Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1026/2022 (33-14816/2021;) от 23.12.2021

Судья: Багрова А.А. Гр. дело № 33-1026/2022 (№ 33-14816/2021

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1584/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 февраля 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хаировой А.Х.,

судей Чирковой И.Н., Навроцкой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Лещевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Зубкова С.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 апреля 2021 года, которым постановлено:

«Уточненное исковое заявление удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить Зубову С.В. в специальный стаж периоды работы с 30.06.1995 г. по 31.12.1997 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты>

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить Зубову С.В. в общий страховой стаж периоды работы: с 01.01.1991 г. по 04.04.1991 г. на Актюбинском <данные изъяты> предприятии; с 15.04.1991 г. по 18.03.1992 г. работа в хозрасчетном автогараже <данные изъяты> комитета Актюбинской области: с 08.04.1993 г. по 31.08.1994 г. на Актюбинском <данные изъяты> институте; с 30.06.1995 г. по 08.02.2018 г. работа на Актюбинском <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения истца Зубкова С.В. и его представителя Уланова М.В., допущенного к участию в деле по устному ходатайству истца в соответствии с ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области Супрун И.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Зубков С.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти», и, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил суд:

- признать незаконными решения ответчика об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости;

- обязать ответчика включить периоды работы Зубкова С.В. на Актюбинском заводе <данные изъяты> с 30 июня 1995 г. по 08 февраля 2018 г. в специальный стаж по Списку № 1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

- обязать ответчика включить в общий трудовой (страховой) стаж следующие периоды трудовой и иной деятельности Зубкова С.В.: с 01 сентября 1984 г. по 16 июля 1987 г. – период учебы в СПТУ ; с 03 августа 1987 г. по 01 октября 1987 г. – работа на автотранспортном предприятии ПГО «<данные изъяты>»; с 24 ноября 1987 г. по 31 декабря 1989 г. – служба в армии по призыву; с 09 августа 1990 г. по 04 апреля 1991 г. – работа на Актюбинском <данные изъяты> предприятии; с 15 апреля 1991 г. по 18 марта 1992 г. – работа в хозрасчетном автогараже <данные изъяты> комитета Актюбинской области; с 23 марта 1992 г. по 10 декабря 1992 г. – работа на Актюбинском заводе <данные изъяты>; с 08 апреля 1993 г. по 31 августа 1994 г. – работа в Актюбинском <данные изъяты> институте; с 30 июня 1995 г. по 08 февраля 2018 г. – работа на Актюбинском заводе <данные изъяты>; с 28 августа 2018 г. по 15 октября 2018 г. – работа на Оренбургском ЛРЗ АО «<данные изъяты>»; с 16 ноября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. – работа в ООО «<данные изъяты>»;

- обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию досрочно с даты обращения за её назначением.

В обоснование требований истец указал, что решением ответчика от 15 ноября 2019 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет ввиду отсутствия требуемого специального стажа 10 лет и страхового стажа 20 лет, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

04 августа 2020 г. истцом подано повторное заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости по указанному выше основанию, однако, УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти вновь принято решение от 04 ноября 2020 г. об отказе Зубкову С.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости по той же причине, что указана в принятом ранее решении.

С данными решениями истец не согласен и считает их неправомерными.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Зубковым С.В. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в зачете в его специальный стаж по Списку № 1 периода работы с 01 января 1998 г. по 08 февраля 2018 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Истец ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06 июля 2021 года решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 апреля 2021 года было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Зубкова С.В. – без удовлетворения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06 июля 2021 года в части оставления без изменения решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 апреля 2021 г. об отказе в зачете Зубкову С.В. в стаж работы по специальности по Списку № 1 периода работы с 01 января 1998 г. по 08 февраля 2018 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан, а также об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменено. В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Самарский областной суд. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06 июля 2021 г. оставлено без изменения.

Проверив материалы дела, заменив определением суда ответчика его правопреемником – ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области, обсудив доводы апелляционной жалобы истца в части отказа в зачете Зубкову С.В. в стаж работы по специальности по Списку № 1 периода работы с 01 января 1998 г. по 08 февраля 2018 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан, а также об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав пояснения истца, пояснения представителя истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015г.

До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту – Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств – участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства – участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2002 г. и действовал до 01 января 2015 г. – даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, который не применяется с 01 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту – Правила от 02 октября 2014г. № 1015).

Согласно пункту 5 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 г. – документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 г. и с 01 января 2002 г. – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 г. – документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015).

Пунктом 11 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. №1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту – Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж по Списку № 1), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Судом установлено, что решением ответчика от 15.11.2019 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет из-за отсутствия требуемого специального стажа 10 лет и страхового стажа 20 лет, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

04.08.2020 года истцом подано повторное заявление о досрочном назначении пенсии по старости и ответчиком принято решение от 04.11.2020 года об отказе Зубкову С.В. в назначении страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет из-за отсутствия требуемого специального стажа 10 лет и страхового стажа 20 лет, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец, не согласившись с решением ответчика, обратился в суд, и просил, в том числе, включить период работы на Актюбинском заводе <данные изъяты> с 30.06.1995 г. по 08.02.2018 г. в специальный стаж по Списку № 1 и общий страховой стаж.

