Дело №12-556/2022
14RS0035-01-2022-005983-23
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Якутск 04 мая 2022 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Филиппов О.Д., с участием представителя привлекаемого лица Неустроевой В.А. по доверенности от 10.03.2022 г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Степанова Алексея Витальевича на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года №05-064/2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова Алексея Витальевича, ____ года рождения, уроженца ___, проживающего по адресу: г____, работающего в должности ___ отдела по охране окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года №05-064/2022 года начальник отдела по охране окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» Степанов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Степанов А.В. обратился в суд с жалобой на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года №05-064/2022 года и просит отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В суд надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания привлекаемое лицо и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) не явились, суд с учетом отсутствия доказательств уважительности причины неявки участников процесса, постановил рассмотреть дело в порядке ст. 29.7 КоАП РФ.
В суде представитель привлекаемого лица Неустроева В.А. жалобу поддержала и просит удовлетворить.
Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно протоколу №05-064/2022 об административном правонарушении от 15.03.2022 г. начальник отдела по охране окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» Степанов А.В. ненадлежащим образом исполнил должностные обязанности, в результате АО «Сахатранснефтегаз» допущено невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019, 2020-2021 г.г., тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ.
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года №05-064/2022 года начальник отдела по охране окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» Степанов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей на основании акта проверки от 21.02.2022 №01-эко, протокола от 15.03.2022 №05-064/2022.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме.
Как установлено судом в ходе судебного заседания, по результатам выездной проверки, проведенной на основании решения от 27.01.2022 в период с 01.02.2022 по 21.02.2022 Управлением Росприроднадзора по РС(Я) в отношении АО «Сахатранснефтегаз» составлен акт проверки от 21.02.2022 №01-эко, выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, в отношении Степанова А.В. составлены 8 протоколов об административных правонарушениях и вынесены 8 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.4, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.50 КоАП РФ.
Таким образом, установлено, что в ходе осуществления государственного контроля (надзора), выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, а также двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в ст. 4.4 КоАП РФ, дополнена ч. 1 указанной статьи, а также введены ч.ч. 5 и 6.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Таким образом, Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", с изменениями, вступившими в силу 26 марта 2022 года, содержит положения, улучшающие положение лица, совершившего административное правонарушение.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая изложенное, постановление ведущего специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года №05-064/2022 года подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административному органу следует учесть положения ч.ч. 5, 6 ст. 4.4 КоАП РФ и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2022 года №05-064/2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова Алексея Витальевича, ____ года рождения, уроженца ___, проживающего по адресу: ____, работающего в должности ___ отдела по охране окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз», - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.Д. Филиппов