>, поскольку жилой дом находится удаленно от ее места работы. Кроме того, она имеет двоих несовершеннолетних детей, которые учатся в <адрес> и им далеко будет добираться до места жительства. На основании вышеизложенного, просит предоставить ей жилье непосредственно по прописке, а именно в <адрес> (л.д.12).
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к выводу, что администрацией Белогорского района Республики Крым приняты все необходимые меры к исполнению требований пристава с максимальной степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота для надлежащего исполнения обязательства, с учетом требований Порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений и лимитов денежных средств, доведенных до администрации Белогорского района Республики Крым, а потому признаков вины в ненадлежащем исполнении должником постановления судебного пристава не усмотрено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Белогорского района Республики Крым.
Доводы жалобы начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкина В.Н. направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств.
Материалами дела достоверно подтверждено то, что администрация Белогорского района Республики Крым не имела возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника. Должником приняты все зависящие от него меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Таким образом, жалоба начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым Курочкина В.Н. не подлежит удовлетворению, а судебный акт отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Белогорскому району УФССП России по Республике Крым ФИО10 оставить без удовлетворения,
решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Белогорского района Республики Крым, - без изменения.
Судья подпись В.В. Агин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>