Разрешая спор по данному периоду работы истца, суд пришел к выводу, что период работы с 30.06.1995 г. по 08.02.2018 г. с учетом представленных документов, подлежит включению в общий страховой стаж истца.

Отказывая в зачете в специальный стаж Зубкова С.В. по Списку № 1 периода работы с 01 января 1998 г. по 08 февраля 2018 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан в связи с тем, что с 01 января 1998 г. в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», которым существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан были отменены, а потому работа на территории Республики Казахстан с указанной выше даты не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ, так как по пенсионному законодательству Республики Казахстан не дает права на досрочное назначение пенсии, суд первой инстанции не учел, что в силу приведенного выше правового регулирования при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж по Списку № 1), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Следовательно, изменение пенсионного законодательства Республики Казахстан не может являться основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж истца по Списку № 1 и отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что, возражая против удовлетворения исковых требований Зубкова С.В., представитель пенсионного органа ссылался также на непоступление в пенсионный орган из компетентных органов Республики Казахстан документов, подтверждающих факт работы истца в указанный выше спорный период.

При этом, из приведенных выше положений закона следует, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В связи с этим, по настоящему делу с учетом заявленных Зубковым С.В. исковых требований, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права, суду первой инстанции следовало также установить факт направления пенсионным органом соответствующих запросов в компетентные органы Республики Казахстан и неполучение ответов на них, а также дать оценку необходимости и целесообразности направления таких запросов, исходя из объема документов, представленных заявителем в УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти, судебной коллегией предложено стороне ответчика представить дополнительные доказательства по делу, а также обосновать необходимость и целесообразность направления таких запросов.

В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчика Супрун И.В. (по доверенности) пояснила, истцу отказано в назначении пенсии, так как с 01 января 1998 г. институт досрочных пенсий в Республике Казахстан отменен.

В соответствии с записями в трудовой книжке, истец с 30.06.1995 по 08.02.2018 осуществлял трудовую деятельности в качестве слесаря-ремонтника в производстве ферросплавов металлургического производства на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан.

Согласно справке, уточняющий характер работы или вредные условия труда, необходимые для назначения пенсии, выданной работодателем истца 17.07.2019 г. , следует, что Зубков С.В. действительно работал постоянно полный рабочий день на Актюбинском заводе <данные изъяты> в производстве ферросплавов, металлургическое производство (черные металлы) в качестве слесаря-ремонтника плавильного цеха с 30.06.1995 г. В производстве ферросплавов, металлургическое производство (черные металлы) в качестве слесаря – ремонтника цеха готовой продукции с 01.11.2008 г. В производстве ферросплавов, металлургическое производство (черные металлы) в качестве слесаря – ремонтника цеха по ремонту металлургического оборудования с 01.03.2014 г. Работал полный 8-ми часовой рабочий день, полную рабочую неделю. За период 1995-2018 г. Зубков С.В. в отпуске без сохранения заработной платы, в командировках, на курсах, на военных сборах, в ученических отпусках не был и других отвлечений от основной работы не имел. В справке указаны приказы, распоряжения, на основании которых выдана данная справка.

Согласно ответа директора Центрального филиала Некоммерческого акционерного общества «государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 12 ноября 2019 года на запрос ответчика, по имеющимся в базе данных сведениям, на Зубкова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, перечислялись обязательные пенсионные взносы.

Судебной коллегией установлено, что 50-летнего возраста истец достиг ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая наличие не менее 10 лет стажа в условиях вредного производства, наличие не менее 20 лет страхового стажа, достижение возраста 50 лет, судебная коллегия приходит к выводу, что у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании судебной коллегии истец пояснил, что 50-летнего возраста он достиг ДД.ММ.ГГГГ и поэтому не поддерживает свое требование о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган – 20 августа 2019 года.

С учетом изложенного выше, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований истца о включении периода его работы на Актюбинском заводе <данные изъяты> с 30.06.1995 г. по 08.02.2018 г. в специальный стаж по Списку № 1 и назначения страховой пенсии по старости со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 апреля 2021 г. отменить в части отказа в зачете Зубкову С.В. в стаж работы по специальности по Списку № 1 периода работы с 01 января 1998 г. по 08 февраля 2018 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и постановить в данной части новое решение, которым иск Зубкова С.В. о зачете в стаж его работы по специальности по Списку № 1 периода работы с 01 января 1998 г. по 08 февраля 2018 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан, и назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области зачесть Зубкову С.В. в стаж работы по специальности по Списку № 1 период его работы с 01 января 1998 г. по 08 февраля 2018 г. на Актюбинском заводе <данные изъяты> Республики Казахстан и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционную жалобу Зубкова С.В. удовлетворить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

33-1026/2022 (33-14816/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Зубков С.В.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное)
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
23.12.2021[Гр.] Передача дела судье
25.01.2022[Гр.] Судебное заседание
08.02.2022[Гр.] Судебное заседание
16.02.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее