РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года *** Н.
Московский районный суд г. Н. Н. (*** Н., ***) в составе председательствующего судьи З.В. Филипповой,
при секретаре судебного заседания Е.Д. Пудовой,
с участием старшего помощника прокурора *** г. Нижнего Н. Г. Е.В.,
с участием представителя Администрации *** Н. – Рыбакиной Е.П., действующей на основании доверенности, ответчиков Ворониной Д.Д., Ворониной Н.Д., третьего лица Гориной Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации *** Н. к Гориной Г. Г., действующей в интересах Ворониной Н. Д., Ворониной Д. Д. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрации *** Н. обратилась в суд с иском, указывая в обоснование своей правовой позиции, что на основании Постановления администрации г. Нижнего Н. от ЧЧ*ММ*ГГ* * многоквартирный *** литера А. находящийся по адресу: *** Н., *** признан аварийным и подлежащим сносу. Комната 3 в *** соответствующие ей доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном *** г.Нижнего Н. (в том числе доля в праве общей долевой собственности на земельный участок на котором расположен данный дом. пропорциональная размеру общей площади принадлежащего па праве собственности жилого помещения) принадлежат: Ворониной Д. Д. – ? доли в праве общей долевой собственности, Ворониной Н. Д. ? доли в праве общей долевой собственности. Администрацией города Нижнего Н. принято постановление от ЧЧ*ММ*ГГ* * «Об изъятии земельною участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом *** литера А по ***, администрацией города Нижнего Н. проведены мероприятия, направленные на заключение с собственниками соглашения о выкупе для муниципальных нужд изымаемых объектов. Согласно отчету ООО «НОВСИСТЕМ КОНСАЛТ» от ЧЧ*ММ*ГГ* * (МК *-у/2021) об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: жилое помещение (с учетом общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом), назначение: жилое помещение, общая площадь 9 кв.м., этаж 2. по адресу: г.Н.Н., *** литера А, ***, комната 3 имеет итоговую стоимость 1 109 400 (один миллион сто девять тысяч четыреста рублей) 00 копеек, с учетом размера убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости.
На основании изложенного Администрация *** Н. просит суд:
- изъять жилое помещение- комнату * в *** долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном *** города Нижнего Н., принадлежащие на праве собственности Ворониной Д. Д. и Ворониной Н. Д. для муниципальных нужд города Нижнего Н.;
- определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: *** Н., ***, комната 3, принадлежащее на праве собственности Ворониной Д. Д. с учетом убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и земельного участка в размере 554 700 (пятьсот пятьдесят четыре тысяч семьсот рублей) 00 копеек;
- определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: *** Н., ***, комната 3, принадлежащее на праве собственности Ворониной 11аталье Д. с учетом убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и земельного участка в размере 554 700 (пятьсот пятьдесят четыре тысяч семьсот рублей) 00 копеек;
- прекратить право собственности Ворониной Д. Д. на комнат) * в *** долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном *** города Нижнего Н.;
- прекратить право собственности Ворониной Н. Д. на комнату * в *** долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном *** города Нижнего Н.;
- признать право собственности за муниципальным образованием «*** Н.» на жилое помещение- комнату * в *** долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном *** города 11ижнего Н.;
-обязать Горину Г. Г. в течении 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить администрации города Нижнего Н. банковские реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение Ворониной Н. Д.;
- обязать Воронину Д. Д. в течении 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить администрации города Нижнего Н. банковские реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение;
- выселить Воронину Д. Д., 2002 года рождения из изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: *** Н., ***. комната 3;
- снять с регистрационного учета Воронину Д. Д.. 2002 года рождения из изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: *** Н., *** комната 3.
Определением суда от ЧЧ*ММ*ГГ* ответчик Горина Г.Г., действующая в интересах Ворониной Н.Д. переведена из статуса ответчика статус третьего лица в связи с достижением Ворониной Н.Д. совершеннолетия на момент вынесения решения суда.
Представитель Администрации *** Н. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме.
Ответчики Воронина Д.Д., Воронина Н.Д. в процессе рассмотрения дела не оспаривали результаты судебной экспертизы, просили заявленные требования рассмотреть по существу.
Третье лицо Горина Г.Г. оставила вынесение решения на усмотрение суда.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчиков, третьего лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования администрации г.Нижнего Н. в части изъятия спорного жилого помещения и прекращения за ответчиками права собственности, признании права муниципальной собственности, выселении, при этом требование о выселении из спорного жилого помещения подлежит удовлетворению только после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение; требование истца о снятии ответчика с регистрационного учета является излишне заявленным, поскольку выселение из жилого помещения является основанием для снятия с регистрационного учета, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно п.1 ст.282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст.56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Федеральный закон от ЧЧ*ММ*ГГ* N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разделом 10 Государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории *** на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской от ЧЧ*ММ*ГГ* N 168, в которую включен жилой дом, расположенный по адресу: г.Н.Н., ***, мероприятия по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в адресный перечень Программы отдельно по каждому этапу реализации, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований не позднее сроков завершения реализации каждого этапа.
Органы местного самоуправления муниципальных образований *** в рамках реализации Программы осуществляют:
- приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- по согласованию с государственным заказчиком (координатором) Программы приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
- строительство многоквартирных домов, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты.
- выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Органы местного самоуправления муниципальных образований по итогам регистрации права собственности на приобретенные (построенные) благоустроенные жилые помещения, предоставляют гражданам на основании:
- договоров социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- договоров мены на изымаемые у собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям и юридическим лицам) в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам завершения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципальные образования - участники Программы направляют в министерство строительства *** соответствующее уведомление о завершении реализации этапа Программы с приложением отчета согласно приложению 6 к настоящей Программе, который также предусматривает приведение сведений о предоставлении собственникам жилых помещений по договорам мены.
Тем самым, Программой, утвержденной постановлением *** от ЧЧ*ММ*ГГ* N 168, предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах жилых помещений на основании договоров мены, соответственно у собственника жилого помещения имеется право выбора способа возмещения ему стоимости изымаемого жилого помещения, в том числе получение взамен изъятого иного жилого помещения.
Судом установлено, что постановлением администрации города Нижнего Н. от ЧЧ*ММ*ГГ* * «О признании многоквартирного *** литер А по *** аварийным и подлежащим сносу» дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Собственникам помещений установлен срок для сноса дома до ЧЧ*ММ*ГГ*.
Постановлением администрации города Нижнего Н. от ЧЧ*ММ*ГГ* * земельный участок, занимаемый многоквартирным домом * литер А по ***, объекты недвижимости в многоквартирном доме, изъяты для муниципальных нужд.
Данные факты подтверждены копиями постановлений и сторонами в судебных заседаниях не оспаривалось.
Ворониной Д.Д., Ворониной Н.Д. принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доли комната 3 *** Н., и соответствующие им доли в праве собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме (в том числе доля в праве общей долевой собственности на земельный участок на котором расположен данный дом, пропорциональная размеру общей площади принадлежащего на праве собственности жилого помещения).
В спорном жилом помещении состоят на регистрационном учете временно Воронина Д. Д.: ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* год.
Согласно отчету * (МК*-у/2021) ООО «Новсистем Консалт», по определению рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: жилое помещение (с учетом общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом), назначение: жилое помещение, общая площадь 16,9 кв.м., этаж 2, адрес объекта: *** Н., ***, литер А, ***, комната 3 по состоянию на ЧЧ*ММ*ГГ* составляет округленно: 554 700 рублей.
Ответчиками был получен отчет об оценке и проект соглашения об изъятии недвижимости, расположенной по адресу: г. Н. Н., ***, литер А, ***, комната 3, однако, от подписания соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд ответчики отказались.
Определением суда от ЧЧ*ММ*ГГ* производство по делу приостановлено в связи с назначением по делу строительно-технической экспертизы, проведение которой поручено экспертам ФБУ Приволжский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ по адресу: *** Н., ***.
Так согласно экспертного заключения * от ЧЧ*ММ*ГГ*, а именно выводов эксперта следует, что рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Н., ***, комната 3, в техническом состоянии на момент проведения экспертного осмотра, в ценах на дату составления заключения, составляет 1 649 778.00 руб. (Один миллион шестьсот сорок девять тысяч семьсот семьдесят восемь рублей 00 копеек).
При этом следует отметить, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и статьи 290 Гражданского кодекса РФ. устанавливающими неразрывную взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок и иное общее имущество, стоимость доли в праве собственности на такое имущество включается в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Стоимость убытков, связанных с изъятием жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: г. Н. Н., ***. комната 3, включая убытки, которые понесет собственник в связи с изменением места проживания (переездами) и временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, в ценах на дату составления заключения, составляет 54 467,00 руб. (Пятьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят семь рублей 00 копеек).
Стоимость убытков на оформление права собственности на другое жилое помещение (в том числе расходы на оплату услуг нотариуса), а также стоимость государственных пошлин за регистрацию права в рамках производства настоящей судебной строительно-технической экспертизы, не определялась, поскольку решение данных вопросов не входит в компетенцию эксперта при производстве судебной строительно-технической экспертизы.
Стоимость непроизведенного капитального ремонта всех конструктивных элементов многоквартирного *** г.Н.Н.. в том числе внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения с учетом номинального срока службы каждого конструктивного элемента, включая несущие строительные конструкции и их части в многоквартирном доме до 29.12.2014г.. (дата признания дома аварийным), не определялась, поскольку требует составления проектной документации, что не входит в компетенцию эксперта при производстве судебной строительно-технической экспертизы, а выполняется специализированными организациями.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного Кодекса.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст. 2, ст. 16 Федерального Закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32ЖК РФ.
В соответствии с разделом 10 Государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории *** на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской от ЧЧ*ММ*ГГ* N 168, в которую включен жилой *** г.Н.Н. мероприятия по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в адресный перечень Программы отдельно по каждому этапу реализации, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований не позднее сроков завершения реализации каждого этапа.
Органы местного самоуправления муниципальных образований *** в рамках реализации Программы осуществляют:
- приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- по согласованию с государственным заказчиком (координатором) Программы приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
- строительство многоквартирных домов, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты.
- выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Органы местного самоуправления муниципальных образований по итогам регистрации права собственности на приобретенные (построенные) благоустроенные жилые помещения, предоставляют гражданам на основании:
- договоров социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- договоров мены на изымаемые у собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям и юридическим лицам) в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам завершения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципальные образования - участники Программы направляют в министерство строительства *** соответствующее уведомление о завершении реализации этапа Программы с приложением отчета согласно приложению 6 к настоящей Программе, который также предусматривает приведение сведений о предоставлении собственникам жилых помещений по договорам мены.
Тем самым, Программой, утвержденной постановлением *** от ЧЧ*ММ*ГГ* N 168, предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах жилых помещений на основании договоров мены, соответственно у собственника жилого помещения имеется право выбора способа возмещения ему стоимости изымаемого жилого помещения, в том числе получение взамен изъятого иного жилого помещения.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В пункте 3 статьи 2 этого Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ЧЧ*ММ*ГГ*, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что изымаемое жилое помещение является для ответчиков единственным местом жительства, ранее ответчиками не совершалось гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, либо действий, совершение которых привело к отчуждению жилых помещений, ответчикам ранее не предоставлялось жилое помещение в связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд, их согласие на предоставления жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения не бралось.
При указанных обстоятельствах суд определяет размер возмещения за изымаемое жилое помещение в следующем размере:
- Ворониной Д. Д. (1/2 доли в праве общей долевой собственности) 852 122,5 руб. с учетом размера убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости.
- Ворониной Н. Д. 1/2 доли в праве общей долевой собственности) 852 122,5 руб. с учетом размера убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости.
Учитывая также, что иного спора помимо спора о размере возмещения по указанной квартире между сторонами не имеется, суд считает необходимым исковые требования Администрации г.Н.Н. в части изъятия, принадлежащего Ворониной Д.Д. и Ворониной Н.Д., прекращении права собственности Ворониной Д.Д. на ? доли и Ворониной Н.Д. на ? доли в праве общей долевой собственности на комнату 3 *** Н. и долю в праве долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в указанном многоквартирном доме, признании права собственности за муниципальным образованием на вышеуказанную квартиру и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество многоквартирного дома и выселении Ворониной Д.Д. из изымаемого жилого помещения удовлетворить, но после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Суд также удовлетворяет иск администрации г.Н. Н. в части понуждения ответчиков предоставить в течение 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
Рассматривая требования о снятии Ворониной Д.Д. с регистрационного учета из указанного жилого помещения суд приходит к следующему.
Согласно пп. «е» п.31 Постановление Правительства РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 713 (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда. Таким образом, требования о принудительном снятии с учета подлежат отклонению, поскольку вступившее в законную силу решение суда уже является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета.
Таким образом, вступившее в силу решение суда уже является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по месту жительства, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в данной части суд отказывает за необоснованностью.
В силу части первой статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
По смыслу указанных норм при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в порядке, предусмотренном абзацем 2 части второй статьи 85 ГПК РФ, судам необходимо учитывать положения статьи 98 ГПК РФ.
Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек, в случае, когда денежная сумма, подлежащая выплате экспертам, не была предварительно внесена стороной на счет суда в порядке, предусмотренном частью первой статьи 96 ГПК РФ, денежную сумму, причитающуюся в качестве вознаграждения экспертам за выполненную ими по поручению суда экспертизу, судам надлежит взыскать с проигравшей гражданско-правовой спор стороны.
Стоимость экспертизы по данному делу составляет 18 000 рублей, которая оплачена Гориной Г.Г
В силу части первой статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Подлежат взысканию расходы по оплате услуг эксперта в размере 18 000 рублей, которые были оплачены Гориной Г.Г., действующей на момент рассмотрения дела в интересах несовершеннолетней Ворониной Н.Д.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г.Н.Н. к Ворониной Н. Д., Ворониной Д. Д. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, удовлетворить частично.
Изъять ? долю в праве общей долевой собственности на комнату 3 *** Н. и соответствующие ей доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном *** Н. (в том числе доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, пропорциональная размеру общей площади принадлежащего на праве собственности жилого помещения) принадлежащие на праве собственности Ворониной Д. Д..
Изъять ? долю в праве общей долевой собственности на комнату 3 *** Н. и соответствующие ей доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном *** Н. (в том числе доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, пропорциональная размеру общей площади принадлежащего на праве собственности жилого помещения) принадлежащие на праве собственности Ворониной Н. Д..
Определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: *** Н., ***, комната 3 принадлежащее на праве общей долевой собственности Ворониной Д. Д. с учетом убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и земельного участка в размере 852 122,5 руб.; Ворониной Н. Д., с учетом убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и земельного участка в размере 852 122,5 руб.
Прекратить право собственности Ворониной Д. Д. на ? доли, Ворониной Н. Д. на ? доли в праве общей долевой собственности на комнату 3 *** Н. и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном *** города Нижнего Н..
Обязать Воронину Д. Д. и Воронину Н. Д. в течении 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить администрации города Нижнего Н. банковские реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение.
Выселить Воронину Д. Д. из изымаемого жилого помещения по адресу: *** Н., ***, комната 3.
Признать право собственности за муниципальным образованием «*** Н.» на жилое помещение и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и долю в праве собственности на общее имущество на комнату * *** Н. и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном *** города Нижнего Н. после выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
В остальной части иска Администрации г.Н.Н. отказать.
Взыскать с Администрации *** Н. в пользу Гориной Г. Г. расходы по оплате экспертизы в размере 18 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | З.В. Филиппова |
Решение суда в окончательной форме принято ЧЧ*ММ*ГГ*