Судебный акт #1 (Не определен) по делу № 2-1574/2024 ~ М-653/2024 от 13.02.2024

УИД № 57RS0023-01-2024-000999-18

Дело № 2а-1574/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2024 года

г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий

установил:

прокурор Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательств о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог, расположенных на территории Заводского района г. Орла.

В ходе проверки установлено, что на всем протяжении <...> на участке от <...> до дорожного знак 5.56 «конец населенного пункта» отсутствует стационарное электрическое освещение.

20.11.2023 мэру г. Орла внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако нарушения не устранены.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований прокурор просил обязать администрацию г. Орла в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние стационарное электрическое освещение по <...> на участке от <...> до дорожного знак 5.26 «конец населенного пункта» и 100 м. от него в соответствие в требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Орла Верижникова Е.В. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Орла и одновременно Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла Быковская С.С. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Объединенный муниципальный заказчик г. Орла» Дмитриев М.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Орлу Шуточкин О.Ю. полагал административные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Иные стороны, надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.

В ходе рассмотрения дела суд перешел к рассмотрению требований в порядке административного судопроизводства.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 названного Федерального закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на то, что к вопросам местного значения городского округа относится среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца 2 части 4 статьи 15 вышеназванного Федерального закона, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 названного Федерального закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на то, что к вопросам местного значения городского округа относится среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Стационарное электрическое освещение - это искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно- транспортных происшествий (ГОСТ Р 52765-2007).

Согласно пункту 4.2 Свода правил «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 266, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств, пешеходов.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Так, указанным стандартом предусмотрено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 52766- 2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах отнесено к техническим средствам организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, а также у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор Заводского района г. Орла указывал на то, что имеет место незаконное бездействие администрации г. Орла выразившееся в неисполнении своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку по <...> на участке от <...> до дорожного знак 5.26 «конец населенного пункта» и 100 м. от него отсутствует искусственное освещение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что автомобильная дорога по <...> отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, расположенных в границах г. Орла.

В ходе проверки законодательства о безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г. Орлу было установлено отсутствие стационарного электрического освещения на всем протяжении <...> на участке от <...> до дорожного знака 5.26 «конец населенного пункта и 100 м. от него.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, фотоизображениями.

Указанные выше обстоятельства не оспаривались при рассмотрении дела представителем административного ответчика.

Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом установленных и исследованных по делу обстоятельств и приведенных положений законодательства, суд полагает, что действенные меры по устранению вывяленных нарушений требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не принимаются, и приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, поскольку в данном случае администрацией г. Орла не обеспечено содержание дороги по <...> на участке от <...> до дорожного знака 5.26 «конец населенного пункта и 100 м. от него в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными в ГОСТ Р 52765-2007, что негативно отражается на обеспечение безопасности дорожного движения, влечет угрозу сохранения жизни, здоровья и имущества населения.

При этом, по мнению суда, несмотря на распределение соответствующих функций, и полномочий по указанному вопросу между структурными подразделениями администрации г. Орла, в том числе муниципального казённого учреждения «Объединенный муниципальный заказчик г. Орла», муниципального бюджетного учреждения «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» передача муниципальной автодороги в оперативное управление казённого учреждения не свидетельствует об отсутствии у администрации г. Орла обязанности по обеспечению надлежащего осуществления дорожной деятельности.

В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора и считает необходимым возложить на административного ответчика администрацию г. Орла обязанность привести в надлежащее состояние стационарное электрическое освещение по <...> на участке от <...> до дорожного знак 5.26 «конец населенного пункта» и 100 м. от него в соответствие в требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая, что административный ответчик не является субъектом предпринимательской деятельности, а финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а также с учетом требований статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджет, при этом исполнение решения суда, связанное с заключение контракта на охрану возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что объективно требует значительного времени, суд полагает, что решение суда должно быть исполнено в течение восьми месяцев, со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Заводского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Орла (ИНН №***, ОГРН №***) обязанность в течении 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние стационарное электрическое освещение по <...> на участке от <...> до дорожного знак 5.26 «конец населенного пункта» и 100 м. от него в соответствие в требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.06.2024.

Судья

Н.Н. Сергиенко

2-1574/2024 ~ М-653/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Заводского района г. Орла
Ответчики
Администрация г. Орла
Другие
МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г. Орла»
Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла
МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла»
ОГИБДД УМВД России по г. Орлу
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Сергиенко Наталия Николаевна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2024Передача материалов судье
14.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Не определен)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее