Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4030/2023 ~ М-2333/2023 от 27.06.2023

Дело №2-4030/2023

УИД 24RS0032-01-2023-003013-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    17 августа 2023 года                                                                                                 г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Гинтера А.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Баженовой П.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Росттех» - Шепелева Е.С.,

при секретаре Катковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска к ООО УК «ЖСК» в лице Межрайонной правобережной дирекции о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с исковым заявлением к ООО УК «ЖСК» в лице Межрайонной правобережной дирекции о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Красноярска, установлено, что на территории Ленинского района г. Красноярска расположена контейнерная площадка, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов жителями многоквартирных домов по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 178,186,188 (имеет 7 мусорных баков и 1 бункер для складирования ТКО). Контейнерная площадка имеет очаги скопления ТКО вне мусорных баков, а также за контейнерной площадкой, сильно захламлена. Указанные многоквартирные дома на основании договоров управления находятся в управлении ООО УК «ЖСК». При этом, площадка не соответствует требованиям, установленным законодательством, а именно повреждено бетонное покрытие, контейнерная площадка расположена менее чем в 20 метрах от многоквартирного дома по ул. Спортивная, д. 182, 192 г. Красноярска, менее 8 метров от забора МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» (г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 194). Указанная контейнерная площадка не включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов. 01.06.2022 г. в адрес руководителя ООО УК «ЖСК» вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, ООО УК «ЖСК» до настоящего времени не принято мер к организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов № 178,186,188 ул. Спортивная г. Красноярска, соответствующего требованиям СанПиНа 2.1.3684-21. Выявленные нарушения, выразившиеся в длительном бездействии ООО УК «ЖСК» влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Прокурор Ленинского района г. Красноярска просит суд обязать ООО УК «ЖСК» обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 178,186,188 в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Баженова П.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Ответчик – представитель ООО УК «ЖСК» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Представитель Бурова И.А. (действует на основании доверенности от 26.12.2022 г.) направила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью.

Суд признает причину неявки в судебное заседание представителя ответчика неуважительной, поскольку ООО УК «ЖСК» является юридическим лицом, и, в случае болезни одного из представителей, не лишены возможности обеспечить явку другого представителя в судебное заседание, общество надлежащим образом извещено и имело возможность организовать явку представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Ленинского района г. Красноярска, о дате, месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений и ходатайств не поступило.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РостТех» - Шепелев Е.С., в судебном заседании пояснил, что вокруг контейнерной площадки для складирования мусора расположено 7 многоквартирных домов. Машина для сбора мусора приезжает в указанное место 2 раза в день. Мусор, расположенный вокруг контейнеров, находится в зоне ответственности управляющей компании. ООО «РостТех» вывозит весь мусор находящийся в специализированных контейнерах, то обстоятельство что часть отходов складирована не в контейнерах а на площадке не свидетельствует о ненадлежащим исполнении обязанности ООО «РостТех». ООО УК «ЖСК» обязано как управляющая компания организовать место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов. Учитывая расположение рядом 7 многоквартирных домов действующая площадка не обеспечивает сбор и временное хранение мусора в соответствии с установленными нормами.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра. Пунктом 3 данных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрена ответственность управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать «требованиям» технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (Перечень № 290).

В силу пункта 26 (1) Перечня № 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

На основании подпункта «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 г. организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <1> должны быть обустроены <2> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) <3> или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки <4> для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров <5>) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В силу п. 4 вышеуказанных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В силу п. 5 вышеуказанных правил выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирные дома № 178, 186, 188, расположенные по ул. Спортивная г. Красноярска, находятся в управлении ООО УК «ЖСК» на основании договора управления от 30.03.2016 г. (л.д. 14-46), договора управления от 13.06.2017 г. (л.д. 47-80) и договора управления (л.д. 81-113).

Основным направлением деятельности ООО УК «ЖСК» является деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 112-161).

01.06.2022 г. исх. прокуратурой Ленинского района г. Красноярска в адрес ООО УК «ЖСК» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, согласно которому на территории Ленинского района г.Красноярска расположена контейнерная площадка, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов (ТКО) жителями многоквартирных домов по адресам: г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 178, 186, 188. В ходе проведения выездных проверочных мероприятий 14.05.2022 г. установлено, что указанная площадка имеет 7 мусорных бака и 1 бункер для складирования ТКО, контейнерная площадка имеет очаги скопления ТКО вне мусорных баков, а также за контейнерной площадкой. При этом, площадка не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно повреждено твердое бетонное покрытие, контейнерная площадка расположена менее чем в 20 метрах от многоквартирных домов по ул. Спортивная, д. 182, 192 г. Красноярска, менее 8 метров от забора МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» (г. Красноярск, ул. Спортивная, 194) (л.д. 162-169).

01.07.2022 г. ООО УК «ЖСК» подготовили ответ на представление в адрес прокуратуры Ленинского района г. Красноярска, согласно которому была проведена внутренняя проверка, в адрес председателей многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 186, 178, 188, направлены уведомления, в которых указано, что контейнерные стоянки, которые находятся в пользовании жителей, указанных МКД размещены на муниципальной территории без правовых оснований. Вместе с этим управляющая компания указывает на необходимость проведения собрания собственником МКД о проведении работ по переносу площадки на придомовую территорию в целях дальнейшего обустройства и содержания. Кроме того, подрядными организациями управляющей компанией по каждому указанному адресу был произведен осмотр и актирование площадок сбора и вывоза ТКО. В настоящее время все контейнерные площадки убираются ежедневно, находятся в удовлетворительном состоянии, претензий собственники МКД не имеют. Захламление контейнерных площадок мусором и автошинами систематически происходит в связи с ненадлежащим исполнением ООО «РостТех» обязанностей по вывозу ТКО, что в свою очередь препятствует своевременной и качественной уборке стоянок ТКО для сотрудников подрядных организаций управляющей компании. Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которых исключен доступ посторонних лиц. Можно хранить отходы шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами. Вместе с тем, стоянки для сбора и вывоза ТКО, расположенные в близи и относящиеся к МКД к таковым не относятся, складирование автошин на стоянках сбора и вывоза ТКО производится безответственными гражданами. Оснований привлечения кого-либо из должностных лиц управляющей компании к дисциплинарной ответственности не имеется (л.д. 170-178).

27.05.2023 г. прокуратурой Ленинского района г. Красноярска составлен акт проверки, установлено, что менее чем в 20 метрах от многоквартирных домов № 182, 192 по ул. Спортивная г. Красноярска, менее 8 метров от забора МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» расположена контейнерная площадка, предназначенная для жителей многоквартирных домов № 170, 178, 180, 184, 186, 188, 190, 192 по ул. Спортивная г. Красноярска. Указанная площадка имеет 7 мусорных баков и 1 бункер для складирования ТКО, контейнерная площадка имеет очаги скопления ТКО вне мусорных баков, сильно захламлена, в том числе имеется несанкционированная свалка отходов IV класса опасности – отработанных покрышек пневматических шин. При этом, не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно повреждено твердое бетонное покрытие, контейнерная площадка расположена менее чем в 20 метров от многоквартирного дома по ул. Спортивная, д. 182, 192 г. Красноярска, менее 8 метров от забора МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» (г. Красноярск, ул. Спортивная, 194) (л.д. 11-13).

В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра» сведения о всех местах накопления твердых коммунальных отходов вносятся в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Формирование и ведение указанного реестра осуществляют органы местного самоуправления.

Заявка о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр направляется заявителем в уполномоченный орган по форме установленной уполномоченным органом (п. 22 Постановления Правительства от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра»).

Вместе с тем, согласно объяснениям представителя администрации Ленинского района г. Красноярска от 26.06.2023 г. по адресу: ул. Спортивная, 192 на земельном участке, государственная форма собственности на который не разграничена размещено место сбора твердых коммунальных отходов, которым пользуются собственники помещений следующих многоквартирных домов в г. Красноярске: ул. Спортивная, №№ 170, 180, управление которым осуществляет ООО УК «Гвардейский парк», ул. Спортивная, №№ 178,184,186,188,190, управление которым осуществляет ООО УК «ЖСК»; ул. Спортивная, № 192, управление которым осуществляет ООО УК «Щит». В адрес администрации Ленинского района г. Красноярска заявки ООО УК «Гвардейский парк», ООО УК «ЖСК», ООО УК «Щит» о согласовании создания места сбора ТКО по адресу: ул. Спортивная, № 192 в г. Красноярске не поступали, место сбора ТКО в реестре отсутствует и размещено без правовых оснований. Место сбора ООО УК «Гвардейский парк», ООО УК «ЖСК», ООО УК «Щит» по ул. Спортивной, 192 не содержится, соглашение о совместном обслуживании места сбора ТКО между ООО УК «Гвардейский парк», ООО УК «ЖСК», ООО УК «Щит» не заключено (л.д. 10).

Таким образом, ООО УК «ЖСК» не организовало место сбора ТКО, без соблюдения норм законодательства эксплуатирует площадку накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 178, 186, 188, несмотря на обоснованное требование прокурора, предъявленное ещё в 2022 году до настоящего времени не приняло мер к организации места хранения отходов в соответствии с требованиям СанПиНа 2.1.3684-21. При этом, на протяжении длительного времени ООО УК «ЖСК» не исполняет обязанности, установленные действующим законодательством. Выявленные нарушения, выразившееся в длительном бездействии ООО УК «ЖСК», влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. ООО УК «ЖСК» не обращалось за внесением площадки в специализированный реестр, а также не инициировано вопрос о совместной эксплуатации имеющейся площадки сбора мусора и надлежащем её содержании.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик не представил в судебное заседание доказательств опровергающие предмет и основание заявленных исковых требований, в частности обеспечения мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 178, 186, 188 в соответствии с установленными требованиями и согласовании создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления - администрацией Ленинского района в г. Красноярске.

Доводы ООО УК «ЖСК» о ненадлежащем исполнением ООО «РостТех» обязанностей по вывозу ТКО, указанные в ответе на представление прокуратуры Ленинского района г. Красноярска, в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения и не являются основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по организации в соответствии с вышеуказанными требованиями закона места сбора отходов лежит именно на Управляющей компании, а не на операторе осуществляющем вывоз ТКО.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска к ООО УК «ЖСК» в лице Межрайонной правобережной дирекции о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов удовлетворить.

    Обязать ООО УК «ЖСК» (ИНН 2461201672) обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, д. 178, 186, 188 в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

    Председательствующий:                            А.А. Гинтер

    Мотивированное решение составлено 24 августа 2023 года.

2-4030/2023 ~ М-2333/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Красноярска
Ответчики
ООО УК " ЖСК"
Другие
Администрация Ленинского района г. Красноярска
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Гинтер Артем Александрович
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2023Дело оформлено
26.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее