Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-529/2021 от 26.08.2021

Судья Микишев А.Ю. Дело № 77-529/2021

(№12-595/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 14 сентября 2021 года

Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника О.Н. на постановление заместителя начальника ИФНС России по г.Кирову К.А. от 13 мая 2021 года, решение судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 04 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица – директора ООО «<данные изъяты>» А.С.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника ИФНС России по г.Кирову К.А. от 13 мая 2021 года А.С. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 04 августа 2021 года приведенное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник О.Н. фактически ставит вопрос об изменении состоявшихся по делу актов в части назначенного наказания, заменив его на предупреждение. По мнению автора жалобы, при назначении наказания не в полной мере учтено то, что правонарушение совершено впервые, не является случаем, предусмотренным частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ и не повлекло последствий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Также отмечает, что уже до проверки руководителем общества А.С. была организована выплата заработной платы нерезидентам в соответствии с требованиями закона, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, отсутствие вредных последствий не установлено как должностным лицом, так и судьей районного суда. Выплачивая заработную плату нерезидентам, минуя банковские счета, А.С. не осуществлял выплат «в конверте», своевременно сдавал все необходимые отчеты с указанием идентификационных данных работников - нерезидентов в налоговый орган, что свидетельствует об отсутствии у А.С. намерений скрыть трудовые отношения и размер выплат таким работникам от контролирующих органов и, следовательно, не посягал на безопасность государства. Выплата заработной платы в размере <данные изъяты> рублей работникам – нерезидентам повлекло за собой назначение административного штрафа в размере 20000 рублей, что не может являться соразмерным и справедливым наказанием.

В возражениях на жалобу представитель административного органа Е.В. указала на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы. Ссылаясь на определения Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, делает вывод, что наказание в виде предупреждения не может быть назначено в рассматриваемом случае, поскольку в период проверки выявлено 13 незаконных валютных операций, выразившихся в выплате работникам – физическим лицам нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу организации, минуя расчетный счет в уполномоченном банке, в связи с чем А.С. привлечен к административной ответственности за совершение 11 административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ постановлениями должностного лица административного органа от 13 мая 2021 года, а поэтому по рассматриваемому делу не является лицом, совершившим административное правонарушение впервые.

Директор ООО «<данные изъяты>» А.С., его защитник О.Н., должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель начальника ИФНС России по г. Кирову К.А. в судебное заседание не явились, о дне месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав представителя административного органа Е.В., поддержавшую изложенные в возражениях доводы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной норме, под должностным лицом следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

В части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Федеральный закон № 173-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится.

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительства, признаются резидентами, а иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие на территории РФ, признаются нерезидентами в рамках Закона № 173-ФЗ.

Следовательно, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела директор ООО «<данные изъяты>» А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно за то, что за период с <дата> по <дата> в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» произвел выплаты работникам – нерезидентам А, Ё, П, Х, Ш, наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу предприятия <дата>, А <данные изъяты> рублей, Ё <данные изъяты> рублей, П <данные изъяты> рублей, Х <данные изъяты> рублей, Ш <данные изъяты> рублей.

Данные обстоятельства выявлены по результатам документарной проверки и подтверждаются доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а именно протоколом об административном правонарушении от <дата>, трудовыми договорами № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, заключенными соответственно с А, Ё, П, Х, Ш, платежной ведомостью от <дата>, иными материалами.

Факт выплаты заработной платы указанным иностранным гражданам – нерезидентам А.С. не отрицал.

Таким образом, квалификация действий А.С. по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, как должностного лица, являющегося руководителем предприятия, ответственным за выполнение предприятием требований валютного законодательства является правильной.

Назначая наказание в виде административного штрафа, должностное лицо не усмотрело оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также для замены административного наказания на предупреждение.

Судья районного суда с данными выводами согласился.

Вместе с тем, доводы жалобы в части назначенного наказания заслуживают внимание.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ), а цель административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ).

Статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает общие правила назначения административного наказания.

Так, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что А.С. является руководителем микропредприятия, включенного в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, сумма выплат с нарушением закона составляет <данные изъяты> руб. работникам – нерезидентам, с которыми заключены трудовые договоры, им начислена заработная плата, исчислена сумма налога на доходы физических лиц, сумма страховых взносов, информация о чем передана в установленные законом сроки в налоговый орган.

Относительно приведенных доводов о том, что рассматриваемое административное правонарушение не является впервые совершенным в связи с привлечением директора ООО «<данные изъяты>» А.С. к административной ответственности за предыдущие периоды выплаты заработной платы работникам нерезидентам с нарушением валютного законодательства следует отметить следующее.

Факт совершения административного правонарушения впервые был установлен должностным лицом административного органа, на что имеется ссылка в оспариваемом постановлении.

Нарушения валютного законодательства, допущенные в ООО «<данные изъяты>» за период с <дата> по <дата>, выявлены в рамках одной проверки, по каждой выплате заработной платы работникам нерезидентам с нарушением валютного законодательства <дата> вынесены постановления о привлечении директора ООО «<данные изъяты>» А.С. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Сведений о том, что на дату вынесения оспариваемого постановления в отношении юридического лица либо его законного представителя ранее выявлялись подобные нарушения, выносились постановления о привлечении к административной ответственности, не имеется.

Таким образом, с учетом обстоятельств выявления нарушений по выплате работникам нерезидентам заработной платы, с выводом должностного лица административного органа о совершении директором ООО «<данные изъяты>» А.С. рассматриваемого административного правонарушения впервые нахожу возможным согласиться.

Таким образом, обстоятельства совершенного правонарушения, его выявления, статус юридического лица, руководителем которого является А.С., позволяют прийти к выводу о наличии оснований в рассматриваемом случае для применения положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В этой связи, нахожу возможным заменить назначенное директору ООО «<данные изъяты>» А.С. наказание в виде административного штрафа на предупреждение, изменив постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда в соответствующей части.

Именно данное наказание будет отвечать целям статьи 3.1 КоАП РФ, являться соразмерным и справедливым.

Иных оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов, в том числе по доводам жалобы, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя начальника ИФНС России по г.Кирову К.А. от 13 мая 2021 года, решение судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 04 августа 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «<данные изъяты>» А.С. изменить, заменив наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей на предупреждение.

В остальной части приведенные акты оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Кировского областного суда Т.Н.Мазюта

77-529/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Африкян Акоб Степанович
Другие
Шевелева Ольга Николаевна
Суд
Кировский областной суд
Судья
Мазюта Татьяна Николаевна
Статьи

ст. 15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--kir.sudrf.ru
26.08.2021Материалы переданы в производство судье
14.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее